Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Кстати, о драконах. Один десятилетний ребенок показал мне свой рисунок.
Я ему говорю: "Какой-то грустный дракон под дождем у тебя получился".
А он мне:"Это не дракон под дождем, это сущность времени, поглощающая пространство. Но вам этого не
Федор Ф.

Плотин

Плотин, благороднейший, высочайший и величайший из всех
неоплатоников после основателя школы Аммония Саккаса
Плотин, благороднейший, высочайший и величайший из всех неоплатоников после основателя школы Аммония Саккаса

Благороднейший, высочайший и величайший из всех неоплатоников после основателя школы Аммония Саккаса. Он был наиустремленнейшим из филалетеян или «любящих истину», целью которых было создание религии на основе системы мысленной абстракции, что является истинной Теософией, или всей сущностью Неоплатонизма. Если верить Порфирию, Плотин никогда не раскрывал ни места своего рождения или родословной, ни своей отчизны и расы. До двадцати восьми лет он не находил ни учителя, ни учения, которые удовлетворили бы его или отвечали бы его устремлениям. В это время ему посчастливилось услышать Аммония Саккаса, и с того дня он начал посещать его школу. В тридцать девять лет он сопровождал императора Гордия в Персию и Индию с целью изучения их философии.

В центре философии Плотина —диалектика трёх основных онтологических субстанций (ипостасей) —"единого", "ума" (нуса) и "души". Плотин впервые дал чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение Плотина о "едином" как трансцендентном первом начале, превышающем всё сущее и мыслимое и предшествующем ему.  Эманация — истечение. Примечательны рассуждения Плотина о тождестве субъекта и объекта в "уме", о синтезе индивидуального и общего в "уме" и в "душе". "Душа" для Плотина есть нечто единое и неделимое, субстанция; в своей основе она неаффицируема и бестелесна. Её нельзя представлять атомистически, как простую множественность психических состояний (здесь Плотин спорил со стоиками). В целом "душа" есть для Плотина то или иное смысловое функционирование "ума" за его пределами, "логос ума". Плотин неизменно следовал Платону в учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном уходе на небо, об укорененности всех индивидуальных душ в единой "мировой душе", о знании как припоминании и т.д.

Осуществленная Плотином систематизация платоновского учения легла в основу многовековой традиции неоплатонизма. Плотин оказал значительное влияние на средневековое философию (Августин и др.) и особенно на мыслителей Возрождения (М. Фичино, Пико делла Мирандола), на представителей английского (А. Шефтсбери, Дж. Беркли) и немецкого (Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) идеализма, а также на И. В. Гёте и йенский романтизм.

Он умер в возрасте шестидесяти шести лет, написав пятьдесят четыре книги по философии. Он был настолько скромен, что говорят, «стыдился думать, что имеет тело». Несколько раз в своей жизни он достигал Самадхи (высочайший экстаз или «воссоединение с Богом», божественным Эго).

Как сообщает один биограф, «его презрение к своим телесным органам было настолько велико, что он отказывался принимать лекарство, считая употребление подобных средств недостойным человека». Также мы читаем, что «когда он умер, дракон (или змей), который находился под его кроватью, проскользнул в отверстие в стене и исчез» — факт, заставляющий задуматься изучающих символизм. Он учил доктрине, тождественной доктрине ведантистов, а именно, что Дух-Душа, эманируя из Единого божественного принципа, по окончании своего путешествия воссоединяется с Ним.