Фан Сюаньлин «История династии Цзинь»
Mirroar «Вопросы иности. Часть II»
Можно ли выделить конкретные факторы, которые бы позволили с определенной долей уверенности заявить, что азеркин является именно азрекином, а не человеком, увлеченным собственными фантазиями?
В первой части этой небольшой работы мы с вами в самых общих чертах познакомились с явлением под названием «драконность» и, в меру своих скромных сил, постарались определиться – что именно, в зависимости от ситуации, можно ею называть. И, надо сказать, результаты неутешительны – совершенно четкого определения дать так и не удалось.
Оказавшись в таком положении, читатель, невольно, может решить, что драконностью возможно называть все что угодно в принципе. Достаточно прийти в сообщество драконов-азрекинов и заявить о себе как о драконе когда–то, где–то, как–то… Иногда даже и заявлений делать не требуется, достаточно просто притереться, привыкнуть к правилам этого небольшого общества, поставить на аватар красивую картинку с драконом – и сам не заметишь, как уже другие начнут говорить о твоей драконности, считая тебя одним из своих.
Так есть ли в принципе ответ на вопрос, с которого начинается эта статья? И да, и нет.
Начнем с грустного: объективно, со всей долей уверенности определить, является ли азеркином конкретный человек, называющий себя таковым, мы не можем. На данном этапе развития общества технологии, которые бы позволили «залезть в голову» к человеку с целью получения достоверной и полной информации об его личности остаются прерогативой научной фантастики. И даже если бы нечто такое имело место быть – у нас нет критериев оценки. И, вероятно, не будет до тех пор, пока мы не повстречаем настоящего дракона.
И тут же, чтобы долго не грустить, переходим к главному: нам и не нужно ничего такого определять. Вне рамок таких вот статеек (цель которых, обычно – покопаться в заведомо лишенном объективных закономерностей и конкретных аспектов, но, тем не менее, все же почему-то существующем в природе явлении) разделять сообщество на «настоящих драконов-азеркинов», «ролевиков», «людей, которым нравятся драконы» и т. д. я бы не советовал. Хотя многие (и сам автор этой статьи в их числе) в разное время и в различных ситуациях данным советом пренебрегали... Так почему же от разделения представителей сообщества на «истинных» и «лжецов» стоит воздержаться?
Во-первых, разделение типа «свой»/»чужой» является базовой составляющей поведения не только животных, но и высокоразвитых приматов homo sapiens sapiens. Для них подобная практика становится одним из основных способов категоризации «социальной реальности», по отношению к которой все остальные социальные взаимодействия часто рассматриваются как подчиненные (Белинская Е.П. Тихомандрицкая O.A., 2001; Гудков Л., 2008). Не смотря на то, что на сегодняшний день само понятие «категоризация», применительно к сфере социального познания, остается весьма неопределенным, известно, что она может быть собственной и навязанной (спровоцированной) и весьма тесно связана с характеристиками, имеющими, в представлении субъекта, большой вес в его личной системе ценностей (Лузаков А.А., 2008). Таким образом, можно предположить, что чем бoльшее значение имеет для предполагаемого дракона-азеркина его драконность, тем в большей степени он склонен к разделению представителей драконьего сообщества на «истинных» и «лжецов». К тому же, данная склонность может быть навязана извне, прямо или опосредовано, его непосредственным окружением.
Во-вторых, как уже отмечалось ранее, мы не можем объективно идентифицировать драконность в ком-то еще, не прибегая к сомнительным и не слишком распространенным методам, относящимся к мистическим и эзотерическим практикам (т.е. по определению не имеющим доказательств собственной эффективности). В ком-то еще – не можем, а как насчет себя самих?
В свое время данный вопрос подтолкнул меня к осознанию одного достаточно важного момента, который, на мой взгляд, будет смотреться совершенно неуместно для абсолютного большинства представителей сообщества, но при этом мог бы пригодиться какому-нибудь заинтересованному в осознании, принятии и развитии собственной драконности азеркину. Тут все просто, никакой особой тайны – нужно лишь заставить себя понять на самом глубоком из всех возможных уровне, что дракон есть только один. И это вы.
