Ян Словик. «Трактат о драконах»
Шива
Ши́ва (санскр. शिव, śiva, «благой», «милостивый») — божество в юго-восточной Азии, почитаемое в индуизме и буддизме, уходящее корнями в доарийский (доведический) период долины Инда и автохтонных религий аборигенного населения юга Индийского субконтинента. Известный индолог Р. Н. Дандекар описал религию Шивы, как древнейшую из ныне существующих религий цивилизованного мира.[1]
Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной, проявляющемуся в виде материального мира .
В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран, приблизительно 300—1200 гг.), объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти)[2], как разрушительное начало вселенной. В то же время, в некоторых традициях Индии, как например Кашмирский шиваизм, Шива является абсолютным божеством, выполняющем функции и созидания, и разрушения.
В «Махабхарате» (1.1.20) Ишана (одно из имен Шивы) называется «изначальным мужем (адья пуруша), единственно нетленным и вечным» и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари.[3]
Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов). Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара.
- Дандекар, 2002, с. 248
- Majumdar, R. C.: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.
- Махабхарата, Адипарва. Перевод В. И. Кальянова
Источник: Википедия