Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«[Идея] Творчества выражена в образе дракона, ибо он таков,
что непостижимы его чудесные превращения.
Вот почему он как образ выражает метаморфозы творческого пути,
прибавление и убыль силы света, выступление и отступление…»
Чэн И-чуань. Комментарий к «И-цзин»

Как Фуси научил людей письму

© Из статьи В. Ю. Трофимова «Мифы письма»


Фуси и Нюйва - легендарные прародители человеческого рода

Итак, легенда о возникновении китайского письма гласит: «Однажды, прогуливаясь по берегу реки Хуанхэ, Фу Си увидел дракона… на спине которого просматривались отчетливо некие непонятные знаки. Любознательный император тут же срисовал их. Потом обратил внимание, что полученные рисунки сходны со следами птичьих лап на песке близлежащей отмели. В результате сопоставлений Фу Си преподнес китайской цивилизации еще один щедрый дар — начертал восемь триграмм, от которых, собственно, и взяла начало китайская письменность» (1;102-103).


Итак, рассмотрим конспективно комплекс представлений о Фу Си. Цикл мифов о Фу Си не сохранился целиком. Тем не менее ряд указаний и свидетельств о природе великого императора Фу Си дал возможность китайскому ученому и мифологу Юань Кэ реконструировать представления об этой полулегендарной личности: «Фуси и Нюйва изображаются до пояса в виде людей в головных уборах и в халатах, а ниже пояса — в виде змеи (иногда дракона), с крепко переплетенными хвостами и лицами, обращенными друг к другу, или же спиной другк другу. Фуси держит в руках угольник, Нюйва — циркуль. На некоторых изображениях он держит солнце, в которое вписана золотая ворона, а у нее в руках луна с изображением жабы». (5;38) Бросается в глаза, что Фуси имеет тело человека и змеи и одновременно изображается с измерительными приборами. И в этом образе мы снова сталкиваемся с тем, как сплетаются представления о змеиной изначальности с идеей измеренности и размерности мира. Древняя легенда гласит, что в сотнях тысяч ли к северо-западу от Китая была страна, которая называлась Страной рода Хуасюй. В той стране не было ни правителей, ни вождей, люди не были подвержены страстям и потому все жили долго, красиво и весело. Жители этой страны могли ходить по воде и не тонуть, проходить через огонь и не гореть, летать по воздуху также, как и свободно ходить по земле. Их не пугали раскаты грома, они могли видеть в тумане и в темноте. Это были люди божественные и одновременно земные, но бессмертные. В этой стране жила девушка. Она не имела имени, а звали ее Хуасюй-ши, что означает урожденная страны Хуасюй. Как-то она пошла погулять к огромному Озеру грома и увидела на берегу следы ног какого-то великана. Шутки ради она наступила на этот след и тут же забеременела и родила Фуси. Этим великаном был Дух Болота грома, существо с человеческой головой и телом дракона.

Другое мифологическое представление о Фуси связано с тем, что будучи полубожеством, то есть сыном женщины из райской страны и дракона, он мог спокойно подниматься по небесной лестнице и спускаться на землю. Так что же это за лестница? В китайских мифах такая лестница мыслится в образах сказочных деревьев до неба, гор, а также крыльев дракона. Эти представления станут понятны, если мы обратим внимание на то, что цикл о Фуси достаточно плотно связан как символически так и сюжетно с мифами о Хуан-ди, который представлял из себя божество хаоса. Часто изображавшегося в виде дракона, лунного божества, владеющего громом, водой и лунными циклами. Хотя представления о Фуси не связаны с представлениями о мире мертвых, но зато отчетливо видна связь образа Фуси с мифами лунарного цикла и связь его происхождения с образом изначального хаоса.

Значение этого наблюдения станет также понятно из того, что по другому преданию именно император Хуан-ди повелел создать письменность своему приближенному Цан-Цзе. Фуси представляет здесь образ первопредка, а Хуан-ди — это существо космогоническое, владеющее силами хаоса, но по сути они едины, или, по крайней мере, выражают одно начало.

Помимо создания письменности, Фуси приписывается создание музыкальных инструментов, овладение огнем, осушение и строительство ирригационных каналов, а также тот факт, что начертанные им восемь триграмм легли в основу самого древнего китайского текста И-Цзин, то есть Китайской Книги Перемен. На основе этой книги, кстати говоря, строится система китайского времени.

Итак, подытожим все, сказанное выше. Фуси является одновременно культурным героем и существом, вышедшим из хаоса, он поднимается по небесной лестнице, он змееподобен и является создателем письма. Он является создателем той самой лестницы в небо, значение которой в китайской мифологии выражено более отчетливо. Лестница в небо — это путь, соединяющий два мира: мир профанного и мир сакрального. Еще одно символическое значение мифов о возникновении письма более отчетливо выражается в образе Фуси. Если мы вспомним сам сюжет мифа о происхождении триграмм, то нам станет очевидно, что знаки считаны Фуси со спины дракона отнюдь не случайно, это не простая прихоть мифо-поэтического воображения. Дракон являет здесь границу Чуждого.