Сразу замечу, что эта позиция не предполагает разделения на «истинных» и «ложных». Она предполагает концентрацию на внутреннем в ущерб внешнему (чаще всего – искаженным с позиции драконности и навязываемым извне человеческим представлениям).
Это просто повод попытаться избавиться от помех, взглянуть на себя чуть более объективно, попробовать хотя бы краем глаза заглянуть за край искажающей призмы восприятия, навязанного человеческим телом, личностью, сознанием. Отказаться от внешних ориентиров с априори завышенным уровнем значимости – потенциальных «сородичей», драконов-азеркинов с якобы похожими взглядами и тенденциями в индивидуальном развитии якобы связанных с драконностью черт личности. И, наконец, реже попадать в ловушки собственной человечности, вроде той самой привычки биполярного разделения мира на «друзей и врагов», «тру и не тру» и т. д., на пути осознания и интерпретации собственной иности.
Конечно же, как и всегда, существуют альтернативные подходы. Например – остановиться на том простом факте, что вопросы истинности драконности того или иного индивида не решаемы и принимать за азеркина каждого, кто таковым назовется. Явная противоположность «радикальному» подходу автора, предполагающему существование дракона в единственном экземпляре.
И оба этих подхода в какой-то мере отвечают на главный вопрос сегодняшней статьи, не давая никакого четкого ответа. В свое время, мне приходилось наблюдать постепенное «преображение» некоторых личностей, которые на начальных этапах, только-только попав в сообщество драконов-азеркинов, не причисляли себя к ним. Постепенно, по прошествии определенного времени, они становились «полноправными» азеркинами, как минимум в глазах окружающих и, если судить по заявлениям, в собственных глазах – тоже. Как относится к подобному – каждый решает для себя сам.
Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что конкретных критериев, которые позволили бы оценивать драконность индивида, на данный момент не существует. При этом, достаточно важно на ранних этапах сформировать рамки, в которых будут происходить ваши взаимоотношения как с другими драконами–азеркинами, так и с собственной иностью, так как любые наши социальные контакты оставляют тот или иной след, а в случае драконов-азеркинов, в виду априорно высокой значимости драконности, эти потенциальные воздействия многократно усиливаются.
Ну и напоследок, если вы считаете себя драконом-азеркином, то у меня есть лишь пара довольно простых и, возможно, достаточно личных вопросов. Когда вы в последний раз погружались в прошлое, или связанные с ним грезы, практически ощущая полет, движение воздуха под крыльями? Видели, столь ярко, словно наяву, исполненный грации изящный силуэт подруги, утонченную мордочку вашего детеныша, которого, вероятно, больше никогда не увидите, испытывали нежность, видя, как неловко ловят холодный воздух его хрупкие крылья? Когда в последний раз неправдоподобность и несуразность окружающего мира и собственного тела, такого уродливого и нелепого после возвращения из воспоминаний, истинных или мнимых, била наотмашь, жестоко и свирепо, так что перехватывало дыхание?
Меня ваши ответы, определенно, не интересуют. А вас?
Порой нам всем свойственно забывать о бездонной пропасти человеческого в сравнении с малой пылинкой драконности внутри нас, существование которой, само по себе – под большим вопросом. На мой взгляд, задача каждого называющего себя драконом–азеркином, в первую очередь, оценить себя самого, в том числе задавая вопросы подобные тем, что были заданы мною чуть выше. Понять, что представляет собой эта самая драконность, определить ее цену и место в собственной картине мира. Это возможно только наедине с собой и является одной из причин реального одиночества дракона-азеркина в огромном пространстве возможных теорий, мнений и твердой уверенности в собственной правоте.
Литература
1. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997–2002 годов // М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А». 2004. 816 с. 2.
2. Белинская Е.П. Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов // М.: Аспект Пресс. 2001. 301 с. 3.
3. Лузаков А.А. Проблема категоризации в социальном познании с позиций психологии личности // Человек. Сообщество. Управление. № 4. 2008. С. 5–16.
Опубликовано в Альманахе «Хроники драконов» №2
© 2014, Dragon's Nest