Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Один Чжу учился ловить драконов. Выбросил силы и деньги на ветер.
Жаль что за всю свою жизнь он так ни одного и не встретил.»
БГ

Б. Макридичев «Чудский ящер — реликт мезозоя?»

БОРИС МАКРИДИЧЕВ,
инженер-строитель, г. Киев

 
 

Бляха — семеро лосей идущих по спине ящера. Бронза.
Гигантский ящер с человекообразными фигурами сульде. Изображение найдено в деревне Пешково Пермской области, на левом берегу реки Кондас, притока Камы. VI–IX вв. н. э.

В Приуралье, главным образом по берегам Камы и ее притоков, издавна находили отлитые из бронзы диковинные бляшки с хорошо различимыми фигурками людей с лосиными или птичьими головами, птиц с человечьими ликами на груди, каких-то фантастических животных...

Авторами этих изображений были древнейшие литейщики легендарного племени чудь, населявшего когда-то север европейской части России и Приуралья. О чуди известно немного, в основном из преданий, бытующих среди северян, в частности среди народности коми. В этих легендах чудь представлена как «прежний», «древний», «иной» народ. Не желая покориться пришельцам, чудь якобы уходила в землю, закапывая себя вямах вземлянках. Да и были-то огни небольшого расточка, больше напоминая сказочных лесных гномов, всего боялись и прятались от людей в маленьких домиках...

Но постепенно за легендами и преданиями представал перед учеными образ другой, реальной чуди — племени искусных земледельцев и ремесленников. Чудины в совершенстве владели кузнечным и литейным ремеслом, умели обрабатывать дерево и металл, строила деревянные дома и мощные военные укрепления. О многочисленности находок чудских вещей свидетельствует П. Вогаевский, писавший в 20-х годах нашего столетия:

«Всех, кому приходилось проезжать по Чердьшокому и Соликамскому уездам, прямо поражают рассказы крестьян о многочисленных находках этих памятников и легкость приобретения их. Например, в 1915 году в селе Верх-Боровском Чердьшското уезда крестьяне предлагали нам массу чудских находок по цене 5 руб. за ковш». И если драгоценное серебро отыскиваемых в изобилии кладов использовалось в качестве даров, денег или попросту отправлялось в переплавку, то бронзовые бляшки не пользовались в народе подобным спросом и в большом количестве попадали в руки ученых, коллекционеров и просто любителей старины.


Рогатый «ящер» в изображении древнего художника.
Находка археолога С.И. Сергеева (деревня Подбодыка, 1895 г.).
Фото из атласа А.А.
Спицина Шаманские изображения.

Одними из первых собирателей чудских древностей были отец и сын Теплоуховы, служившие лесничими в графском имении Строгановых. К концу прошлого столетия ями была собрана огромная коллекция — более семи тысяч предметов. Заслугой младшего Теплоухова, Федора Александровича, является не только сбережение и пополнение собрания. Его перу принадлежит несколько научных статей, посвященных описанию, систематизации и семантике древностей, найденных в обширных строгановских вотчинах.

Многочисленность приуральских находок, их разнообразие и богатое информативное содержание вызвали большой интерес археологов России. В 1899 году публикуется работа известного отечественного ученого-этнографа Д. Анучина «К истории искусства и верований у приуральской чуди», а в 1906 году — книга историка А. Спицына «Шаманские изображения», наиболее полно рассказавшая о «чудских образках». В каше время вопросам изучения чудских древностей посвящены работы А. Шмидта, Л. Грибовой и других ученых.

Точная дата выплавки первой металлической бляшки отсутствует. Ученые предполагают, что искусство металлической пластики, условно названное «пермским звериным стилем», возникло незадолго до начала нашей эры и развивалось вплоть до XV века. Рассматривая эти изображения, не перестаешь удивляться богатейшей фантазии древних ваятелей. «Порой эти сочетания полны художественной гармонии, порой сухи и схематичны, но всегда необычны своим замыслом и выполнением», — писал советский исследователь А. Шмидт.

По своему смысловому содержанию ажурные бляхи соответствовали религиозным верованиям финно-угороких народов, к числу которых относилась и чудь. Весь мир в их представлении делился на три яруса: верхний — небесный, средний — земной и нижний — подземный или подводный. Каждому миру соответствовали определенные существа. Верхнему — птицы и некоторые млекопитающие, нижнему — рыбы, эмеи, ящероподобные существа. Между двумя мирами — человек, чей образ обычно в центре языческих предметов.

