— Дай ему поесть, он, наверное, голодный.»
«Стасик»
Раздел 4. Фэн-Хуан (Феникс)
ИЛЛЮСТРАЦИИ К КИТАЙСКОМУ БЕСТИАРИЮ
Раздел 4
ФЭН-ХУАН (ФЕНИКС)
Вторым «священным животным» старого Китая является феникс — фэн-хуан
О знаках на голове, крыльях и спине феникса говорится еще в «Шань-хай цзине» (44, с. 7). В нем фениксы упоминаются несколько раз. Интересен отрывок, где феникс как бы отождествляется со своим постоянным спутником, птицей луань:
«Есть пятицветная птица; у нее три имени: одно — священная, второе — луань, третье — феникс». Но далее в этом же отрывке говорится о луане, как об отдельной птице: «Луань поет, феникс танцует» (44, с. 128). На рисунке (Е 30, рис. 57) феникс изображен в своем классическом виде. Птица, пятицветная как феникс, но имеющая человеческую голову, также фигурирует в «Шань-хай цзине» (44, с. 129, Е 30, рис. 24).
В «Лунь хэн» известного философа Ван Чуна (27 — 104 гг.) есть очень большой раздел о фениксе. Упоминается его пятицветная окраска (18, л. 10б), но здесь же высказывается прямо противоположное мнение, что феникс может быть любой окраски (там же, л. 11а). Очень интересна такая деталь, как рог на голове феникса (12, л. 106).
В «Сань-цай ту хуэй» (34, с. 2173) феникс выступает как законченный образ божественной птицы. Все его черты, упоминавшиеся в различных древних книгах, даны в сумме:
«Феникс — волшебная птица. В народе называется птичьим ваном. Из 260 пернатых феникс — величайший. Лебедь спереди; Цилинь сзади; змеиное горло, рыбий хвост; журавлиный лоб; как у селезня мандаринской утки бородка; драконьи узоры; черепашья спина; ласточкин зоб; петушиный клюв. Выходит с Востока из страны Благородных мужей. Если его увидят, то в Поднебесной воцарится великое спокойствие. Знак на голове гласит: добродетель; знак на крыльях гласит: приличие; знак на спине гласит: справедливость; знак на груди гласит: гуманность; знак на животе гласит: истина. Его голос подобен безмолвию. Не ест живых существ, не ломает живой травы, не скопляется для проживания, не движется стаями, не попадает в силки. Гнездится только на утунах. Питается плодами бамбука. Пьет только из источников с хорошей водой».
Феникс мыслился как главный представитель целой группы родственных между собою птиц. Наиболее близко к нему стоял луань. В «Сань-цай ту хуэй» он помещен сразу после феникса. В тексте так и сказано: «Луань — следующий за фениксом». Там же говорится, что стареющий феникс превращается в луаня (34, с. 2174). Судя по тому, что в библиографии к разделу «луань» в «Гу-цзинь ту-шу цзичэн» (II, цз. 7) помещены многие из тех же сочинений, что и к разделу «феникс», можно с уверенностью сказать, что луань и феникс — издревле постоянные спутники.
Точно так же обстоит дело в Корее и Японии. В корейской книге о животных (С 50, л. 5б) имя луаня стоит сразу за именем феникса. То же самое мы видим в японской энциклопедии «Вечное драгоценное зерцало» (С 209, л. 29).
Место обитания феникса довольно неопределенное. Часто он является спутником Си-ванму — «Западной царицы-матери», чье царство, как полагали, находилось в горах Центральной Азии (39, с. 210).
По мнению Гульда, горы, где жил феникс, могли находиться в Корее. Если это — корейская традиция, как утверждает он, тогда становится понятным не только место в «Сань-цай ту хуэй», где говорится о приходе феникса с востока, но и расположение «Страны благородных мркей». К сожалению, Гульд не сообщает, откуда он взял эти сведения (52, с. 371).
Во всяком случае, феникс является то спутником Си-ванму, то есть Западной царицы-матери, то обитателем «Страны благородных мужей», следовательно, символом власти и добродетели.
Известный историк искусства Вильям Уиллет подчеркивает связь феникса со светом и огнем, как проявлением активной силы Ян, а также с югом и летом (63, т. I, с. 279).
На иньских и чжоуских бронзовых сосудах встречаются изображения птиц, которых некоторые искусствоведы считают фениксами. Действительно, налицо все характерные признаки позднего феникса — пышный хвост, характерный выступ на лбу (21, с. 11,12,13,15,17). Иногда фигура феникса дана предельно стилизованно, так что даже очень искушенный зритель едва может уловить в ней сходство не только с поздним образом, но вообще с живым существом (21, с. 11, 16). Но почти везде доминирует идея большого крыла, знакомая нам по древнему начертанию иероглифа «фэн».
В эпоху Хань (206 г. до н. э. — 207 г. н. э.) мы видим наряду с очень стилизованными изображениями чрезвычайно реалистические, почти полностью совпадающие бражение на бронзовом зеркале). К периоду правления Северной Вэй (220 — 264 г. н. э.) относится вполне сформированное изображение феникса, вырезанное на камне (21, с. 86). Вообще иконография феникса почти не меняется вплоть до нашего времени. Это — птица с большим хвостом и пышным оперением. На лбу его — небольшой элемент, в ранних изображениях в виде гребня, а в более поздних в виде небольшого утолщения на тонкой ножке. Вероятно, он как-то связан со знаком «добродетель», упоминаемым в литературных памятниках. Слова «лебедь спереди» и «змеиное горло» («змеиная шея») нашли отражение и в иконографии. Особенно подчеркнута длинная, выгнутая шея феникса в искусстве периода династии Мин (34, т. 6, с. 2173; 18, с. 15). «Рыбий хвост», как правило, трактуется просто как пышный хвост, но в «Сань-цай ту хуэй» мы видим трактовку хвоста феникса в форме длинных перьев, оканчивающихся расширениями, похожими на хвостовой плавник рыбы. Иногда хвост снабжен двумя длинными зубчатыми лентами по бокам, могущими навести на мысль о сходстве с хвостом рыбы или земноводного (тритона, саламандры). К правлению династии Тан (618 — 907 гг.) относится стилизованное изображение феникса, где перья хвоста оканчиваются розетками, похожими на чешуйки (21, с. 60). Впрочем, это могут быть и элементы растительного орнамента.
Цветное изображение феникса дает представление о его многоцветности (52, цветная репродукция перед титульным листом).
Нет необходимости повторять избитую истину о том, что феникс встречается в китайском искусстве во всех его формах, от живописи до ювелирных изделий. Достаточно вспомнить изображения фениксов в женских головных украшениях, упоминаемые у Ляо Чжая (25, с. 20).
От китайцев образ феникса проник в литературу и искусство соседних народов. Во всех иллюстрированных японских изданиях, давших материал для написания данной работы, мы встречаем типично китайских фениксов.
О сходстве с фениксом и ранской птицы Симург было уже упомянуто в разделе, посвященном дракону.
Птица, пятицветная как феникс, но имеющая человеческую голову, также фигурирует в «Шань-хай цзине» (44, с. 129, Е 30, рис. 24).