Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Причины [хороших и дурных] знамений простые люди видят в судъбе-мин. Откуда им знать, где их действительный исток? Если выбивать зверя и питаться молодняком, цилинь не явится. Если спускать водоемы, чтобы взять рыбу, — не останется ни драконов, ни череп
Люйши чунцю, ("Весны и осени г-на Люя")

из «Махаратнакута-сутры»

Махаратнакута-сутра

Глава 44

Драгоценные мосты

<…>

Что значит, Кашьяпа, лживость ума? Проявлять лживость ума — значит говорить: «Я не желаю такой материальной поддержки, как одежда, чаша, постель, еда, питье и лекарство», тогда как [, на самом деле,] ум озабочен ничем иным, кроме как поиском всех этих вещей. Это значит лживо говорить, что удовлетворен, тогда как, в действительности, многого хочешь.»<…>


Затем Почитаемый-в-Мирах сказал стихами:

Если кто-то ищет материальных благ
И добывает их неправедными путями,
Заявляя, при этом, что удовлетворен,
Он всегда будет жалок.
Криводушный,
Такой человек обманывает всех,
Его ум в высшей степени нечист.
Боги, драконы, духи,
Обладатели Небесного Ока,
И Просветленные, Почитаемые-в-Мирах,
Все знают и видят это.

<…>Все люди, Кашьяпа, включая правителей, старейшин, князей, воинов, священников и обычных людей, сторонятся неприкасаемых. Даже самые низкие рабы избегают их присутствия изнакомства с ними. Подобным образом, Кашьяпа, все люди, включая добродетельных и уважаемых блюстителей заповедей, монахов, монахинь, мирян, мирянок, небожителей, драконов, духов (асура), призраков (якша) и небесных музыкантов (гандхарва), сторонятся подвижников, подобных неприкасаемым, ибо знают, что они нарушают заповеди и вершат неблагое (неблагие дхармы). Вот кого называют, Кашьяпа, подвижниками, подобными неприкасаемым.<…>


<…>Подобным образом, о Кашьяпа, подвижник, ищущий выгоды, всегда несчастен и снедаем желанием. Он никогда не удовлетворен тем, что имеет, но всегда алчет чужого имущества. Он идет в города и селения ради материальных благ, а не ради благого (благих дхарм), но скрывает свои дурные пути. Думая, что добрые монахи знают о нарушении им заповедей и что при обсуждении ими праведности они могут, полагаясь на свое знание, изгнать его из Общины, подвижник, ищущий выгоды, сильно страшится добрых монахов. Внутри он льстивый и лживый, но снаружи он ведет себя как подобает.

Все боги, драконы, призраки (якша), духи (асура) и те, кто обладают Небесным Оком, знают кто такой из себя этот монах: приходя, он приходит, как вор; уходя, он уходит, как вор; а также подобно вору ходит, сидит, ложится, встает, одевает рясу или снимает рясу, входит в город и выходит из города, ест, пьет и обривает волосы.

Приход, уход, и все прочие действия этого глупца, Кашьяпа, видимы и ведомы богам, драконам, призракам и духам. Видя деяния этого злого монаха, они порицают его, говоря: «Вот такие-то плохие люди и разрушают Истину Просветленного Мудреца из Шакьев.» Когда боги, драконы, призраки и духи видят подвижника или священника, который блюдет заповеди и ведет себя благо, они верят в него, превозносят и почитают его, говоря: «Такой человек достоин подношений, согласно Истине Просветленных.» Хотя подвижник, ищущий выгоды, о Кашьяпа, и оставляет домашнюю жизнь, дабы принять прибежище в Истине Просветленных, он не способен породить ни единой мысли высочайшего покоя или бесстрастного ума, не говоря уже об обретении плодов подвижничества. Для него совершенно невозможно обрести эти [плоды]. Вот кого называют, Кашьяпа, подвижником, ищущим выгоды.<…>


<…>В будущем боги, драконы и те, кто обладают Небесным Оком, увидев падение этого глупца в преисподнюю, скажут друг-другу: «Этот глупец был видом ранее подобен подвижнику, но вершил неблагое. Поэтому теперь он по заслугам низвергся в великую преисподнюю. Отныне и на долгие времена он не способен будет совершить благое деяние или обрести плод подвижничества. Он подобен плевелам среди доброй пшеницы.» Вот что называют, Кашьяпа, подвижником, подобным плевелу.<…>


<…>Прибывая в глухое место, Кашьяпа, монах-отшельник должен подумать: «Я пришел в эту даль один, без попутчиков. Некому учить или порицать меня, буде я действую добродетельно или нет» Он должен далее подумать: «Есть, однако, боги, драконы, духи и призраки, а также Просветленные, Почитаемые-в-Мирах, которым ведомо, что я всецело отдаю свой ум служению. Они могут быть моими свидетелями. Теперь я здесь, дабы исполнять то, что подобает монаху-отшельнику. Если лелею я недобрые мысли, не бывать мне свободным и не знать покоя. Сейчас я совсем один в этой глуши; ни с кем я не связан и мне нечего назвать своим. Я должен быть бдителен к чувствам желания, гнева, раздражения и так далее. Я не должен уподобляться тем, кто любит толпы и привязан к людским поселениям. Если же я буду таким, то обману [тем самым] богов и драконов, духов и призраков, и Просветленные не пожелают узреть меня.

Если же я теперь буду следовать верной практике отшельников, то боги и драконы, духи и призраки не попрекнут меня, а Просветленные будут рады меня лицезреть.»<…>


<…>По созерцании [этого] тела как оно есть, для мудрого вполне возможно, если ум его однососредоточен, обрести первую дхьяну. Те, кто обрели радость дхьяны, могут жить дхьяной с умом, исполненным радости, один, два или даже семь дней [без пищи].

Если монах-проситель пищи, Кашьяпа, так практикуя, не обретает дхьяну, он должен практиковать усерднее и укрепиться в благом (в благих дхармах). Как многим ведомо, боги, драконы и духи поднесут такому человеку пищу благодаря его свободе от оков [привязанности к пище].<…>


<…>Чтобы освободиться от желания, Кашьяпа, монах-лохмотник должен носить [свои лохмотья], непрестанно созерцая нечистоту [тела]. Чтобы освободиться от гнева и ненависти, он должен носить их с любовью и добротой. Чтобы освободиться от неведения, он должен носить их , созерцая двенадцатизвенную [цепь] зависимого возникновения (причинности). Чтобы искоренить все омрачения, он должен носить их с верной мыслью. Чтобы узнать [природу] шести чувств, он должен оберегать свои органы чувств от притяжения [чем-либо]. Чтобы обрадовать богов, драконов и духов, он должен носить их без льщения или обмана.<…>


<…>Все боги, драконы, духи и призраки, Кашьяпа, желают лицезреть монаха-лохмотника по причине его удовлетворенности.<…>


<…>Если недобрый монах, Кашьяпа, стремится заполучить одеяние, чтобы украсить себя, внешне являя чистые деяния, но внутри будучи полон желания, гнева и неведения, то боги, драконы и духи не приходят к нему оказать почтение и совершить подношения. Почему? Потому что им ведомо, что этот монах стремится добыть одеяние, чтобы украсить себя, вместо того, чтобы [стремиться] очистить от скверны свой ум и умственные способности; зная об этом, они его избегают.<…>