Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Виктор: У нового Хоббита должно быть такое вступление:
Виктор: „А вы слышали сказку о драконе, который Смог?“»
bash.org

Драконы на Руси

Фрагмент обложки серии книг «Русские народные сказки», изданной Экспедицией изготовления Государственных бумаг, 1899 г.
Фрагмент обложки серии книг «Русские народные сказки», изданной Экспедицией изготовления Государственных бумаг, 1899 г.
Резьба по дереву, дракон
Резьба по дереву, дракон

Начнем, пожалуй, с исторических записей. Ян Стрейс в своем «Третьем путешествии» пишет: «13-го увидели мы Змиеву гору (недалеко от Саратова) и названную так, по нашему мнению, потому, что она вся извивается. Но русские говорят, что гора эта получила название свое от одного змея или дракона неимоверной величины, который будто бы долгое время жил на этой горе, делая бездну вреда, и, наконец, каким-то богатырем разрублен на три части, которые якобы тотчас же обратились в камни. На горе еще и теперь лежат друг подле друга три больших длинных камня, как будто отбитых от одного громадного камня»[1].

[1] Морозов А. «Ян Стрейс. Три путешествия» М. ОГИЗ-Соцэкгиз. 1935

«Ученые пишут, что сказка — это миф, который перестал быть священным для тех, кто его рассказывает и слушает. Это миф, в который уже не очень-то верят. Кстати, в Древней Руси словом «сказка» обозначали достоверный рассказ, притом чаще письменный. А то, что мы теперь называем сказкой, тогда обозначали словом «баснь». От него произошла современная «басня» и выражение «баснословный» — приукрашенный, фантастический, легендарный»[2].

[2] Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука классика, 2001

«Каким же представляет себе создатель или слушатель сказки змея? По материалам трехтомника А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» можно сделать интересные выводы. Оказывается, что змей в сказке, в подлинной народной русской сказке, никогда не описывается. Мы знаем, как выглядит змей, но знаем это не по сказкам. Если бы мы пожелали нарисовать змея только по материалам сказки, то это было бы затруднительно. Но некоторые черты внешнего облика змея все же могут быть вырисованы.

Змей, прежде всего и всегда — существо многоголовое. Число голов различно, преобладают 3, 6, 9, 12 голов, но попадаются и 5 и 7. Это — основная, постоянная, непременная черта его.

Все другие черты упоминаются лишь иногда, иногда они и не приводятся. Так, например, не всегда говорится, что змей — существо летучее. Он летает по воздуху: «Вдруг видят: в версте от них летит змей». «Прилетел змей, начал виться над царевною». Но, тем не менее, крылья его почти никогда в связи с полетом не упоминаются, можно бы думать, что он витает по воздуху без крыльев. Тело его сказкой также не описывается. Чешуйчатый ли он или гладкий или покрытый шкурой — этого мы не знаем. Когтистые лапы и длинный хвост с острием, излюбленная деталь лубочных картинок, в сказках, как правило, отсутствуют. Полет змея иногда напоминает полет яги. «Поднималась сильная буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долупреклоняется: летит трехглавый змей». Во всем афанасьевском сборнике крылья упоминаются только один раз: змей уносит царевну «на своих огненных крыльях».

Змей существо огневое. «Летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит. «Змей пламенем палит, когтями рвет», «Тут змей испустил из себя пламя огненное, хочет сжечь царевича», «Я твое царство огнем сожгу, пеплом развею». Это — постоянная формула угрозы змея. В одном случае змею соответствует огненный царь: «Не доезжая до его царства, верст 30 уж огнем жжет».

Но есть и другая стихия, с которой связан змей. Эта стихия — вода. Он не только огненный царь, но и водяной царь. Эти две черты вовсе не исключают друг друга, они часто соединяются. Так, например, водяной царь присылает письмо за тремя черными печатями требует Марфу-царевну, он грозит, что «людей всех прибьет и все царство огнем сожжет». Таким образом, водяная и огненная стихии не исключают друг друга. Эта водяная природа змея сказывается даже в его имени. Он „змей черноморский“»[3].

________________________

[3] Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986

Царство Черноморского Змея подробно описано в былинах и сказках о Садко. Напрасно считается, что эти рассказы относятся лишь к Балтийскому морю. Новогородские словене только в VII веке нашей эры вышли к Балтике, а до этого более тысячелетия жили на побережье Черного моря.

