Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«[Идея] Творчества выражена в образе дракона, ибо он таков,
что непостижимы его чудесные превращения.
Вот почему он как образ выражает метаморфозы творческого пути,
прибавление и убыль силы света, выступление и отступление…»
Чэн И-чуань. Комментарий к «И-цзин»

Цербер

Если ад — это дом, дом Гадеса [Гадес (Аид) — в греческой мифологии — владыка царства мертвых], в нем, естественно, должен быть сторожевой пес; столь же естественно, что этот пес должен внушать ужас. В Гесиодовой «Теогонии» у него пятьдесят голов; чтобы облегчить задачу пластическим искусствам, их число сократили, и три головы Цербера стали ныне общепринятым их количеством. Вергилий говорит о трех глотках; Овидий — о троезвучном лае; Батлер [Сэмюэл Батлер (1612-1680), английский поэт, автор поэмы «Гудибрас»] уподобляет трехкоронную тиару папы, стража у врат рая, трем головам пса, стража у врат ада («Гудибрас», IV, 2). Данте наделяет Цербера человеческими чертами, что только усугубляет его инфернальную природу; грязная черная борода, лапы с когтями, которые под градом плетей раздирают души обреченных. Он бичует их, лая и скаля зубы.

Геракл, укрощающий Цербера
Геракл, укрощающий Цербера

Его описывают так: тело гончей, три собачьих или волчьих головы и хвост дракона. Цербер был братом химеры, дочери чудовищ Тифона, и Ехидны. Три головы были предназначены для того, чтобы каждую минуту он был настороже, и никогда не случилось так, чтобы все три головы одновременно спали.

Цербер позволял душам проходить в преисподнюю, и не позволял им вернуться обратно, если только на это не было особого повеления богов. Он должен был помешать проникнуть в преисподнюю тем душам, вход для которых был закрыт, и живым людям, ищущим путь в преисподнюю. И лишь только нескольким греческим героям удалось проскользнуть мимо него.

Вытащить Цербера на дневной свет — таков был последний подвиг Геракла («Он вытащил наверх Цербера, адского пса», пишет Чосер в «Рассказе монаха»). Зэкерай Грей, английский писатель восемнадцатого века, в своих комментариях к «Гудибрасу» толкует это деяние следующим образом:

«Пес с тремя головами означает прошлое, настоящее и будущее время, которое встречает и, как пес, пожирает все на свете. Геркулес одержал над ним верх, это показывает, что героические Деяния всегда побеждают Время, ибо остаются памяти потомства».

Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом (а хвост этот — змея) входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник.

В скандинавской мифологии забрызганный кровью пес Гарм сторожит дом мертвых и готов сразиться с богами, когда адские волки пожрут луну и солнц. Некоторые наделяют этого пса четырьмя глазами; у собак Ямы, брахманского бога смерти, также по четыре глаза.

Как в брахманизме, так и в буддизме, ад полон собак, которые, подобно Дантову Церберу, терзают души умерших.

Вообще, в различных культурах собака является существом большой символической силы, и ее символическое и мифологическое значение выражается очень разнообразно. Она символизирует верность и бдительность, или жертвуется умершему, с тем, чтобы в ином мире служить ему проводником и охранником. Черные собаки считались спутниками ведьм, магов и чернокнижников. Адские псы сопровождают охотника за душами — Сатану.

Ганс Бидерман
«Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес
«Книга вымышленных существ»