Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Один европеец предложил настоятелю буддийского монастыря осушить ближайшее болото, причинявшее монахам много неудобств, тот решительно отказался, мотивируя свой отказ тем, что в таком случае погибнут „насекомые и драконы“, обитающие в этом бо
Соnze E. Buddhism: Its essence and development. N. Y., 1959.

Раздел 13. Змеи

А. Терентьев-Катанский

ИЛЛЮСТРАЦИИ К КИТАЙСКОМУ БЕСТИАРИЮ


Мифологические животные древнего Китая.
К оглавлению »

Раздел 13
ЗМЕИ


Змея Ба.
(«Шань-хай цзин».)

На первом месте среди образов фантастических змей безусловно стоит змея Ба (). В наши дни это название обозначает удава или питона. Но в «Шань-хай цзине» (44, с. 100) сказано четко: «Змея Ба поедает слонов. Через три года выходят их кости. Мудрецы принимают их (как лекарство) и не страдают болезнями сердца и живота. Она — змея синего, желтого, красного и черного цвета». В Е 30 ее изображение занимает целый разворот книги. Из пещеры в горах выползает огромная змея, готовящаяся проглотить слона (Е 30, рис. 55). В «Сань-цай ту хуэй» (34, т. 6, с. 2268) змея Ба глотает не слона, а какое-то непонятное существо. Кроме исполинского роста, в змее Ба нет ничего необычного.

По-видимому, размеры змеи Ба поражали древних китайцев. Цюй Юань в «Вопросах к небу» говорит:

...И какова величина
Змеи, глотающей слона?
(51, с. 71.)

Но с точки зрения криптозоолога образ змеи Ба неожиданно обретает правдоподобие. Бернгардт Эвелльманс упоминает о встрече современных людей со змеями в 19 м (Э, с. 287) и 35 м (Там же, с. 296).

Последние данные палеонтологии говорят в пользу того, что змеи подобной величины существовали. В Мали нашли окаменелые остатки гигантской змеи длиной в 23 м (Знание — сила, 2/85, с. 14). По внешним признакам этот гигант был близок к современной нам анаконде.

Несколько неясным представляется вопрос о крылатых змеях. В «Шань-хай цзине» они упоминаются несколько раз.

Змея фэйи () имеет шесть ног и четыре крыла. Если ее увидят, это означает большую засуху для Поднебесной (44, с. 9). В иллюстрациях она изображена предельно близко к тексту, но под именем (Е 30, с. 53).

Другая змея, вэйюй () — собственно не змея, а рыба, имеющая четыре ноги. Ее можно видеть в Е 30, на рисунке 32.

Существо, названное змеей — хуашэ (), описано в «Шань-хай цзине» скорее как хищник. У нее тело шакала, голова человека и крылья (44, с. 53). В Е 30 она так и изображена (Е 30, рис. 32). У Юань Кэ мы видим просто крылатую змею (52, с. 86).

Миншэ.
(«Шань-хай цзин», 44, с. 53.)
Тяоюн — крылатая змея.

Есть и четырехкрылая змея — миншэ (); 44, с. 53). Ее изображение совпадает с текстом (Е 30, рис. 32).

Зато Гульд, вкратце упоминая китайских крылатых змей (53, с. 273), цитирует многих античных авторов, говорящих о подобных животных.

По его сообщению, у Геродота есть сведения о крылатых змеях Аравии, охраняющих благовонные деревья (52, с. 182, 183). Они висят в большом количестве на каждом дереве. Если бы ядовитые и крылатые змеи Аравии размножились бы так, как позволяет им природа, люди неминуемо погибли бы. Геродот был так заинтересован крылатыми змеями, что сам направился в Аравию, чтобы удостовериться в их существовании (52, с. 184). В некоей области около города Буто он увидел огромное количество скелетов змей. Место, где лежали змеиные кости — узкое ущелье между двумя крутыми горами, которое открывалось на просторную равнину, связанную с великими равнинами Египта. По преданиям, весной змеи летят из Аравии в Египет, но их задерживают и уничтожают и бисы. Поэтому-то и бисов столь почитают египтяне. У того же Геродота есть описание крылатых змей как водяных змей, и утверждение, что их крылья — не пернатые, но кожистые, как у летучих мышей.

Аристотель кратко говорит о крылатых змеях Эфиопии. Иосиф Флавий (53, с 185) говорит о том, что Моисей, проходя через область, обитаемую крылатыми змеями, сделал длинные корзины из тростника, наполнил их и бисами и разместил вдоль рядов своего войска. По мнению Иосифа Флавия, и бисы — самые лютые враги змеи. При их виде змеи летели прочь, но и бисы ловили и пожирали их .

Гульд сравнивает летающих змей с прыгающими змеями, которые действительно существуют. Их описали Эллиан и Луан (53, с. 186).

Солин в своем труде «Полигистор», являющимся компиляцией из «Натуральной истории» Плиния, говорит, что укус крылатых змей настолько ядовит, что укушенный умирает быстрее, чем его почувствует. Говорит он и об уничтожении их и бисами, вероятно, просто цитируя других авторов.

Цицерон утверждает, что и бисы потребляют крылатых змей, приносимых из Ливии юго-западным ветром.

Мегасфен и Страбон относят крылатых змей к Индии (52, с. 189, 190).

В переведенной на русский язык новелле Ляо Чжая «Змеиный питомник» (25, с. 185 — 186) рассказывается о даосе, воспитывавшем змей. На иллюстрации к китайскому изданию мы видим даоса и случайного прохожего в окружении змей, одна из которых поражает огромными размерам (С 159, цз. 12, л. 8 ). В другой новелле «Морской владыка» () также фигурируют огромные змеи. На рисунке мы видим героя новеллы, которого прикрутила своими кольцами к дереву змея. Вторая змея выползает из-за утеса (С 159, цз. 13, л. 2 ). Судя по тексту, змеи должны наказать человека, совершившего блуд на священном острове.

Любопытно, что в японском ксилографе с изображениями морских животных морская змея, данная китайскими иллюстраторами Ляо Чжая в виде удава, изображена совершенно иначе. Мы видим небольшое животное с уплощенным концом хвоста, снабженным плавником (В 48, л. 21 ). По-видимому, это — несколько и скаженный образ обычной пеламиды.