Несмотря на религиозную окраску образов пермского звериного стиля, на бронзовых пластинах представлены реальные животные местной фауны. Здесь и лоси, и медведи, и пушные зверьки, и различные виды птиц, в изобилии населявшие этот край. Нижний ярус чудской мифологии представлен всевозможными водоплавающими зверьками, рыбами,змеями. Главным «хозяином» нижнего, подземно-подводного мира является некое существо, «могущее жить и двигаться одинаково удобно как в воде, так и на суше».

«Ящер» — так метко окрестил его сто лет назад Ф. Теплоухов — непременный участите многих композиций «шаманской» бронзы. В книге А. Спицына приведено свыше сотни рисунков «чудских образков» с изображением ящеров. И везде они в движении, у всех открыта пасть, ови «дышат», они «живут», глаза у всех открытые, зрячие!


Еще одно изображение «ящера», найденное в деревне Подбодыка Пермской области.
Хорошо различимы ромбовидные пластины вдоль спины.
Фото из атласа А.А. Спицина «Шаманские изображения».

Интересную характеристику ящеров приводит Д. Анучин: «...среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогом и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом. Зверь этот... изображался в виде отдельных фигурок или в подножии антропоморфных и зверовидных фигур «образков», как бы заменяя собою землю; по-видимому, он и представлялся живущим на земле...»

Согласно чудским верованиям владыкой нижнего жира был Куль-Отыр. В переводе с коми-пермяцкого языка «куль» — водяной черт, «отыр» — люди, народ.
Как правило, ящер служит подножием человекообразных фигур (сульде), с которыми составляет подчас сложную композицию. На великолепной поделке, найденной на Каме близ деревни Ныргында, изображен «огромный, весьма типичный ящер, длинный, изогнутый, с коротким пушистым хвостом и короткими лапами; на сильно вывернутой нижней челюсти и на шее волоса, верхняя челюсть иззубрена». На ящере сидит человек с раскинутыми руками-крыльями, голова и руки его переходят в лосиные головы, а те, в свою очередь, в птиц... Это удивительное произведение безвестного древнего ваятеля относится ко времени расцвета пермского звериного стиля (VIII—IX вв.).

В ряде случаев загадочной рептилии отводится главное место в композиции. Вот два изображения, найденные в Подбобыке, деревне Ныробокого района Пермской области, на левом берегу реки Колвы. Близ деревни было расположено «костище», раскопанное еще в 1896 году археологом С. Сергеевым. Одно из них красочно описал Ф. Теплоухов:

«Животное это представляет нечто среднее между зверем и рыбой, в общем же напоминает софою отчасти большую ящерицу иди крокодила. Тело этого чудовища, как и форма его головы, делает его похожим на рыбу, но глаза и ноздри похожи скорее на звериные. Кроме того, нижняя челюсть длиннее верхней и ей придана форма загнутого вверх рога. Другой такой рог помещен ва затылке. Ноги короткие, в виде человеческих рук, а хвост подобен рыбьему, поставлен вертикально».

...Перед нами изображения удивительных существ, во многом схожих между собой: массивное приземистое тело на коротких лапах, хвост, роговидный выступ на морде, вдоль спины чешуйчатые наросты — признак пресмыкающихся. Эти животные были «толь же хорошо известны древним художникам, как, скажем, лось или медведь. Ящеры присутствуют не только в сложных религиозных композициях пермской металлопластики, где их образ заметно упрощен и стилизовав. Имеются отдельные изображения, очевидно, родовые тотемы, где таинственное животное «выписано» гораздо более детально.


Удмурдия, деревня Ныргында
VI-VIII вв.
Бронза, литьё
Бляха представляет сложную многофигурную композицию в центре которой помещено сидящее на спине длинного, извивающегося ящера крылатое антропоморфное существо — человеколось в окружении лосиных голов и птиц. Ящер имеет короткий хвост и короткие трёхпалые лапы, в его чреве семь рыб. Над антропоморфным существом — кричащие птицы. Композиция обрамлена фризом из голов лосей.
Кричащие птицы олицетворяют верхний мир — небо; антропоморфное существо и лоси, символизирующие тотемическое единство человека и зверя, — землю; ящер с рыбами в чреве — подземный мир и водную стихию.
Фото из атласа А.А. Спицина «Шаманские изображения».

