Мне жить лет тысячу, не меньше, вспоенному водой живою.
Меня дракон и синий феникс несут, друг другу помогая,
К нефритовому государю, в простор безоблачного края.»
Ван Вэй
Оороборос
Изображение Змеи, кусающей собственный хвост, впервые было обнаружено 1600 лет назад в Египте. Позже этот символ стал встречаться у венецианцев и древних греков, которые и дали имя этой змее — Уроборос, что в переводе означает «поглощающая свой хвост».
Теперь для нас океан — это море или система морей; для греков это была река, кольцом окружавшая землю. Все воды земные проистекали из него, и не было у него ни устья, ни начала. Был он также богом или титаном, вероятно самым древним, ибо Сон в XIV песне «Илиады» называет его праотцом богов; в «Теогонии» Гесиода он — отец всех рек в мире, а их три тысячи, и во главе их — Алфей и Нил. Обычная его персонификация — старец с пышной бородой; по прошествии веков человечество придумало для него более удачный символ.
Гераклит сказал, что начало и конец окружности совпадают в одной точке. Хранящийся в Британском музее греческий амулет III века являет нам образ, прекрасно иллюстрирующий эту бесконечность: змея, кусающая свой хвост, или, по великолепному выражению Мартинеса Эстрады, «начинающаяся с конца своего хвоста». Уроборос (пожирающий свой хвост) — таково техническое название этого чудовища, вошедшее затем в обиход алхимиков.
Змея, кусающая свой хвост, встречается и в других мифах, например в нормандском мифе о змее Йормунгард (Митгард), и в Индии, где дракон обвивает черепаху, на которой стоят четыре слона, несущие мир. Альтернативные названия: Уроборус; Ороборо; Ороборус; Оуреборос; Оороборос.
Ороборос имеет несколько символических значений. Первое основано на символе змеи, кусающей свой хвост — как олицетворение вечного возвращения в циклической форме или вечности вообще.
В алхимической картине мира она играет роль символа циклически протекающих процессов (испарение, конденсация, испарение — в многократном повторении), причем стадия «сублимации» часто обозначается крыльями. Это символ циклической природы Вселенной: создание из уничтожения, Жизнь из Смерти. Оороборос поедает свой собственный хвост, чтобы пройти через полный цикл восстановления из смерти.
В символике на первый план выступает негативная роль змеи, связанная с опасностью, которую представляют ее ядовитые укусы. Поэтому животным, убивающим змею (орел, аист, сокол) выпала роль носителей позитивных символов.
Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»