Жаль что за всю свою жизнь он так ни одного и не встретил.»
БГ
Драконы Ближнего Востока, Передней Азии и Кавказа
В развалинах обманчивого мира не была добыта ни одна дивная сокровищница без раны, нанесенной ядовитым драконом.
Ходжа Самандар Термези. «Назидание Государям»
У Толкина, со ссылкой на сборник новелл XIII века «Римские деяния» читаем: «Между двумя горами Армении проходила одна дорога, и долгое время люди пользовались ею часто, а затем случилось так, что из-за отравленного воздуха никто не мог отправиться этим путем, избежав гибели. Царь спросил мудрецов о причине подобной напасти, но ни один не знал истинной причины этого. И тогда призванный Сократ сказал царю, чтобы возвели постройку такой же высоты, что и горы. А когда это было сделано, Сократ велел изготовить зеркало из плоского булата, сверху отполированного и тонкого, чтобы в этом зеркале можно было увидеть отражение любого места в горах[*]. Сделав это, Сократ поднялся наверх постройки и увидел двух драконов, одного со стороны гор, другого со стороны долины, которые разевали друг на друга пасти и испепеляли воздух. И пока он смотрел на это, некий юноша верхом на коне, не ведавший об опасности, отправился той дорогой, но тут же упал с коня и испустил дух. Сократ сразу поспешил к царю и рассказал ему обо всем, что увидел. Позднее драконы были с помощью хитрости схвачены и умерщвлены, и так дорога снова стала безопасной для всех проезжающих» [**]
[*]Собственно говоря, поднявшись на башню и сгибая тонкий лист железа, Сократ пользуется параболическим зеркалом для того, чтобы увидеть в нем отражение драконов
[**] Толкин Дж. Р. Р. Профессор и чудовища: Эссе / Пер. с англ., лат., др.-исл. —СПб.: Азбука-классика, 2004. © Н.Горелов, перевод, комментарии, составление, статьи, 2004 © М. Каменкович, С. Степанов, перевод, комментарии, 2004 © В. Пожидаев, оформление серии, 1996 © «Азбука-классика», 2004
У знатока восточных земель и морей, персидского ученого и писателя Х века Бузурга Ибн-Шахрияра в «Чудесах Индии» читаем: «В море водятся огромные страшные драконы, называются они таннинами. В разгар зимы, когда облака проходят над самой водой, таннин вылезает из моря и заползает в тучу, ибо он не выносит жара морской воды, которая это время года кипит, как в котле. Таннин сидит неподвижно, охваченный холодом облака; ветры, дующие над водой, поднимают тучу верх, и таннин поднимается вместе с ней. Туча движется по небу из одного края в другой; но, когда вода из нее испаряется, она превращается в тонкую пыль и рассеивается под дуновением ветра; таннин теряет свою опору и падает низ — иногда море, иногда на сушу.
Если Аллах Всевышний желает покарать какой-нибудь народ, он сбрасывает таннина на эту страну. Чудовище пожирает верблюдов и лошадей, поедает крупный и мелкий скот, всячески губит жителей, пока само не подохнет, истребив всю пищу.
Разные люди, часто плававшие по морю, говорили мне, будто не раз видели таннина, пролетавшего в облаке над их головами. Он лежал весь черный, вытянувшись в туче, а если облако рассеивалось, спускался в нижний слой и удерживался там. Часто кончик его хвоста свешивался наружу, но, почувствовав холод воздуха, таннин отодвигался вглубь, уносился в облаке и скрывался от взоров» [1].
«В сочинении арабского путешественника и историка Масуди, датированном 954 годом, мы находим, что tennin (восходящее, по мнению К. Барбье, к библейскому tannin) – рептилия, живущая в глубине океанов; окрепнув с возрастом, она становится грозой рыб, и Бог придает ей форму черного змея, блестящего и длинного; пасть его возвышается над вершинами гор, а свист вырывает с корнем деревья. Другой арабский автор Ибн Аббас добавляет: „Эти змеи достигают возраста 500 лет и управляют всеми другими змеями Земли...“» [2].
Множество источников упоминают драконов, водившихся в этих местах. Так, в средневековой персидской книге «Чудеса мира» (XIII век) описан дракон Астин: «В длину достигает он нескольких фарсахов, имеет раскраску леопарда и два крыла». Он о шести головах на одной шее, есть у дракона и грива. Если своим огненным дыханием он дохнет на слона, то «слон сразу почернеет». Считалось, что обладателю головы такого дракона сильно повезет жизни: он сможет с ее помощью определять места кладов.