Откуда же появился ящер на чудских украшениях? Кто служил моделью древнему художнику? Известно, что гигантские пресмыкающиеся вымерли на рубеже мезозойской и кайнозойской эр, задолго до появления человека. Быть может, отдельным ящерам удалось выжить, приспособиться к изменившимся условиям? Ведь смогли же другие подклассы рептилий перейти в кайнозой, сохранявшись и доныне.
Возможные контакты человека с «доисторическими чудовищами» устойчиво отложились в людской памяти. В местном фольклоре ящеры трансформировались в сказочных змеев и драконов. На старинных гравюрах в иконах они умерщвляются Георгием Победоносцом. Изображения ящеров встречаются даже на русских прялках. Так, на прялках с широкой лампаской для привязывания кудели нередки изображения солнца, к которому снизу тянется ящер. Поражает, как тщательно в рельефно вырезано чудовище; тело его извивается,как у змеи. А ведь прялка — древнейшее орудие труда:
еще рыболовы каменного века ловили рыбу сетями, сделанными на грубых нитей.
Возможно, .что в Приуралье «стыковка» человека с исчезавшими гигантскими рептилиями произошла 12 — 10 тысяч лет до нашей эры, когда огромная, тысячеметровая толща льда медленно отступала на север, оставляя за собой обширные болотистые раввины, зараставшие потом тайгой. Мезолит в истории первобытного человека — это эпоха освоения северных лесов, куда уходили мамонты, олени, носороги в... ящеры. Человек тогда достиг Прибалтики, Белого моря, севера Кольского полуострова, а восточнее — рек Вычегды и Печоры.

В число религиозных образов охотников и рыболовов мезолитической эпохи — периода изобилия воды — вошел образ ящера, хозяина водной (подземной) стихии. Ящер не был придумай, в этом не было необходимости, как не нужно было придумывать другие религиозные образы: лосей, медведей, птиц и т. п. Это были живые представители фауны, окружавшей древнего человека. Часть изних — мамонты, шерстистые носороги и крупные ящеры — не сохранилась.


Таинственное животное с двумя седоками.
Хорошо различимы чашуйчатые выступы на спине.
Нижняя челюсть отломана.
Фото из атласа А.А. Спицина «Шаманские изображения».
Автор атласа относит это изображение к VIII — IX вв. н. э.

Вспомним историю «ужасные пресмыкающихся» — динозавров. Наибольшего своего развития они достигли в геологическое «средневековье» — в мезозое, когда моря, суша в воздух кишели всевозможными «заврами». Хищные и растительноядные, они поражали своим разнообразием. Растительноядные динозавры в отличие от своих хищных собратьев развивались по пути «усиления обороноспособности». Кроме увеличения абсолютных размеров (длина туловища — до 8 — 9 м), у стегозавров, например, образовались вдоль спины два ряда огромных костных пластин и шипы на конце хвоста. У цератопсов — мощные рога ва черепе, служившие действенным оружием. Наибольшего расцвета птицетазовые динозавры достигли в конце мелового периода. До появления человека оставалась целая геологическая эпоха — третичный период.

Хотелось бы верить, что отдельные особи рогатых динозавров, приспособившись к суровомуклимату кайнозойской эры, преодолели этот тяжелейший марафон длиною в 60 мла. лет и встретились не только с первым человекоподобным — питекантропом, но и с Человеком Разумным. Иначе откуда могли появиться динозавры на чудских бляшках I тысячелетия нашей эры?



ЭТО ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО!

ЮРИЙ РОСЦИУС, инженер

Автор статьи «Чудский ящер — реликт мезозоя?», анализируя известный исторический материал и археологические находки, приходит к выводу: представители финно-угорского племени чудь, проживавшего некогда на нынешней территории СССР, встречались с животным («ящером»), послужившим моделью для их художественных изделий. Возможно ли это?

Несомненно, животные такого типа, относящиеся к рептилиям, когда-то существовали. Однако наука не только установила это, но и вынесла свой суровый приговор: не перенеся изменившихся условий и межвидовой борьбы, они вымерли задолго до появления человека. Только окончателен ли приговор науки? Не подлежит ли он обжалованию? И, самое главное, приведен ли он в исполнение природой? Не сохранились ли где-нибудь — до эпохи человека либо даже до наших дней — «неучтенные» экземпляры этих существ, подобно знаменитой кистеперой рыбе-целаканту, современнице динозавров?

