Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Источник «Золотистой пыли», пью ежедневно из него я.
Мне жить лет тысячу, не меньше, вспоенному водой живою.
Меня дракон и синий феникс несут, друг другу помогая,
К нефритовому государю, в простор безоблачного края.»
Ван Вэй

Вьетнамские драконы

Дракон является весьма широко используемым и многозначительным символом в истории вьетнамского искусства.

Его истоки берут свое начало из доисторического времени, о котором говорится, что вьетнамцы — потомки драконов.

дракон Лак (Лак лаунг-куан)
дракон Лак (Лак лаунг-куан)

По представлениям древних вьетнамцев, их предком являлся легендарный Правитель — дракон Лак (Лак лаунг-куан).

Лак Лаунг Куан («государь дракон Лак» Lạc Long Quân), во вьетнамских мифах первопредок и культурный герой. Его происхождение возводилось в позднее время к китайскому богу земледелия Шэнь-нуну и царю драконов озера Дкнтин. Компонент «лак» в имени связан, очевидно, с этнонимом древних вьетов — лаквьеты. Лак Лаунг Куан обучил народ возделывать рис и разводить шелковичных червей, а так же явился основоположником государственных установлений. Цикл мифов о Лак Лаунг Куане носит историзованный характер: в одном из них борьба против китайского завоевания осмысляется как война Лак Лаунг Куана с чужеземцами за красавицу-фею Эу Ко. Лак Лаунг Куан борется с врагами, превратившись во множество чудовищ, духов, драконов, змей, тигров и слонов, что, очевидно, связано с представлениями о духах покровителях вьетов и шаманизме. Эу Ко в браке с Лак Лаунг Куаном породила мешок, он лопнул и в нем оказалось сто яиц, из каждого яйца вышло по сыну. Пятьдесят сыновей ушли с Лак Лаунг Куаном к морю, пятьдесят с Эу Ко в горы. Один из них, став государем Хунгом, наследовал Лак Лаунг Куана и правил государством Ванланг.

«С этой легендой связано происхождение понятия и слова «соотечественники» во вьетнамском языке: — писал этнграф Дык Ань в рубрике «В Год Дракона о Драконе», — они выражаются при помощи двух слов «донг бао» — «рожденные в одной оболочке». Слово «сооте чественники» может быть также выражено в образной форме: «дети Дракона и Феи» —так говорят о народностях Вьетнама, живущих в горах и на равнинах» [1] .

 

С древнейших времен цивилизации Донг до современных времен династии Нгуен изображения драконов встречаются в виде многочисленных скульптур и в живописи, в архитектуре королевского дворца и религиозных зданий.

Образ дракона изменялся на протяжении веков, но, тем не менее, этот мотив развивался через многие формы, и каждая форма отражала культуру эпохи и убеждения населения и общества в то время.

дракон, период Донг Сон
дракон, период Донг Сон

Период Донг Сон (400гг до н. э. до 200 гг. н. э. ). «Джао Лонг» — разновидность рептилеподобного дракона, чье изображение можно увидеть выгравированным на оружии и на бронзовой урне Дао-Шин-Ен-Бай.

«Образ дракона в искусстве постоянно видоизменялся, — пишет этнограф Ван Зунг. — На заре истории дракона — тотем лаквьетов — изображали в виде крокодила, что можно увидеть на многих памятниках культуры Донгшонского периода. В эпоху династий Ли и Чан драконы изображаются с головой чудовища. Она несколько увеличена в размерах и непропорциональна туловищу. Порой дракон изображался в виде земляного червя с несколькими изогнутыми туловищами» [1] .

Период Дай Ла (8-10-е столетие н. э. ). Вьетнам находился под китайской колонизацией с 1 по 10-е столетие, и это оказало глубокое влияние на вьетнамское искусство. В результате Дракон Дай Ла получил сильное сходство со своим китайским собратом, и его изображения встречаются в декоративном искусстве в Ко Лоа.

Династия Ли (10-11-е столетие). Правлением Династии Ли отмечена первая эра независимости Вьетнама от китайской колонизации. Во время господства этой династии вьетнамское искусство достигло пика своего расцвета. Дракон времен династии Ли имел отчетливые признаки водной змеи, он являл собой символическое представление Бога Дождя и Реки времени. Исключительные особенности дракона династии Ли, которые отличают его от китайского собрата: тонкое и длинное, рябившее тело змеи, небольшая голова с длинными бакенбардами и гривой, и тонкими ногами с небольшими когтями. К примеру, дракон Ли найден вырезанным на камне в башне Чунг Сон (провинция Нам Ха).

Династия Тран (13-14-е столетие). Дракон Династии Ли передал многие признаки Дракону-символу Династии Тран, такие как, например, длинное и небольшое тело и похожая голова. Изображение дракона вырезано на внешней стороне двери храма Pho Minh (Nam Dinh). Это свидетельствует о том, что искусство Династии Ли оставалось все еще очень влиятельным на протяжении нескольких веков.

Династия Поздяя Ле (16-17-е столетие). Китайское культурное влияние значительно усилилось тогда, когда последующие правители династии Ле приняли конфуциантство, буддизм и даосизм в качестве национальных религий. Дракон Поздней Ле стал считаться символом императора и его авторитарной мощи, также как это было заведено в Китае.

Изображение дракона широко использовалось как декоративный элемент в императорских могилах и религиозных храмах. Дракон династии Ле перенял многие признаки китайского дракона, такие, как, например, угрожающий взгляд, большое тело и голова, крупная прочная чешуя, большие и мускулистые ноги с длинными и острыми когтями, густая грива вдоль тела от головы до хвоста.

Династия Нгуен (18-20-е столетие). Дракон во время правления династии Нгуен — это один из Ту-Лунг, один из четырех главных мистических существ Китая: дракона, тигра, черепахи, и феникса. Эти мистические существа встречаются на многочисленных картинах, скульптурах и объектах искусства, а также в архитектуре — в дизайне королевских дворцов и могил в Нue.

Туонгл у онг , в мифах народа тхай Вьетнама — божество воды. Оно имеет образ змеи или дракона, обитающего в самых глубоких местах водоемов.

Ханой — столица Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Поселение на месте современного города известно с 3 в. Город основан, по-видимому, в 5 в. (по другим данным — в 8 в. ). В 9—11 вв. назывался Дайла, в 11 в.  — 1833 Тханглаунг (Город парящего дракона), или Донгкинь (Восточная столица)» [2].




Ханой (Нa Noi), столица Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Поселение на месте современного города известно с 3 в. Город основан, по-видимому, в 5 в. (по др. данным — в 8 в. ). В 9—11 вв. назывался Дайла, в 11 в. — 1833 Тханглаунг (Город парящего дракона), или Донгкинь (Восточная столица).

Изумительная природа Северного Вьетнама притягивает путешественников всего мира. Здесь находится бухта Халонг (ее название переводится с вьетнамского как «спускающийся дракон»), в которой укрылось больше 3 тыс. островов, взмывающих вертикально вверх из изумрудных вод Тонкинского залива. Легенда рассказывает, что эту бухту создал огромный красный дракон, спустившийся с небес. Побывавшие здесь сравнивают местный ландшафт с Гуйлинем в Китае и Краби в южном Таиланде. Как утверждают рыбаки, в водах залива и поныне живет дракон —вьетнамская разновидность лохнесского чудовища.



[1] Журнал Вьетнам, № 3, 1988

[2] Сайт «Гнездо драконов» www. dragons -nest. ru