Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться.
Дракон использует силу, не замечая её, однако гора не может устоять.»
Из поучений мастеров
Г. Л. Олди «Мессия очищает диск»

Цилинь

Небесная фея приносит сына. Конец 19 - начало 20 века. 48 х 28. Цветная ксилография с подкраской лиц
Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 423. Искусство Китая, С. 2122]
Небесная фея приносит сына. Конец 19 - начало 20 века. 48 х 28. Цветная ксилография с подкраской лиц Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 423. Искусство Китая, С. 2122]
Исполнен в г. Фошань провинции Гуандун. Печатня не указана.
По всей вероятности, на картине соединены два традиционных китайских сюжета - фея приносит сына и цилинь приносит сына, поскольку небесная фея с младенцем на руках изображена сидящей на цилине. Позади феи - служанка с опахалом в руках, на котором в стилизованном виде изображен иероглиф шоу (долголетие). [Искусство Китая: Примечания, С. 221. Искусство Китая, С. 2596]
Скульптура Цилиня. Ансамбль загородного императорского дворца Ихэюань. 18 век. Бронза. Окрестности Пекина. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 216. Искусство Китая, С. 1915]
Скульптура Цилиня. Ансамбль загородного императорского дворца Ихэюань. 18 век. Бронза. Окрестности Пекина. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 216. Искусство Китая, С. 1915]

Цилинь, линь, в древнекитайской мифологии чудесный зверь-единорог. По аналогии с термином фэнхуан, Цилинь истолковывается как соединение двух понятий: ци — «самец-единорог» и линь — «самка». Существуют различные описания Цилиня, отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаическому принципу уподобления отдельных частей Цилиня частям тела реальных животных: у Цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по другим версиям, бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зелёные Цилини).

Когда Цилинь идёт по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки, он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым представлениям, Цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле. В древних текстах Цилинь часто упоминается наряду с оленями, как их своеобразный вожак. Цилинь считался главным из всех зверей (наряду с фэнхуаном — главным среди птиц). Отличительным признаком Цилиня является его неострый рог, которым он не может причинить вреда. Древние авторы рассматривают Цилиня как воплощение морально-этической категории — жэнь («человеколюбие», «гуманность»). Существуют различные толкования символики, связанной с наличием у Цилиня одного рога: по одним, — это символ объединения страны в единое государство, по другим, — символ единовластия государя.

Цилинь дарует сына. Конец 19 - начало 20 века. 40 х 25. Цветная ксилография. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 464. Искусство Китая, С. 2163]
Цилинь дарует сына. Конец 19 - начало 20 века. 40 х 25. Цветная ксилография. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. [Искусство Китая: Эпоха Цин, 17- начало 20 вв. (1644 - 1911 гг.), С. 464. Искусство Китая, С. 2163]

В даосских преданиях на белых Цилинях ездят бессмертные, свита Си-ван-му. В древности существовало много легенд о появлении и поимке Цилиня — и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами «поймали линя», вошедшими в поговорку, заканчивает Конфуций свою летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени»). Считалось, что появление Цилиня несло с собой умиротворённость и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца. Так, согласно «Ши и цзи» («Записи о забытом», ок. 6 в.) рождению Конфуция предшествовало появление Цилиня, который исторг изо рта нефритовое письмо с пророческими словами о правлении дома Чжоу (появление Цилиня маркировало и смерть Конфуция, так же как и крушение некоторых царств).

Цилинь
Цилинь

В народных верованиях Цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: спускающийся с неба Цилинь приносит сына — традиционный сюжет благопожелательных лубков, народных вырезок из цветной бумаги. Имеется много версий о происхождении образа Цилиня (связь его с жирафой, коровой и др.). По гипотезе японского учёного Идзуси Ёсихико, образ Цилиня развился на основе представлений об олене.

Лит.: Китайская классическая проза в переводах акад. В. М. Алексеева, 2 изд., М.. 1959, с. 212-214; Ду Эр-вэй, Фэн, линь, гуй, лун каоши (Толкование образов феникса, единорога, черепахи и дракона), Тайбэй, 1971, с. 41-72. Б. Л. Рифтин.