Обратимся к источникам. В 31-м томе Полного собрания русских летописей, изданном в 1968 году издательством «Наука», в Мазуринском летописце, носящем длинное программное название: «Книга, глаголемая летописец великий земли Росиския, великого языка словенскаго, отколе и в кои лета начата княжити», читаем (фрагмент для облегчения восприятия дан в сокращенном пересказе языком нашего времени):
«Великий князь Словен поставил рад Словенеск, ныне называемый Великий Новгород. С того времени новопришельцы скифы начали называться словенами и реку, в озеро Ильмень впадающую, назвали по имени жены Словена Шелони. Именем же его младшего сына Волховца назвали Оборотню протоку, которая истекает из Волхова и ниже впадает в него вновь. Больший же сын Словена был бесоугодник и чародей и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя крокодила, залегал в реке Волхове путь водный и непокоряющихся ему которых пожирал, которых опрокидывал и топил...»

Основание Новгорода принято ныне датировать концом IX века. Когда-то в тех краях проживало одно из чудских племен. Отметим странное упоминание о крокодиле – существе для нашей географической зоны непривычном, — якобы проживавшем какое-то время в Волхове, пожиравшем людей, переворачивавшем и топившем суда.
Заглянем теперь в газеты последнего двадцатилетия. Упоминания о ящероподобных животных, в большинстве явно тяготеющих к воде, практически не сходят со страниц периодической печати. Очевидцы называют их то чертом, то змеем, то ящером, то именем собственным (обычно по названию водоема). Выходы этих существ на берег, нередко удаление на значительное расстояние от воды дают основание полагать, что описываются земноводные. Поскольку наблюдаются они в основном в .водной среде, полного описания их внешнего вида очевидцы, как правило, не делают. Тем не менее в рассказах о таких встречах явственно просматривается нечто общее.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Шотландское графство Инвернесс. Озеро Лох-Несс, 38 км в длину, 3 км ширины, до 250 м глубины. Обитающее в нем существо ласково именуют Несси. Как гласит старая хроника, в 565 году некий монах Колумбус крестным знамением обратил выползшее из озера чудовище в бегство. Общая длина Несси — около 18 м, причем на долю змеевидной шеи и головы приходится метра три. Скорость в воде до 7,5 м/с.

В том же районе находятся еще два озера: Лох-Морар, глубиной 300 м, в котором с 1887 года наблюдается животное с головой змеи, более 13 м длины, и озеро Лох-Шин, столь же глубокое и «облюбованное» сходным существом.

США. Штат Вермонт. Озеро Шамплейн. Чудовище именуют Шамп. Змееподобно, толщиной с бочонок, длиной 5 — 10 м. Впервые замечено .в 1609 году. Наблюдалось более 100 раз. Похоже на Несси, над водой на 2,5 м возвышаются шея, горб и плавник. Некто А, Мэн-си сделал цветные снимки. Р. Мэкел, зоолог из Чикагского университета, специализирующийся на редких и изчезнувших животных, утверждает, что они подлинные.

КАНАДА. Озеро Похенегамук в 160 км к востоку от Квебека, длина 11 км, глубина 120 м. Чудовище именуют Поуник. Первое появление — 1874 год. От озера Шамплейн прямой около 300 км.

ШВЕДСКАЯ ЛАПЛАНДИЯ. Озеро Торнетраеск, длина 80км, глубина 163 м, расположено за Полярным кругом. Существо черного цвета, иной порядка 20 м.

АФРИКА. Республика Конго. Озеро Теле. Драконоподобное существо, называемое Мокеле-мбембе, более м длины, известно, с XVII века. голос записан на магнитофон, звук не идентифицирован.

КИТАЙ. Высокогорное озеро Тяньчи в горах Чанбайшань. Площадь ёра 9,8 км<2, глубина 370 м. Низкая температура воды, малое количество планктона. Животное с головой ковы, туловищем собаки, пастью в форме плоского клюва. Черная блестящая спина покрыта черным мехом, живот белый.

СССР.

Киргизия. Отроги Чаткальского хребта. Горное озеро Сары-Челек. Ящероподобное существо, именуемое обычно чертом.

Якутия. Янский район. Озеро Хайыр. Сотрудник биологического отдела Якутского филиала АН СССР Ф. Гладких наблюдал зверя, вылезающего на берег. Кожа серо-синего цвета, на спине вертикальный плавник, шея длинная, голова небольшая, похож на плезиозавра.

