Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Источник «Золотистой пыли», пью ежедневно из него я.
Мне жить лет тысячу, не меньше, вспоенному водой живою.
Меня дракон и синий феникс несут, друг другу помогая,
К нефритовому государю, в простор безоблачного края.»
Ван Вэй

Цилинь

Небесная фея приносит сына. Конец 19 - начало 20 века. 48 х 28. Цветная ксилография с подкраской лиц
Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 423. Искусство Китая, С. 2122]
Небесная фея приносит сына. Конец 19 - начало 20 века. 48 х 28. Цветная ксилография с подкраской лиц Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 423. Искусство Китая, С. 2122]
Исполнен в г. Фошань провинции Гуандун. Печатня не указана.
По всей вероятности, на картине соединены два традиционных китайских сюжета - фея приносит сына и цилинь приносит сына, поскольку небесная фея с младенцем на руках изображена сидящей на цилине. Позади феи - служанка с опахалом в руках, на котором в стилизованном виде изображен иероглиф шоу (долголетие). [Искусство Китая: Примечания, С. 221. Искусство Китая, С. 2596]
Скульптура Цилиня. Ансамбль загородного императорского дворца Ихэюань. 18 век. Бронза. Окрестности Пекина. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 216. Искусство Китая, С. 1915]
Скульптура Цилиня. Ансамбль загородного императорского дворца Ихэюань. 18 век. Бронза. Окрестности Пекина. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 216. Искусство Китая, С. 1915]

Цилинь, линь, в древнекитайской мифологии чудесный зверь-единорог. По аналогии с термином фэнхуан, Цилинь истолковывается как соединение двух понятий: ци — «самец-единорог» и линь — «самка». Существуют различные описания Цилиня, отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаическому принципу уподобления отдельных частей Цилиня частям тела реальных животных: у Цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по другим версиям, бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зелёные Цилини).

Когда Цилинь идёт по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки, он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым представлениям, Цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле. В древних текстах Цилинь часто упоминается наряду с оленями, как их своеобразный вожак. Цилинь считался главным из всех зверей (наряду с фэнхуаном — главным среди птиц). Отличительным признаком Цилиня является его неострый рог, которым он не может причинить вреда. Древние авторы рассматривают Цилиня как воплощение морально-этической категории — жэнь («человеколюбие», «гуманность»). Существуют различные толкования символики, связанной с наличием у Цилиня одного рога: по одним, — это символ объединения страны в единое государство, по другим, — символ единовластия государя.

Цилинь дарует сына. Конец 19 - начало 20 века. 40 х 25. Цветная ксилография. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 464. Искусство Китая, С. 2163]
Цилинь дарует сына. Конец 19 - начало 20 века. 40 х 25. Цветная ксилография. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 464. Искусство Китая, С. 2163]

В даосских преданиях на белых Цилинях ездят бессмертные, свита Си-ван-му. В древности существовало много легенд о появлении и поимке Цилиня — и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами «поймали линя», вошедшими в поговорку, заканчивает Конфуций свою летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени»). Считалось, что появление Цилиня несло с собой умиротворённость и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца. Так, согласно «Ши и цзи» («Записи о забытом», ок. 6 в.) рождению Конфуция предшествовало появление Цилиня, который исторг изо рта нефритовое письмо с пророческими словами о правлении дома Чжоу (появление Цилиня маркировало и смерть Конфуция, так же как и крушение некоторых царств).

Цилинь
Цилинь

В народных верованиях Цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: спускающийся с неба Цилинь приносит сына — традиционный сюжет благопожелательных лубков, народных вырезок из цветной бумаги. Имеется много версий о происхождении образа Цилиня (связь его с жирафой, коровой и др.). По гипотезе японского учёного Идзуси Ёсихико, образ Цилиня развился на основе представлений об олене.

Лит.: Китайская классическая проза в переводах акад. В. М. Алексеева, 2 изд., М.. 1959, с. 212-214; Ду Эр-вэй, Фэн, линь, гуй, лун каоши (Толкование образов феникса, единорога, черепахи и дракона), Тайбэй, 1971, с. 41-72. Б. Л. Рифтин.