Эта констатация может удовлетворить лишь ум простака, но отнюдь не ученого»
Станислав Лем
Казус с Конфуцием
Характерная «беда» поверхностного книгоиздания: при словах «Китай», «китайский», «перевод с китайского» стараются вставить картинку с драконом, что не может не радовать :), однако иногда дракон при этом выглядит, мягко сказать, не вполне уместно, как на лицевой (а равно и на последней) странице обложки, приведенной здесь, а также по тексту (заставки в конце каждой главки) и на корешке издания (очаровательный стилизованный черно-белый дракошик, также представленный здесь).
Кроме этого, в силу некоторой размытости использованного на обложке портрета Конфуция, вполне может возникнуть ощущение, что великий Кун-цзы оседлал дракона, устроившись у того на голове: халат философа удачно сливается с фоном, а туфли уже очень походят на глаза некой крупной оседланной сущности…
Казус же состоит в том, что великий китайский философ, идеолог, рационалист и законник Конфуций (он же Кун-цзы, Кун-фу-цзы, Чжун-ни) категорически возражал против общения с…духами, а равно и с драконами, о которых в его сочинениях уж точно — ни словечка, если не считать того, что некогда он сравнил с драконом великого основателя даосизма Лао-цзы.
Вот утверждение, характерное для Конфуция: «Почитать духов и держаться от них подальше».
Или ещё более категоричное утверждение его учеников: «7-21. Учитель [никогда] не говорил об удивительном, о силе, хаосе и духах.» (Конфуций: «Беседы и суждения»)
Это при том, что в целом дизайн издания (С-Пб., «Кристалл», 2001; художественное оформление серии — И. Г. Мосин) более чем приятен.