Якутия. Сордонохское плато. Озеро Ворота. Геолог В. А. Твердохлебов и его помощник В. Башкатов наблюдали животное до 10 м длины с вертикальным плавником темно-серого цвета, с огромной пастью, корпусом вроде бочонка, расстояние между глазами около 2 м! Неподалеку расположено озеро Лабынкыр длиной 14км, глубиной 60 м, где, по .явлению многих, «живет черт».

Сходные существа замечены еще в ряде озер Канады (Манитоба, Бейкер, Оканоган) и Африки (Виктория, Ньяса), а также в верховьях Нила. Но только ли наблюдениями огранивались контакты людей с загадочными животными? Вот два факта, почерпнутые из архивных материалов.

США. 3 августа 1868 года. Штат Мэн, на границе с Канадой. Неподалеку от города Истпорт на суше вблизи воды обнаружено было чудовище. Открыт ружейный огонь, животное скончалось, получив около 70 ранений. Демонстрировалось в городах Истпорт и Портленд. Длина 9 м, вес порядка 10 т, большой спинной и два боковых плавника, хвост как у акулы, две ноги с перепончатыми лапами, двухметровая пасть. Тело не имеет костного скелета. Конечно, нельзя исключить возможность фальсификации...

РОССИЯ. Крым. В книге В. Кандараки «Универсальное описание Крыма» (Спб., 1875, ч. 7, с. 35) в главе «Пресмыкающиеся или гады» сказано
«.„По народным преданиям, страну эту в былые времена как-то периодически посещали какие-то чудовищные змеи, против которых народонаселение принимало энергичные меры и истребляло их. Мы неимеемразумных оснований доверяться этим рассказам, за исключением одного только важного факта, совершившегося в 1828 году. Факт этот, судя по официальной переписке, представляется в следующем виде; по донесению евпаторийского исправника я уезде его появилась огромная змея, которая нападает на овец и высасывает из них кровь. Обстоятельство это подтверждалось и частными заявлениями. Начальник губернии вынужден был для проверки всего этого откомандировать отдельного чиновника с несколькими казаками, чтобы убить чудовище и, если это возможно, снять шкуру его. Посланному после долгих поисков внезапно пришлось наскочить на змею эту, но она 'быстро скрылась в .расщелине около деревни Зумбрюка. Несколько времени после этого один молодой татарин, пастух, вооруженный дубинкою, возвращался по почтовой дороге в селение, как вдруг перед ним выползла змея, имевшая приблизительно 5 аршин длины, заячью голову, от которой шла черная полоса по шее, представляющая подобие гривы. Татарин лишь только подметил в ней желание приблизиться к нему, удачным ударом дубинкою размозжил ей голову и изуродовал Туловище...» Чиновник видел останки змеи, но не смог снять шкуру.

Впрочем, не только в прошлые века в руки людей попадали трупы подобных странных существ, В 1982 году периодическая печать сообщила, что вблизи города Салоники (Греция) под колеса автомобиля попало неизвестное пресмыкающееся с клювом и плавниками, длиной свыше 2,5 м!

Следует, правда, подчеркнуть, что официального признания описываемых очевидцами звероящеров пока нет, хотя отдельные ученые и высказываются позитивно. Но их возгласы тонут в гневном хоре оппонентов.
Учитывая тенденцию постепенного вымирания видов и темпы этого процесса, можно не без оснований полагать, что 1000 — 2000 лет назад (то есть во времена формирования «пермского звериного стиля») вероятность существования живых звероящеров была существенно выше, нежели сегодня Таким образом, диковинные бронзовые бляшки вполне могут быть портретами ящеров, выполненными с натуры!
 

РЕАЛЬНОСТЬ ПРЕСНОВОДНЫХ ЧУДОВИЩ

ГАЛИНА ПУХОВА, кандидат биологических наук

Что же все-таки могло стать прообразом самого загадочного персонажа замечательных чудских барельефов?

Мыслимых вариантов, как нетрудно видеть, три:

  1. «ящер» суть плод чистой фантазии своих создателей;
  2. чудским ваятелям послужило «моделью» некое животное, ныне вымершее, но существовавшее еще в сравнительно 'недалеком прошлом;
  3. такой «моделью» было животное, благополучно существующее и сейчас.

