за сколько бестолковый их целую сотню отдаст…»
Дж.Р.Р. Толкин ««Беовульф»: чудовища и литературоведы»
Ангелы, серафимы, херувимы
Ангелы
Обычно об Ангелах упоминается в еврейских, христианских и мусульманских религиозных текстах. Поскольку ангеловедение относится больше к теологии, чем к символоведению, ограничимся только некоторыми аспектами этой проблемы. Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово мал'ахим (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем как члены небесного воинства, принадлежащие ко Граду Божию и находящиеся по отношению друг к другу в строгой соподчиненности по многочисленным классам или чинам (херувимы, серафимы, престолы, господства, начала, власти, силы, архангелы, ангелы). Этот план расстановки небесных служб восходит к Дионисию (или Псевдо-Дионисию) Ареопагиту (ок. 500), он послужил основой для создания и теологического обоснования структуры небесных сфер как основы средневековой картины мира.
Серафимы
В соответствии с этим планом, херувимы и серафимы ответственны за первотолчок (Primum mobile) и за сферу неподвижных звезд, престолы — за сферу Сатурна, господства — Юпитера, начала — Марса, власти — Солнца, силы — Венеры, архангелы — Меркурия, ангелы — Луны, ближайших к Земле небесных тел. В средневековых космологических представлениях фигурировали и иные ряды и взаимосвязи.
Серафимы были описанные Исайей (vi, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их еврейское название — SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая переводится как змии, и связано с глагольным корнем SHRP, разжигатель. Слово это употребляется для обозначения змиев в «Числах» и «Второзаконии». Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне SHRP или Сераф из Меди как символ. Это светлый змий используется также и как символ Света.
Сравнение с мифом об Эскулапе, врачующем божестве, который, по преданию, был привезен в Рим из Эпидаура как змий, и которого в статуях изображают с жезлом, вокруг которого обвилась змия. (Овид., «Метам.», кн. XV.) Серафимы «Ветхого Завета» связаны с Херувимами. В Каббале Серафимы — это группа ангельских сил, связанных с Сефирой Гебурой — Суровостью.
Древневосточные изображения крылатых человекообразных фигур как воплощенных гениев и сверхъестественных существ оказали влияние на христианские представления об ангелах как о существах, снабженных крыльями, но в раннехристианском искусстве долго уклонялись от их изображения (видимо, чтобы избежать смешения с такими персонификациями античных языческих гениев, как Нике (Виктория), Глория и Агата Тюхе, счастливая судьба Цезаря). С 4 в. ангелы изображаются со священным сиянием — нимбом — и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола), курильницами, знаменами или трубами (для извещения о Страшном суде). Во времена средневековья и раннего Возрождения ангелы изображались андрогинами (двуполыми существами) или юноженственными.
С 12 в. начинают распространяться изображения ангелов в виде крылатых голов (со смысловым значением бестелесности, бесплотности) детей (безгрешность), что находит свое окончательное идиллическое выражение в стиле барокко, где ангелы изображаются в виде младенцев.
Херувимы
Херувимы часто изображаются с огненными мечами как стражи закрытого рая, а серафимы — как слуги при Престоле Господнем, архангел Гавриил — как фигура в сцене благовещения Марии, архангел Михаил — как воитель при опустевшем гробе Господнем против драконов по имени Люцифер и Уриэль; ангелы фигурируют и в изображениях, связанных с лестницей Иакова, в изображениях с очистительным огнем чистилища (Purgatorium) как проводники душ, направляющихся на небеса. В 19 в. было широко развито представление об ангелах-хранителях (в особенности с охранительной миссией по отношению к детям).
Множество людей вплоть до современного времени сообщают об обнаружении Ангелов, помогающих людям при необходимости. Иногда они сообщают, что Ангел действительно избавил их от опасности. Иногда Ангелы ведут людей жертвенным путем, чтобы помочь им. Другие сообщения повествуют о том, что Ангелы появляются как вестники Бога, чтобы донести до людей божественные слова.
Колонна Св. Марии установлена в центре Мариенплац. По краям ее херувимы расправляются с четырьмя воплощениями бед и страданий: со львом — войной, драконом — голодом, змеем — неверием и василиском — чумой. |
Ганс Бидерман
«Энциклопедия символов»