В описании жития святого Симеона Столпника (356-459, жил в Киликии, на территории современной южной Турции) читаем: «В это время в северных землях, где даже травы не росло, не очень далеко от тех мест жил необычайной величины дракон, и попало ему в правый глаз дерево. И вот, однажды пришел этот окривевший дракон и, доковыляв, расположился у жилища, где проводил время сей человек Божий. Там он свернулся кольцом и, словно прося, начал трясти низко склоненной головой. Когда же блаженный Симеон увидел его, он тотчас же изъял из глаза его палку размером с локоть. Все видевшие это восславили Бога, однако из опасения убежали оттуда. Но зверь сей, свернувшись, лежал недвижно в одном месте, пока все люди не обошли его. После же, поднявшись, он почти два часа кланялся, стоя у входа в монастырь, а затем возвратился в свое жилище, не причинив никому вреда»[3].
Феодор Стратилат, позднее канонизированный в святого, происходил из города Евхаит, что в Малой Азии, ныне Турции. «Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой, победил его. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников» [4].
В «Тысяче и одной ночи», в рассказе о своем третьем путешествии Синдбад-мореход сообщает о таком случае: «И мы немного поспали и пробудились от сна, и вдруг дракон огромных размеров с большим телом и широким брюхом преградил нам дорогу и, направившись к одному из нас, проглотил его до плеч, а затем он проглотил остатки его, и мы услышали, как его ребра ломаются у дракона в животе» [5].
«Хом яшт» описывает героя-драконоборца Керсаспу, который убивает рогатого «змея Сэрвару, глотавшего коней, глотавшего людей, ядовитого, жёлтого, по которому жёлтый яд протекал толщиною в большой палец» [6].
Богатырь целый день ездил по пустыне, не видя змея. Когда же он сделал привал и развел костер, кипяток из костра расплескался и земля заколебалась. Оказывается, Керсаспа ездил по спине змея. Чудище взвилось от боли, и богатырь убил его своей бычьеголовой палицей.
Я [Керсаспа] убил рогатого дракона,
… а рог его был как высокая ветвь.
«Риваят»
Перевод И. А. Святополка-Четвертынского [7]
О змиях упоминается у С. Галлямова: «До настоящего времени корды-езиды поклоняются змее белого цвета Шахмеру, культ которого зафиксирован и в мифологии башкордов Урала. А арабский миссионер Ибн-Фадлан посетивший Башкордистан в X в. писал: „…Мы видели, как одна группа [башкордов] поклоняется змеям…“». Упоминание священной белой змеи мы встречаем в легенде об образовании Казани. Мы вернемся к ней позднее.
Теперь рассмотрим письменные источники. Так, Мовсес Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк» пишет: «В следующем году, после проливных дождей, ливших сорок дней подряд, переполнилось море, вышло из своих берегов и затопило сушу. Из разлившегося моря Каспийского выплыла огромная, как гора, рыба-дракон и, поглощая всех рыб [реки Куры] , наполняла [ими] свою утробу, так что рыболовы оставались без улова. Тогда они, собравшись вместе и [подкравшись к ней] со стороны хвоста, разрубили ее мечами на части, пока она не сдохла, и Кура не унесла ее туда, откуда она выплыла. После этого рыболовам легко было ловить рыбу, ибо она шла [косяком], прорвавшись через преграду».
Блез де Виженер в «Описании Польского Королевства» пишет: «Это полуостров [Крымский], почти отрезанный от материка и вдающийся далеко в Меотийское болото, севернее великого [Черного] моря, на протяжении около 24 миль в длину и 15 в ширину. На нем находятся три города: Солхат, Киркея, Каффа и две крепости: Манкуп и Азов. Главный город Солхат, называемый татарами Крым; от него приняли свой титул их государи, которые называются крымскими ханами. Другой город, менее значительный, Киркея, в которой находится замок, сделанный из дерева и дерна на вершине скалы. Рассказывают, что некогда жил там дракон, пожиравший всех и грозивший совсем опустошить страну, если бы некоторые из проживавших там итальянцев, привычных к различным чудовищам, не прибегли с молитвою о помощи к Деве Марии. Вскоре после того они заметили какой-то свет в скале, вырубили в ней ступени и проникли в подземелье, где нашли икону Богородицы, перед которою горела свеча, а у ног ее лежал дракон, пронзенный насквозь. Слух о чуде распространился и потому хан перекопский Ачи-Гирей, готовясь к войне с братьями, также вручил себя заступничеству чудотворной иконы и надавал множество обетов, если ей угодно будет оказать помощь в этом деле. Ибо сами магометане с большим почетом относятся к Пречистой Деве, признавая, что она без всякого сообщества мужчины и без нарушения девства зачала и родила великого пророка Иисуса Христа (как они называют его). Поэтому хан, получив помощь, которую искал, продал пару самых лучших из своих лошадей, за вырученные деньги купил воску и приказал отлить две свечи, которые день и ночь горели перед иконою, что и поныне поддерживается его преемниками» [8].