Б. Макридичев и Ю. Росциус рассматривают, посути, только два первых варианта, причем склоняются ко второму из них, полагая, что прообразом чудского «ящера» были сохранившиеся до исторической эпохи потомки гигантских мезозойских рептилий. Но справедливость требует и рассмотрения третьего варианта. Какое же реальное животное, обитающее на территории нашей страны, могло претендовать на роль «владыки подводно-подземного мира»? Ведь сохранившиеся до нашего времени истинные «чудовища пресных вод», к каким, например, легко отнести крокодилов, анаконду или, допустим, встречающуюся на юге США рыбу-аллигатора (длина ее доходит до 6 м), у нас не водятся и вроде бы никогда не водились... Впрочем, давайте откроем «Жизнь животных» А. Брема (Спб., 1895, т. 8) и посмотрим, что пишет выдающийся натуралист о вещах, которые просто обязаны вас заинтересовать, коли уж поднят вопрос о «хозяине подводного мира».

«Важнее всех до сих пор названных осетровых белуга, великан всего семейства и рода; эта рыба достигает 8 м, а по словам Линдемана, даже 15 м длины и от 1000 до 1600 кг веса... Область распространения ограничивается Черным и Каспийским морями, откуда она проникает в различные их притоки».

К счастью, белуга — рыба преимущественно наша, отечественная, и ничто не мешает нам обратиться за помощью к другому выдающемуся натуралисту — Леониду Павловичу Сабанееву. Раскроем его знаменитый труд «Рыбы России» (3-е изд., М., 1911). Вот что пишет о белуге Л. Сабанеев:

«Это самая крупная рыба, встречающаяся в пресных водах... Она заходит очень далеко, и есть даже некоторое основание предположить, что чем больше белуга, тем далее идет она нереститься... По моим расспросам, огромная белуга была поймана в 1860 или 61-м году в Вишере (близ дер. Сыпучих) — одном из больших северных притоков Камы... Штраленберг уверяет, что он видел в 1730 году громадную белугу,имевшую в длину 8 сажен, а в толщину 18 англ. футов. По свидетельству Кожевникова, еще в середине этого столетия в ставропольских водах Всеволжского попалась белуга такой величины, что, когда стали вынимать ее через блок, укрепленный на мачте, то мачта от тяжести лопнула; ловцы видели только голову белуги с наросшими на ней ракушками — и поспешно отсекли «кукая», чтобы спастисьсамим... Из других случаев поимки больших белуг известны следующие: в 1813 г. около Сарепты поймана белуга в 80 пудов (и 16 пудов икры); в 1847 г. была поймана в Урале (весной) в 60-х пудов. В 1878 г. в Астраханских водах была поймана белуга в 70 пудов, в 1879 г., близ с. Золотого, в 60 пудов О чудовищных белугах, встречавшихся в прежние времена (в 100 120 и 250 пудов), говорится в Астра ханском Справ. Листке за 1872 г. № б8».
Любая из чудовищных рыб, упомянутых Л. Сабанеевым, могла, бесспорно, претендовать на почетное место в фольклоре я мифологии (тем более что в районах, населенны» чудскими племенами, подобные монстры появлялись лишь эпизодически). Любопытно, что даже там, где белуга обычна, ее окружают легенды. Л. Сабанеев упоминает, в частности, о «белужьем камне», который, «по словам рыбаков, отличается необычайною целебною силою».

Однако белуга, несмотря «а свою величину и непомерную силу («случается, что при вытаскивании крупных белуг рыбаки подвергаются на море смертельной опасности и иногда даже жертвуют, жизнью»), отнюдь не является единственным великаном наших внутренних водоемов. Римский поэт Авзаций когда-то писал:

Ныне тебя, о сом, воспеваю, могучую рыбу,
Ту, чья спина, словно Аттика, маслом покрыта!
Кажешься ты мне дельфином речным, когда мощно
То снизу воды проникая, свое грузное тело
Еле влачишь и о дно и речную траву задеваешь
Так из Атлантики, бурной, ветром гонимый
Или свободно плывя, близится к берегу кит,
С силой валы рассекая; вздымаются волны,
Ближние скалы залить угрожая паденьем!

Сравнение с морским колоссом не просто поэтическая метафора. Швейцарский естествоиспытатель К. Геснер, а за ним А. Брем называли сома «немецким китом», Л. Сабанеев — «пресноводной акулой». Вполне уместно вновь обратиться к «Рыбам России».

