Василий Головачев. «Посланник»
Дом с драконами: история и мифы
Не всё в Томске обязательно «лошадиное»
На томской улице Красноармейской, 68, стоит удивительный дом. Темные бревенчатые стены двухэтажного здания довольно скупо, в лучших традициях модерна, украшены резными деревянными деталями голубоватого оттенка.
В книге «Деревянная архитектура Томска» («Советский художник», 1987) говорится о том, что особняк был построен по проекту томского художника-архитектора В. Оржешко в начале XX века. О его декорациях авторы пишут следующее: «…Примечательно, что эти изобразительные мотивы… черпаются не из античных и классических образцов (маскароны, кариатиды, атланты и т.п.), а из местных традиций (в первую очередь), а также североевропейской средневековой архитектуры…. Акротерии в виде стилизованных лошадиных голов, завершающих коньки кровли, имеют прямой аналог — широко известную деревянную церковь в Боргунде (Норвегия, около 1150 года)…» Об этих «лошадиных головах» мы и хотим повести речь.
Сначала отметим, что томичи давно уже называют это здание «домом с драконами», а вовсе не «лошадиной фамилией». Семь стилизованных голов загадочного животного украшают крышу и козырек над входом. По две головы глядят на север, запад и юг. На восток обращены седьмая голова и свернутый крючком хвост с раздвоенным «жалом» на конце. Почему же эти головы назвали лошадиными? Внешне они нисколько не похожи на добродушных коньков, венчавших крыши как русских, так и норвежских построек.
Длинное зубастое рыло, очень узкие глаза, вывернутые наружу губы, далеко высунутый язык с характерным крючком на конце, — портрет животного, которое, скорее всего, относится к классу пресмыкающихся, к допотопным рептилиям. Интересны также ряды округлых отверстий и характерный зубчатый гребень, украсившие коньковые завершения кровель. Они совсем не похожи на волнистые кольца конской гривы!
Скорее всего, этот узор можно сравнить с туловищем громадного змея или с бесконечной чередой волн Мирового океана, из глубин которого высунули головы «владыки вод» — морские драконы. Но откуда мог взяться в Томске, едва ли не в центре евразийского континента, такой архитектурный мотив?
Убить дракона
Обратим свои взоры на запад, в средневековую Норвегию. Именно здесь, по мнению авторов вышеупомянутой книги, был построен в XII веке прототип томского особняка. Речь идет о знаменитой Borgund Stavkirke. В качестве строительного материала ставкирки был частично применен ясень. Это дерево в германо-скандинавской мифологии считалось священным.
___________________________
Stavkirke (Ставкирка) — тип церкви, получивший широкое распространение в Норвегии в XII-XV веках.
Вселенная представлялась норманнам в виде гигантского ясеня Иггдрасиль, который соединяет небо, землю и подземный мир. Так вот, корни этого «древа жизни» неустанно грызет подземный дракон Нидхёгг, и это в конце концов приведет к гибели мира.
Второй скандинавский дракон прячется в холодных океанских глубинах, охватив кольцом всю обитаемую землю. Это «мировой змей» Ёрмунганд, порождение бога огня Локи. В западноевропейской средневековой литературе он имел имя Уроборос, то есть змей, кусающий свой хвост. У большинства «морских» цивилизаций (шумеры, финикийцы, этруски, народы Восточной и Юго-Восточной Азии) сей змей олицетворял не только безжалостное Время, но и Мировой океан, заключивший в свои объятия весь мир. В библейской литературе этот зверь именуется Левиафаном и символизирует все разрушительные силы водного хаоса.
В норвежских и японских мифах неоднократно упоминается также бог морских бурь. Он изображался в виде страшного дракона, несущегося по небу среди мрака и разъяренных волн. Своим единственным оком высматривает он внизу добычу — все, что можно придать разрушению. В этом фантастическом образе есть нечто от реальности. Такой «глаз» имеется у многих тропических тайфунов. О нем знают все мореходы со времен раннего средневековья.
Это геометрический центр урагана, — своеобразный «колодец» с чистым голубым небом диаметром в 15-20 километров, вокруг которого беснуется стена ревущего на все голоса вихря высотой в десятки километров. Нет спасения мореходам и на дне «колодца» — со всех сторон несутся сюда громадные, высотой до сорока метров, волны, увенчанные потоками пены. Нависая и сталкиваясь над утлыми суденышками, водяные горы уподоблялись пастям ревущих морских чудовищ, готовых уничтожить все, очутившееся на их пути.
В средневековой Норвегии к драконам относились неоднозначно. Их явление считалось предзнаменованием большой беды. Появление чудовищ в ночные часы сопровождалось «громоподобными ударами и вспышками оранжевого пламени». Видели норвежские крестьяне грозовую тучу необычайной конфигурации или что-нибудь другое — остается только догадываться.
