Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Драконы, играющие в Драконов, — самые опасные.»
Ян Словик. «Трактат о драконах»

Крокодил

Крокодил — большое водное пресмыкающееся, чей облик напоминает дракона; вероятно, тождественно упоминающемуся в Библии чудовищу Левиафану, одному из творений первобытного хаоса. В Древнем Египте он представлялся богом Себеком (греч. Сухое) и прежде всего почитался («Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила…») в городе Шедите (греч. Крокодилополис).

«Я — крокодил, главенствующий над страхом. Я Бог-крокодил при прибытии его Души среди людей. Я — Бог-крокодил, выявленный на уничтожение» (Книга мертвых, Египет).

Существовало множество сказаний, повествовавших о солярных богах, сражавшихся с огромным крокодилом Мага и пронзавших его своими копьями. Среди таких богов — победителей крокодила были Ра, Шу-Онурис, Монту, Сопду и др.

Тексты сохранили нам упоминания об этих битвах:

Назад, Мага, сын Сета!
Да не будешь ты управлять своим хвостом!
Да не будешь ты схватывать своими руками!
Да не откроешь ты своей пасти!
Станет вода дыханием пламени пред тобою
И пальцы семьдесят семи богов да будут в твоем глазу.


Я — Онурис, прекрасный воин, я — великий, владыка мощи,
Не схватывай, ибо я Монту!
Не приближайся, ибо я Сутех!
Не поднимай твоих рук на меня, ибо я Сопду!
Не приближайся, ибо я Спаситель!

Борьба Ра-солнца с крокодилом

Согласно одной из легенд, Шу-Онурис, старший сын Ра, неизменно сопровождает своего отца во время его плавания по небесному Нилу. С копьем в руке стоит он на носу солнечной ладьи и охраняет Ра от нападения гигантского крокодила:

Слава тебе Шу, наследник Ра,
Старший сын, вышедший из его тела!..
Поражающий врагов ежедневно!..
Утренняя ладья в ликовании,
Когда они видят Шу, сына Ра, победителя,
Ибо вонзил он копье свое в злого.

Мы встречаем сына солнца, защищающего своего отца от врагов, в целом ряде легенд. Одним из наиболее полно сохранившихся подобных сказаний является эдфусский миф о Горе Бехдетском, Крылатом Солнце.

Крылатое Солнце

В остальном он считался опасным водным хищником и включался в свиту злого бога Сета (Сутеха). Однако он все же почитался поклонниками Себека и после своей смерти мумифицировался.

М. Э. Матье «Древнеегипетские мифы» Издательство АН СССР, 1956 г.

В Риме господствовало поверье, что тот, кто намажется крокодильим жиром, может спокойно плыть между крокодилами и что крокодилова кожа на воротах двора защищает от вреда, наносимого градом. В средние века крокодил со своей большой пастью выступает символом врат ада. В дуалистическую систему с водной змеей превращает его раннехристианский «Физиологус», который сообщает, что последняя позволяет крокодилу проглотить себя, но затем раздирает его внутренности и выходит из него живой. Благодаря этому змея, обычно образ злого животного, становится символом Спасителя, который между смертью и воскресением спустился в чистилище (или в ад), чтобы спасти томящиеся там души.

В доколумбовой Центральной Америке первый из 20 знаков дня получил название от крокодилоподобного пресмыкающегося существа (у ацтеков — сипактли, у майя — имикс) и считался знаком, предвещающим плодовитость и богатство и приносящим с собой благословение на детей, счастье и силу.

Крокодилоподобное существо является также в некоторых мифах Древней Мексики (наряду с жабой) символом первобытной земли или вообще мифическим земным животным.

Для глубинного психолога (Эппли) крокодил подобен дракону, «только он в еще большей степени представляет собой первобытную, вязкую, неумолимо засасывающую человека жизнь и тем самым является негативным символом наших внутренних энергий, нашей тупой, злобной жизненной установки в глубине коллективного бессознательного». Подобным же образом негативно оценивали крокодила средневековые «Бестиарии» (книги о животных). Там говорится, что он может приводить в движение только верхнюю челюсть, в то время как нижняя неподвижно лежит в иле. Из крокодильих экскрементов делают косметику, которая, правда, быстро смывается. Описание этого природного символического образа заканчивается следующим: «Крокодил является подобием лицемера, скупца и сладострастника. Хотя они переполнены ядом гордости, запачканы заразой сладострастия, охвачены болезненной скупостью, они все-таки, исполняя законы, величественными и безупречными шествуют перед людьми. Как крокодил ночью живет в воде, так эти люди в скрытности проводят свою распутную жизнь… С помощью верхней части своего рта держат они перед глазами других примеры и спасительные учения святых отцов, в то время как нижняя часть рта остается неподвижной, потому что они сами никоим образом не выполняют того, о чем они говорят. Как из экскрементов крокодила делается мазь, так грешники находятся в милости у этого мира, которая, как мазь, покрывает их дурные поступки под видом героических дел. Только когда строгий судья в своем гневе обрушится на совершенные прегрешения, тогда исчезнет весь глянец фальшивой мази» (Унтеркирхер). Действительно, человек, по-видимому, способен понимать «ящерную», древнейшую физиономию крокодила и его механически привлекательные движения, чуждые млекопитающему существу, только исходя из чувства отдаленности и страха, и именно с таких позиций включает их в свою шкалу оценок.

Обычно крокодила рассматривают также как символ лицемерия, так как, согласно поверью, когда он завершает свою трапезу, он льет слезы умиления («крокодиловы слезы»).

Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»