«Из всех наших пресноводных рыб первое место по величине принадлежит, бесспорно, сому. В этом, отношения его превосходит только одна белуга, но она, как известно, рыба проходная, которая входит в реки только для икрометания... Обыкновенный сом обитает у нас преимущественно реки Арало-Каспийского и Черноморского бассейнов, причем всего многочисленнее бывает в нижнем их течении... В северных реках наших сома нет вовсе, и вряд ли он даже встречается в северных притоках Камы... На Одере, славящемся обилием сомов, еще в 1830 году был пойман экземпляр, весивший 400 килограммов, т. е. почти 25 пудов. У нас самые крупные сомы водятся или, вернее, водились, кажется, в Днепре, где, по свидетельству Кесслера, был пойман (в пятидесятых годах?) сом, имевший в длину более 2 сажен и весивший 18 пудов, и в Днестре, где, по словам того же ихтиолога, он достигает даже 20 пудов».

Каждый, кто хоть однажды видел сома, согласится, что эта рыбина, будучи надлежащим образом увеличена, превратится в кошмарное чудище, способное испугать кого угодно (да и не только испугать — Л. Сабанеев упоминает, что «в Уфимской губернии ходит легенда о соме, утащившем в воду переплывавшего реку медведя»). Но на севере соответствующую экологическую нишу занимает другой пресноводный хищник, всем отлично известный, — щука.

Ее, кстати, роднит с чудским «ящером» целый ряд характерных признаков: «крокодильи» пасть и глаза, отчетливо выраженные жаберные крышки, выдающаяся .нижняя челюсть, мощный, сравнительно короткий хвост. Обращает на себя внимание и огромное количество рыбы в желудке «ящера» на одном из изображений. У щуки слабое пищеварение, и рыба (а во время жора щука поглощает ее в больших количествах) подолгу (несколько дней) сохраняется в ее желудке непереваренной. По свидетельству Л. Сабанеева, в прежние времена такие «выпоротки» нередко шли на продажу. Сравнение крупной щуки с крокодилом совершенно естественно: рыболовы-любители охотно употребляют это название. Словом, для наших целей щука, казалось бы, подходит по всем статьям. Мешает, одно обстоятельство: эта хищница не достигает таких чудовищных размеров, как белуга или дажесом. «Щука самый страшный хищник европейских озер и рек, «акула внутренних вод»... — констатирует А. Врем. — Длиной щука не уступает ни одной из лососевых рыб, весом разве семге и дунайскому лососю; длина ее может достигать 2 м, вес до 35 кг».

Два метра – это, разумеется, много, но не настолько, чтобы поражать воображение. Двухметровая щука, конечно же, останется просто большой рыбой в глазах племени, живущего рядом с природой, и, по-видимому, не имеет никаких шансов стать предметом религиозного поклонения. Но действительно ли 2 м — предельные размеры нашей «пресноводной акулы»?

«В Западной Европе гигантские щуки встречались и в XIX столетии, а в прошлом и в средние века они были даже нередки... Самая крупная Щука из когда-либо пойманных — это историческая щука императора Фридриха II Барбароссы, пущенная им, как значилось на кольце, в 1230 году я одно озеро близ Хейльброниа и вытащенная неводом в 1497 году, т. е. через 267 лет. От старости рыба совершенно побелела. Величина ее была 19 футов, т. е. с лишком 8 аршин, а весила она 8 пуд. 30 фунтов. Портрет этой щуки сохраняется до сих пор в замке Лаутерн, а скелет и кольцо в Мангейме» («Рыбы России»).

19 футов — это почти 6 метров! Если подобный исполин мог откормиться в Германии, то что в принципе помешало бы такому же объявиться (1000 лет назад, когда рыба вообще была крупнее!) на нашем Севере, где водятся «самые огромные щуки»? Рассказы о встречах с подобной рыбиной, и на рыбу-то непохожей, достигшей глубокой старости (а при этом не исключено появление, скажем, каких-то рогоподобных наростов на голове или других уродств), могли длительное время сохраняться в памяти людей, передаваясь из уст в уста, служить предметом культовых обрядов и изображений. И нельзя, конечно, исключить возможность того, что хотя бы некоторые из рассказов очевидцев, встречавших уже в наше время диковинные существа в удаленных от цивилизации водоемах, обязаны своим Происхождением достигшим пределов роста гигантским рыбам — истинным чудовищам пресных вод.

Из журнала «Техника молодежи», № 7, 1984, сс.50-54.

© http://people.nnov.ru/mstislav/makridichev.htm