Фазллаллах Рашид Ад-Дин в «Огуз-Наме» рассказывает прелюбопытную историю: «В те времена на склонах высокой горы под названием «Див Кайасы» («Скала Злого Духа»[9]) обитал дракон. На склоне этой горы, расположенной на краю очень широкой степи, которая именовалась Эндек, росло три больших дерева. Каждое из них росло у устья источника и под каждым деревом обитало по два голубых дракона. Если кому-либо была доказана его вина в преступлении, то обвиняемому наносили раны и относили его к дракону. Если он действительно был виновен, то дракон его тут же пожирал, но если он был невиновен и чист, то его израненное тело излечивалось. Там становилось сразу ясно — хороший этот человек или вредный.
Бугра-хан пожелал, чтобы вопрос об измене Коры-Текина был разрешен драконами, и приказал выколоть ему глаза. Затем они усадили его на стремительного дикого верблюда и отправили вместе с чернокожим поваром, который должен был охранять своего бывшего господина. Повар взял верблюда за недоуздок и двинулся в двухмесячный путь по этой степи…
Отсюда они двинулись в путь. Наконец, длинная дорога стала короткой и однажды, через два месяца издалека показались три дерева. Антлык спросил: «К какому из этих трех деревьев мы подъедем?». Коры-Текин ответил: «Так как я средний, давай к среднему!».
В это время показались три горных барана. Антлык подогнал своего коня прямо к дракону. Когда он посмотрел в сторону Коры-хана, то увидел что он заснул у истока родника, а дракон направлялся прямо к его груди. Сарыкулбаш испугался этого, вынул свой меч и хотел убить дракона.
Обратившись к дракону, он воскликнул: «Что ты делаешь? Он — падишах! Его оставили в таком трагическом положении, несмотря на то, что он невиновен. Я убью тебя, чтобы ты не причинил ему какое-либо зло!»[10].
Дракон ответил: «Да не пугайся ты! Он невиновен и безгрешен!». А когда он облизал языком оба глаза Коры-Текина, тот тут же прозрел» [11].
[1] Бузург Ибн Шахрияр .Чудеса Индии. Издательство восточной литературы, 1959 г
[2] Непомнящий Н. Н. По следам морского змея. Энциклопедия загадочного и неведомого. М.: «Издательство "Олимп"», «Издательство ACT», 2001
[3] Житие святого Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником // Альфа и Омега, 1996, № 4, пер. М. А. Тимофеева
[4] Православный календарь. Сайт www.days.pravoslavie.ru
[5] Книга тысячи и одной ночи. Часть 5-ая. М., «Новости», 1992
[6] Залеман К. Г. Очерк истории древнеперсидской литературы // Всеобщая история литературы / Под ред. В. Ф. Корша. Т. I. Ч. 1. СПб., 1880
[7] Святополк-Четвертынский И. А. «Змееборческие концепты в Авесте, среднеперсидских текстах, Шахнаме, Риг-Веде, в хеттском мифе об Иллуянке, в древнегреческой традиции и шумерском мифе Lugal ud Me-Lam-bi. Реконструкция индоевропейской змееборческой модели», «Сайт о санскрите и не только» www.devanagary.ru
[8] де Виженер Б. «Описание польского королевства» Мемуары, относящиеся к истории южной Руси. Выпуск I (XVI ст.). Киев, 1890. (пер. К. Мельника)
[9] Скала «Злого духа» может находиться на расстоянии двухмесячного пути от резиденции Бугра-хана в бассейне р. Чу, т. е. где-то в Якутии или даже в пределах Индии (Прим. авт.)
[10] Как видно, Сары Кулбаш, как и Туман-хан, знал язык зверей (прим. авт.)
[11] Фазллаллах Рашид Ад-Дин. Огуз-Наме. Баку, 1987 (пер. Р. М. Шукюровой)