Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Волшебные истории – это больше, чем правда: не потому, что они лгут, будто драконы существуют, а потому, что утверждают, что дракона можно победить. »
Гилберт Честертон

Феникс

Феникс
Феникс

Феникс — универсальный символ воскресения и бессмертия, смерти и возрождения в огне. Это сказочная птица, умирающая в результате принесения себя в жертву. Она остается мертвой три дня (новолуние) и затем восстает из пепла.

Эта символика — лунная, но феникс универсально понимается как солнечный символ. Будучи «огненной птицей», он означает божественность царской власти, благородство и единственность. Символизирует также кротость, поскольку никогда не ломает то, на что приземляется, и не питается ничем живым, но только росой. Во всех вариантах райского сада феникс связан с розой.

Алхимия: завершение «Великой Работы», возрождение.

Ацтеки, майя, тольтеки: солнечный символ, благо, счастье. В Кетцале — спутник Кетцалькоатля.

Китай: Фэн-хуан, «киноварная птица», «вещество пламени», одно из четырех духовно одаренных (или священных) существ, воплощающее, подобно дракону и ци-линю, с которыми оно всегда связано, одновременно инь и ян. Если это самец («фэн»), то это ян, солнечное начало, огненная птица. Если же «хуан», то это женственное, иньское, лунное начало.

Дракон
Дракон
Феникс
Феникс

Изображенный вместе с драконом как символом императора, феникс становится чисто женским символом и означает императрицу, а вместе они — оба аспекта императорской власти. В женской ипостаси («хуан») феникс означает красоту, тонкость чувств и мир. Это также свадебный символ, означающий «нераздельное содружество» — не только для супружеской четы, но и для вселенской взаимозависимости инь-ян в мире двойственности.

Кроме того, подобно дракону и цилиню, феникс состоит из нескольких разных элементов, репрезентирующих весь космос: у него голова петуха (Солнце), спина ласточки (символ возрастающей Луны), его крылья — ветер, хвост символизирует деревья и цветы, его ноги — земля, он пятицветен, что символизирует пять добродетелей: «Его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен, его голос выводит мелодию, его ухо наслаждается музыкой, его сердце соблюдает правила, в его груди — сокровища словесности, его шпоры обладают мощью против нарушающих закон»(из древнего ритуала).

Феникс
Феникс

Его появление считалось во всех случаях в высшей степени благоприятным знаком, знаменуя мир и благодетельное правление или предсказывая появление великого мудреца. Пара фениксов означала императора и мудреца.

Христианство: воскресение, Христос, уничтожаемый огнем страстей и вновь восстающий на третий день, победа над смертью, вера, постоянство.

Египет: отождествлялся с Бенну, солнечной птицей, как символ солнечного начала, воскресения и бессмертия; ассоциировался с Ра.

Высказывалось мнение, что феникс символизировал также спиральное восхождение Сириуса, которое в древности было признаком разлива Нила.

Япония: Солнце, прямота, верность, справедливость, послушание.

Рим: возрождение и вечное существование Римской империи, божественное происхождение империи.

По материалам сайта www.symbolist.ru



Феникс — значимая в символике птица с обликом цапли или орла, считающаяся воплощением комплекса представлений о бессмертии и воскресении. Ее название восходит к греческому слову, обозначающему красный (огненный) цвет в связи с легендой о ее воскресении из очищающего пламени.

В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране возник миф о бессмертной, возрождающейся птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами.

Источником является священная птица Бену (Бенху) египтян, серая цапля, которая как первое существо поселилась на первичном холме, образовавшемся из ила, и олицетворяла бога Солнца. Она почиталась в Гелиополисе, и о ней говорилось, что она появляется на свет только раз в 500 лет. Античные мифографы развили легенду, придав ей более широкие мотивы. Феникс, как сообщалось, питается только росой, затем улетает в чужие края и собирает ароматные травы, которые он складывает в кучу на гелиопольском алтаре, зажигает и сам себя здесь сжигает, обращаясь в пепел. Но через три дня он возрождается из пепла к новой жизни.

Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (benu) — это покровитель юбилеев, или больших временных циклов; Геродот в знаменитом пассаже (II, 73) излагает, с оговорками о своем недоверии, первоначальную версию легенды:

«Есть там другая священная птица, которую я видел только нарисованной, и имя ей Феникс. Увидеть ее вживе удается редко, настолько редко, что, коли верить жителям Гелиополиса, прилетает она в Египет один раз в пятьсот лет, а именно — когда погибает ее отец. Ежели по величине и форме она такова, как ее описывают, то ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные. Чудес же о ней рассказывают столько, что, хотя, на мой взгляд, они не слишком заслуживают доверия, я должен о них написать. Дабы перенести тело своего отца из Аравии в Храм Солнца, птица Феникс прибегает к следующему способу: прежде всего она лепит яйцо из мирры, по величине такое, чтобы у нее хватило сил его нести, и потому, пока его лепит, все время пробует на вес, справится ли с ним; затем она выгребает из него середину, пока углубление не вместит тело ее отца, которое она там закрепляет комками мирры, заполняя ими полость, пока вес яйца вместе с трупом не сравняется с тем весом, когда оно было сплошным; затем, залепив отверстие, кладет яйцо себе на спину и летит с ним в Египет в Храм Солнца. Вот такое рассказывают об этой птице, правда ли это или ложь».

