Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Вода и луна охвачены чаньским спокойствием,
Драконы и рыбы слушают ваши молитвы.
Люблю я ученья буддийского свет —
На десять тысяч ли им все озарено.»
Цянь Ци

Орел

Орел как победитель дракона-сатаны. В. Хохберг, 1675 г.
Орел как победитель дракона-сатаны. В. Хохберг, 1675 г.

Орел — «царь птиц»; известен как символ безграничной власти и обороноспособности, поэтому в первую очередь — как геральдический символ, используемый во многих гербах и государственных эмблемах, а по причине симметрической стилистики зачастую имеющий две головы (двуглавый орел).

Античная зоология приписывала ему способность не мигая смотреть на Солнце и достигать недоступных для человека просторов неба.

Один древневавилонский текст (к сожалению, сохранившийся лишь фрагментарно) сообщает о вознесении царя Этаны с помощью орла. Согласно античным преданиям, существовал обычай при сжигании трупа царя выпускать в небо орла, который для богов был символом восходящей души умершего. В сирийской Пальмире орел был посвящен богу Солнца. О нем говорилось, что он может, как Феникс, омолаживаться, троекратно погружаясь в воду (отсюда и символика крещения и изображения на купелях). Его высотный полет воспринимался как параллель вознесению Христа. Его должно было омолаживать и Солнце («Орел, которому отказывают крылья, омолаживается и обновляется от солнечного пламени», Хохберг, 1675), что указывает на благодатное воздействие духовного света. Как истребитель змей и драконов орел является символом победы света над темными силами. Изображение орла со змеей в клюве встречается во многих культурах, например изображение на гербе Мексики. На готических витражах можно видеть орла, который несет в вышину своих еще не умеющих летать птенцов для того, чтобы они учились смотреть на свет Солнца. В христианской иконографии орел известен как символ евангелиста Иоанна, как атрибут вознесшегося на небо пророка Илии и воскресшего Христа.

Вообще, орлу приписывали только положительные качества (силу, обновление, созерцательность, зоркость, царственность), что его и сделало в древнем мире атрибутом Юпитера. В христианские времена он наделялся добродетелью справедливости, но ему приписывался и грех высокомерия, вероятно, из-за его устремленного вдаль взгляда, который, казалось, игнорировал близлежащее.

В масонской символике двуглавый орел является символом 33-й стадии (ступени) шотландского обряда, с короной, покрывающей обе головы, и горизонтально удерживаемым в когтях мечом (девиз: Deus meumque jus, что означает: «Бог и мое право»).

«Орел» («куотль») — так назывался 15-й из двадцати символов дней календаря ацтеков, символ-предзнаменование, предвещающий родившимся под этим знаком воинственность, как, впрочем, и склонность к грабежам и кражам. Ацтекская богиня Чиу-акоатль (Змеиная женщина) имела также прозвище «Женщина-орел», она была украшена короной из перьев орла и считалась предводительницей женщин, умерших во время родов (рождение ребенка было равнозначно взятию пленника и оценивалось как военный подвиг).

И в Древнем Китае орел был символом силы и мощи (слово «орел» фонетически созвучно было слову «герой»). Орел, одиноко сидящий на скале, являлся символом борца-одиночки, орел на сосне — символ долголетия в полной силе. Орел, побеждающий змею, восходит к индийской Гаруде, что напоминает также о гербе столицы ацтеков Теночтитлан (ныне Мехико).

В персидской мифологии мы встречаем гигантскую птицу Рок (Рух).

Орел
Орел

И у гуннов Центральной Азии (хун-ну) орел являлся преобладающим символом. В европейской геральдике орел, наряду со львом, был наиболее распространенным зверем, изображаемым на гербах, но всегда симметрично. Героические качества, приписываемые орлу, привели к тому, что многие властители использовали его как гербовый символ, например немецкие короли, герцоги Баварии, Силезии, Австрии, маркграфы Бранденбурга и короли Польши. Стремление к симметрии при плоском изображении анфас уже на ранней стадии привело к образу двуглавого орла, который можно было встретить еще на Древнем Востоке. С 1433 г. двуглавый орел стал гербом императора Священной Римской империи. После распада империи (1806) он был символом кайзеровской Австрии (до 1919), сербских королей и до сих пор — частью албанского государственного герба. Двуглавый орел является также гербом России. Трехглавого орла, который имел головы на крыльях, ввел в качестве геральдического символа миннезингер (поэт) Реинмар фон Цветер. Специалист по геральдике историк Г. А. Бёклер в 1688 г., опираясь на сходство слов «Adler» (орел) и «Adel» (дворянство), писал следующее: «От кайзеровского орла берет начало немецкое дворянство, и потому, не будь орла, не было бы и двора; орел кайзера лучшая защита для знати. Орлиных крыльев тень для вельможи есть только сеть». А еще Бёклер писал: «Орел является королем среди птиц, который строгим взглядом может смотреть на Солнце, никогда не ошибается при ловле, омолаживается, может летать выше всех и всеми всегда считался знаком будущей победы. А так как Ромул первым увидел на Авентине орла, то он посчитал это счастливой приметой и приказал носить перед войском изображение орла вместо знамени. Виды орлов самые разнообразные, питаются все они, прежде всего, добычей, и лишь самые мелкие и слабые снисходят до падали. Орел персона не его кайзеровского величества, а герба Римской империи. Орел на золотистом поле означает Господа Бога, чья звезда светит ясно и кто вносит покой и защищает от всех бед». В психологической символике орел воспринимается как «могущественное крылатое существо в небесной голубизне духа» (Эппли), поэтому сны об орле оцениваются как положительные. Описанные аспекты усматриваются там, где «мысли об орле» устремляются на арсенал повседневной жизни, и из-за них ставится под вопрос течение этой жизни, взволнованной «всепоглощающей страстью духа».

Отсюда понятно, почему орел стал символическим животным евангелиста Иоанна, больше всего обращающегося к сфере духа. Средневековый «Глоссарий» сравнивает орла с праотцом Адамом. «Царь всех птиц» парит в заоблачных высотах, но камнем падает на землю, если увидит добычу. Так и Адам первоначально парил в небесах, но потом увидел запретный плод, который потянул его к земле. «После своего несравненного полета он вновь питался плотью телесных желаний и потерял всякое духовное озарение» (Унтеркирхер).

Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»