В былинах описаны подводный дворец, несметные богатства Морского царя, рассказано о многих его дочерях, о таинственных слугах. В академическом издании «Новгородских былин» приводится легенда о путешествии Садко к Морскому царю, отличающаяся любопытными подробностями.

Согласно этой былине, Садко зазывают в подводное царство слуги Морского царя. Садко отправляется в гости к Черноморцу на некой «огненной лодочке»:

«Побежала лодочка по синю морю...

Прибежала к столбу огненну...

Да и вверглась по нему в сине море,

Очутилась у двери хрустальной...»

Согласно преданиям славян, именно в царстве Черноморского Змея лежит скованный Великий Змей, который явится, когда наступит Конец Времен...

Послушаем Проппа: «Змей русских былин живет в воде. Когда он подымается из воды, то за ним и вода подымается. «Тут утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, море всколыхалось, — лезет чуда-юда мосальская губа». «Вдруг змей начал выходить, вода за ним хлынула на три аршина». В одной сказке он спит на камне в море, он храпит, «и як храпе, да того на семь верст аж волна бье».

Но змей имеет и другое название — он «Змей-Горыныч». Он живет в горах. Такое местопребывание не мешает ему в то же время быть морским чудовищем. «Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается». И хотя слова «в гору» и могут означать просто «на берег», но все же двух типов змея, горного и водяного, установить нельзя. Иногда он живет на горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. „Едут год они, едут два, проехали три царства, синеются— виднеются горы высокие, между гор степи песчаные: то земля змея лютого“»[4].

________________________

[4] Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986

Похоже на то, что сказки про летающего Змея-Горыныча сказками как раз не являются. В доказательство можно привести выдержки из журнала Императорского Русского Географического общества «Живая старина» от 1895 года (выпуски 3 и 4), где, в свою очередь, истории были перепечатаны из старинного дневника неизвестного автора, датированного 1816 года (орфография сохранена): «Плыша судны по реке Волге, а в котором месте, о том мне было не известно, и летел змей велик зело и нес во рту человека через Волгу со всем одеянием, и обут в катах и каты красным сукном обшыты. И слышно было от оного несчастного человека только «их, их» — ихаит. И прелетел Волгу и пал с человеком в займище в болота. А видом оной змей огнем ночью; и оный видевшыи люди стали сказывать в селениях оное видение, и им сказали, что от нас не вдалеке в такой та деревне человек пропал с вечера с ыгрища»[5].

А вот и вторая история оттуда же: «Коломенскаго уезда селца Уварова есть пустошь, называемая Каширязива, на рубеже подле Резова. Приехали мы ночевать с лошадьми на Грезьвище в осень числом более 20 человек или 30 будет; была часть и девиц чесных, и по обычаю малолетнего возраста играша кто чему горазд: кто в дудку, а кто песни, и мало было ктобы не играл, кроме девиц; а девицы стан особливой имеша о себе. И два часа прошло или болше бесчинного играния, и внезапну осветилось, яко на четверть поприща, и случишеся на оном месте лошади вдруг бросились бегообразно и страшно. Мы ж, я сам взглянул кверху, и видно всем и мне змей огнен в белом огне и извиваяся над самым нашым станом, яко будет высоты две или три колокольни, длиною три аршына он и много боле, да узнать точно с земли нельзя, потому что высоко. И стоял над нами четверть часа, и все в то время исусову молитву творили. А галовою стаял на восток влево, и тако исъчезе»[6].

________________________

[5] Аномалия. Газета о непознанном. www.pressa.spb.ru/newspapers/anomal/

[6] Там же

Дракон — бог мрака. Огонь Сварожич — убийца Дракона. Драконы бывают разные. Некоторые похожи на зверей с телом льва и головой коровы, некоторые похожи на динозавров. Бывают рогатые и крылатые драконы, в том числе и многоглавые.

Семергла (или ЗЕМЕРГЛА) — божество злости и ненависти, дyх, паpализyющий жизнь, дyх сypовой Зимы, по сведениям западнославянских источников. Веpоятно, имя ее должно было пpоизноситься ЗИМЕРГЛА (Зима-Рыгл). Зимеpгла — жена и сестpа Хвоpза, помощником y нее был Хладолей — моpозный бог. Дети Хвоpза и Зимеpглы: Стpибог и его сестpа и жена Стpиба — стpажи ночной тьмы, боги моpозных ветpов и вьюг.

Изображение драконов на древних русских монетах
Изображение драконов на древних русских монетах
Изображение драконов на древних русских монетах
Изображение драконов на древних русских монетах