Интерес представляет эпизод, документально подтвержденный «Англосаксонской хроникой»: «…В 793 году монахи из монастыря Св.Гутберта, расположенного на скалистом островке Линдисфарн у восточного побережья Англии, услышали громкое шипение… Глазам (святых отцов) представилось поистине необычайное зрелище: в небе играли и резвились множество драконов. Тускло блестела в неясном северном солнце чешуя громадных змеев… Вскоре после того, в шестой день перед январскими идами, несущие насилие и смерть язычники уничтожили церковь Божию на Линдисфарне…»
По всей видимости, горемычные монахи стали свидетелями необычного полярного сияния, сопровождаемого треском электрических разрядов. А «язычниками» были викинги. Они приплыли сюда на длинных узких судах, украшенных драконьими головами. Это был их первый набег на побережье Англии. Видимо, с тех пор дракон стал олицетворением и покровителем морских разбойников, а выражение «убить дракона» имело целью вражеского вождя.
Страшные морды охранников
Совсем не случайно скандинавские викинги украшали носы своих драккаров («драконьих судов») головами морских чудовищ. И не только соперников они хотели запугать страшными мордами. С точки зрения викинга, океан был населен всевозможными злобными существами. Здесь можно встретить каменного великана, выставившего навстречу острые зубы — коварные подводные рифы. К кораблю мог подобраться колдун, обернувшийся китом, громадной акулой или тюленем. Да мало ли еще кто? Как же отделаться от всех этих тварей? Да очень просто — показать им изображение того, кто был их повелителем и кого они смертельно боялись — Мирового Змея (Ёрмунганда). И драконьи головы, которые украшали ростры кораблей, служили пугалами для морской нечисти, способной накликать беду на отважных мореходов.
Скандинавская мифология, героические саги послужили основным источником, питавшим норвежское искусство резьбы по дереву. Четыре драконьих головы украсили церковь в Боргунде. Две из них смотрят на запад, две — на восток. О том, что это драконы, а не иные животные, свидетельствует, например, книга, опубликованная недавно в Норвегии.
Есть и другой источник. В конце прошлого века профессор Dietrichson и архитектор H. Munthe издали альбом, посвященный строительному искусству и архитектуре Норвегии. В альбоме приведен рисунок, подписанный словом «Drachenkopf».
Драконьи головы, украсившие церковь в Боргунде и грозившие одновременно Востоку и Западу, можно считать памятником былого могущества и воинской славы викингов. Драконы неоднократно тиражировались как в жилой, так и в культовой архитектуре Норвегии. В средние века здесь было построено более семисот деревянных церквей (до наших дней дошло только 27). Стилизованные изображения драконов украшали капители деревянных колонн, порталы церквей, ковчеги и т.п. И в этом не было ничего удивительного. Здесь, как и на Руси времен «конунга» Ярослава, христианские храмы щедро украшались «языческим» декором. В том числе и головами мифических животных, которые должны были отвращать нечистую силу и защищать деревянную постройку от пожаров. Например, головы четырех драконов, напоминающие боргундских, венчают церкви Hopperstad (1135-1150), Gol (1170-1200) и Fantoft (Fortun) (1160-1180). Шесть аналогичных драконьих голов, судя по проектам реконструкции, возвышались над небольшим храмом Oye og Vang (1190), три — над кирхой Garmo (1030).
В восьмидесятых годах прошлого века все эти церкви были тщательно отреставрированы. Это событие в культуре Норвегии, по-видимому, следует связать с подъемом движения за государственную независимость, с борьбой против правивших тогда шведов. Норвежские мастера стремились выразить в искусстве и архитектуре свою национальную самобытность. Первые чертежи деревянных церквей были опубликованы в 1837 году в Дрездене художником J. Chr. Dahl. А в конце шестидесятых годов прошлого века в искусстве Норвегии и Швеции сформировался так называемый «Dragon-style», который достиг своего апогея в девяностых.
Национальный символ Китая
Обратимся теперь к культурным традициям государства, расположенного на противоположном фланге Евразии — Китая. Здесь священные драконы были повелителями не только воды или подземелья, как в Европе, но и владыками воздушного океана. В Китае была разработана сложнейшая классификация драконов по внешнему виду, возрасту, сферам обитания, общественным функциям и по цвету. (В свое время европейские алхимики различали пять типов.)
Китайцы были уверены, что внешний вид дракона зависит от его возраста. Рождается дракон из яйца после тысячелетней инкубации. Вначале он похож на маленькую змейку, а затем постепенно обретает лапы, рога, крылья. Морфогенез длится в течение всей жизни дракона — трех тысяч лет. В соответствии с возрастом животные имеют тот или иной ранг. Самые юные проживают в колодцах, затем переселяются в ручьи, лесные дебри, реки. В зависимости от места жительства они выполняют различные функции и обретают соответствующую окраску.
Высшую ступень занимают желтые (золотые) драконы — покровители «земного центра». Они самые крупные и милосердные, имеют на лапах по пять пальцев (все остальные — по три или четыре). Желтые драконы охраняют небеса и служат надежными опорами дворцам небожителей. Они входят в свиту китайского императора, поскольку доводятся ему ближайшими родственниками. Недаром владыка Поднебесной называл себя Великим Драконом и считал, что в его жилах течет драконья кровь. Некоторые источники отождествляют золотого дракона с Солнцем, а белого — с Луной.