Позднее античные мифы описывали эту птицу с золотым или четырехцветным оперением. В Древнем Риме феникс стал символом постоянно возрождающейся жизненной силы империи, и в этом духе он изображался на монетах и мозаиках императорских времен. Отцы церкви логично рассматривали его как символический образ бессмертной души и воскресения Христа после трехдневного могильного покоя. В "Физиологусе" (2 в.) говорится: "Если неразумному животному, которое даже не знает творца всех вещей, дается воскресение из мертвых, то неужели и на нашу долю, тех, кто восхваляет Бога и соблюдает его заповеди, не выпадет воскресение?" Христианская иконография часто представляет феникса как противоположность пеликану. В алхимической символике феникс выражает уничтожение и новообразование первоматерии на пути ее превращений, ведущих к философскому камню.

Лет через пятьсот Тацит и Плиний подхватили чудесную историю: первый честно признал, что всякая древность темна, но, судя по легенде, срок жизни Феникса тысяча четыреста шестьдесят один год («Анналы», VI, 28). Также и второй автор занимался продолжительностью жизни Феникса; он отметил (X, 2), что, согласно Манилию, Феникс живет Платонов, или великий, год. Платонов год — это время, за которое Солнце, Луна и пять планет возвращаются в изначальное положение; Тацит в «Диалоге об ораторах» определяет его как двенадцать тысяч девятьсот девяносто четыре обычных года. Древние верили, что по истечении этого огромного астрономического цикла мировая история повторится во всех подробностях, ибо повторятся влияния планет; таким образом, Феникс становится как бы символом или образом вселенной. Для большего сходства стоики учили, что мир погибает в огне и возрождается в огне, и что этому процессу не будет конца и не было начала.

С годами механизм рождения Феникса упростился. Геродот упоминает о яйце, Плиний — о червяке, но Клавдиан в конце IV века уже описывает в стихах бессмертную птицу, возрождающуюся из пепла, наследницу самой себя и свидетеля многих веков.

Миф о Фениксе — один из самых распространенных. К уже упомянутым авторам можно прибавить Овидия («Метаморфозы», XV), Данте («Ад», XXIV), Шекспира («Генрих VIII», V, 4), Пельисера («Феникс и его естественная история»), Кеведо («Испанский Парнас», VI), Мильтона («Самсон-борец», in Fine [в конце (лат.)]). Упомянем также латинскую поэму «De Ave Phoentice» [«О птице Фениксе» (лат.)], приписываемую Лактанцию, и англосаксонское подражание этой поэме в VIII веке. Тертуллиан, святой Амвросий и Кирилл Иерусалимский приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти. Плиний высмеивает терапевтов, прописывающих снадобья, изготовленные из гнезда и пепла Феникса.

В образном мире Древнего Китая ему соответствует сказочная птица фэн-хуан, в которой (как в единороге кулин), несмотря на двойственность, объединяются в целое оба изначальных качества инь и ян. Тем самым она является также значительным символом супружеской общности. Проблематично сопоставление феникса с ролью кецаля в символическом мире древнемексиканских культур.

В еврейских легендах феникс называется «миль- хам» (Е. бин Горион, 1980), а его бессмертие объясняется следующим образом. Когда прародительница Ева, отведав от запретного дерева, совершила грехопадение, ее охватила зависть к безгрешности других творений, и она соблазняла животных тоже вкусить от "запретного плода". Единственно птица миль-хам не послушалась ее, и в награду за это ангелу смерти был передан божественный приказ, согласно которому богопослушный не должен знать смерти. Мильхам получила укрепленный город, в котором она безмятежно жила каждую тысячу лет. "Тысяча лет является сроком ее жизни, и когда переваливает за тысячу, из ее гнезда вырывается огонь и сжигает птицу. Остается только одно яйцо, оно превращается в цыпленка, и птица продолжает жить дальше. Однако другие говорят, что когда она достигает возраста тысячи лет, ее тело сморщивается и крылья теряют перья, так что она снова начинает выглядеть как цыпленок. После этого ее оперение восстанавливается, и она взлетает ввысь, как орел, и над ней уже не витает смерть".

Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»