Более низкую ступень занимают голубые драконы — «повелители погоды». Они управляют всеми ветрами, дождями и тучами, гарантируют приход весны. Вся небесная влага в их полном распоряжении, поэтому в периоды засухи китайцы делали из палок и бумаги голубых змеев и несли их впереди процессии. Если не помогало, то бумажного дракона торжественно сжигали. В древнекитайской космологии голубой дракон, как самый умный из священных животных, был покровителем Востока и , по-видимому, олицетворял воды Тихого океана.
Земные драконы имели покровительственную зеленую окраску и были немного похожи на крокодилов. Их называли лун-ванами, и они ведали всеми наземными водами — речными и морскими. Жили в реках, следили за скоростью их течения, чистотой воды и береговой линией, обеспечивали удобную связь реки с морем. Одним словом, полностью отвечали за водный режим в стране и наводнения. Нередко люди принимали горы за окаменевших драконов. Зелень на склонах отождествляли с «кровеносными жилами» зверя. По цвету растительности знатоки геомантии (фэн-шуй) определяли «здоровье» местности. Само собой разумеется, никто не имел права наносить земному дракону какой-либо вред — ведь он был символом добра, мира и процветания государства.
Под землей жили свирепые черные и красные драконы. Они охраняли земные сокровища — пласты драгоценной яшмы и нефрита, золотые жилы и россыпи, клады древних императоров. Кроме того, владели жемчужинами Мудрости и были покровителями науки. Нередко между подземными драконами вспыхивали битвы — тогда они вылетали на поверхность, вызывая землетрясения и бури.
Дракон в Китае стал национальным символом. Его изображали на флагах и штандартах, императорских регалиях — троне, корабле, кровати. Драконов можно было встретить на поверхности колоколов, гонгов, музыкальных инструментов, официальных грамотах и печатях. Драконами украшались дворцовые лестницы, изогнутые мосты, фундаменты и кровли зданий, каменные изображения лежали около водных источников. Могучего дракона Па Са помещали на поверхность колонн и в подножие тяжелых монументов. В пекинском парке Бэйхай в XVIII веке даже построили знаменитую «Стену девяти драконов». С обеих сторон она была облицована разноцветными изразцами. Среди клубящихся волн извивались гибкие тела драконов, выполненных в высоком рельефе.
Доблестный дракон Чао Фэн охранял деревянные постройки от пожаров. Его изображения помещали на торцы коньковых балок, как и на томском «Доме с драконами», чтобы сторожил богатства семьи, отгонял от дома злых духов тьмы.
В год Синего Дракона?
Не для таких ли благих дел и поместил Оржешко драконов на крышу дома в Солдатской слободке Томска? А может, необычайный узор возник в порыве творческого вдохновения зодчего, когда он решил поразить неприхотливый ум заказчика, пожелавшего непременно «чего-нибудь этакого»? Возможно, художник поддался модным тенденциям эклектики и попросту перенес на сибирскую землю гордый силуэт скандинавской церкви. Существует также версия, что автор «Дома с драконами» взял за основу двухэтажный охотничий замок (Jagdhaus) «Роминтен» (Восточная Пруссия), построенный в 1891 году по приказу германского кайзера Вильгельма II.
Совсем не исключено, что томские драконы имеют глубокий символический подтекст, заимствованный из норвежской и древнекитайской культуры, — «повелители моря» должны были принести богатство и удачу обитателям дома, защитить деревянную постройку от пожаров и недобрых глаз. В русском деревянном зодчестве эту функцию выполняли резные коньки и петушки-кокоши.
Есть еще одна любопытная деталь. Томск был основан в год Синего Дракона (1604). Время постройки «Дома с драконами» относят к первому десятилетию XX века. Если предположить теперь, что архитектор, будучи знаком с древнекитайской культурой, стремился завершить постройку к 300-летию города (пять 60-летних циклов восточного календаря), то можно более или менее точно назвать дату окончания строительных работ. Это вновь год Синего Дракона — 1904! Именно поэтому все декоративные детали дома, включая головы драконов, должны были изначально иметь ту же самую голубоватую гамму, что и сейчас. Так это было или иначе — история пока умалчивает.
В любом случае, творческий эксперимент зодчего удался. Он задумал, а народные умельцы воплотили невиданного зверя по своему собственному разумению, щедро наделив его фантастическими чертами.
Cтоит в центре Томска удивительный дом и глядит на все стороны света прищуренными глазами своих драконов: «Что же это вы, неразумные двуногие, хотите быть счастливыми и богатыми, а священного дракона кобылой называете?».
Евгений Николаевич ПОЛЯКОВ
окончил Новосибирский инженерно-строительный институт в 1973 году. Доцент кафедры «Теория и история архитектуры» ТГАСУ.
Павел Юрьевич РАЧКОВСКИЙ
окончил Томский инженерно-строительный институт в 1982 году. Старший преподаватель кафедры «Теория и история архитектуры» ТГАСУ.
©
Томский краеведческий альманах.