На лихом сидит коне,
Держит в руце копие,
Тычет змия в жопие.»
С. Ярославцев «Дьявол среди людей»
Стили татуировок
Кельтский стиль татуировки
Кельтский стиль татуировки несмотря на свою популярность на сегодняшний день представляет такую же загадку как и скифский из-за проблем индентификации корней. Вроде бы все ясно огромное количество дошедших до наших дней элементов дизайна, стилизованных предметов быта, сказок Но если попытаться cопоставить древнюю кельтскую космогонию с растительной своей основой, и огромный обьем "звериных мотивов", то голова пойдет кругом от несостыковок. Причина даже не в наличиях инородных деталей, а в сменах их преобладания.
Так называемая "плетенка" была известна на всей территории Евразии с древних времен, но кельтский культурный ореал всегда держался особняком благодоря своим особенным "древесным" предпочтениям, что и проявилось в особых элементах орнаментов (узлах и плетениях). А дальше? Дальше фокусник пришел, и звали его Юлий Цезарь, благодоря которому "кельтская ярмарка" свернулась практически на всей территории Европы.
Но откуда же взялись звери в растительных плетениях, ведь римляне проповедовали греческий реализм в искусстве? Вопрос возможно решается просто, если учесть, что половину древней Англии контролировал сарматский корпус, пришедший в составе римских войск.
Вот тут то и встретились скифы и кельты в полной боевой раскраске. Но не надо сбрасывать со счетов и мощную "прокладку" из готских и славянских племен выступивших на исторической арене с сольными номерами. Индоарийские викинги, осевшие на севере Франции, впитали как губка местные обычаи и спустя некоторое время вернули долг с процентами во время Норманского завоевания Англии, последнего очага чисто кельтского творчества.
Дальнейшее творчесво было совместным так-же как и его название Кельтско-романский стиль. Ну а славянские племена получили в нагрузку с крещением Руси модернизированные мотивы своего прошлого под названием Византийского стиля.
Так что рассматривать, в отличие от полинезийских и индейских мотивов, кельтский стиль, как нечто отдельное, не представляется возможным.
Ирэдзуми
Ни одна культура не может существовать без традиций. Сегодня мы говорим об искусстве тату как об одной из составляющих современной субкультуры в России. Казалось бы, традиции скифов и древних славян вот богатейшая почва для развития современной культуры, и тату в частности. И что же мы видим? Сограждане предпочитают драконов и карпов, замысловатые иероглифы. Географически это вполне понятно европейцами нас даже с натяжкой не назовешь. Влияние культур Востока и Азии всегда было легко прочитываемо в русском искусстве. Миросозерцательная и поэтичная культура Японии и Древнего Китая непонятна, но так созвучна печальной славянской душе! Не всякий, правда, отличит японскую технику рисунка от китайской, не говоря о иероглифах. Именно поэтому экскурс в историю tattoo мы решили начать с Японии страны, где татуировка была возведена в ранг высокого искусства.
По наиболее распространенной версии в V в. до н. э. татуировка была заимствована у Китая, где использовалась с XI в. до н. э.
В Стране восходящего солнца tattoo получило эксклюзивное название "ирэдзуми" инъекция туши.. В III в. н. э. китайские путешественники, посетившие Японию, отметили в хронике "Сан-куочи", что люди знатного происхождения здесь отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки. Иллюстрации, включенные в древнеяпонский эпос и басни, подтверждают, что в Японии тату было зарезервировано привилегированным классом.Вплоть до начала XVII в. деятельность японских татуировщиков не представляла художественной ценности. Они ограничивались несложными мотивами, которые копировались на протяжении многих столетий.
Благоприятный климат для бурного развития искусств, созданный историческими событиями XVII в., поспособствовал возникновению прекрасной художественной татуировки как отдельной ветви искусства. Во многом на формирование искусной татуировки оказали влияние мастера японской гравюры на дереве укийо-е. Со временем тату-мода стала обязательной в определенных общественных кругах.В начале XIX в. в крупнейшем японском городе Эдо (нынешний Токио) татуирование тела прижилось настолько, что в списке семи чудес столицы наверняка оказался бы ремесленник, не имеющий накожных рисунков.В этот период зародилась традиция татуировок среди японских пожарных. Поскольку трудились они, как правило, голыми, все тело, за исключением лица, части рук от локтя и ниже и ног вниз от бедер, было покрыто татуировками. Получался эдакий купальный костюм, причем каждая пожарная команда имела свой фирменный тату-стиль. Торговцы рыбой рисовали на теле рыбок, проститутки крабов (символ цепкости), профессиональные игроки кости или карты.
С помощью татуировок знаменитые японские гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа казалась некой имитацией одежды, делая при этом женщину еще более соблазнительной. Нетатуированными в этом случае оставались только лицо, ладони и ступни.
Гейшам полагалось иметь лишь постоянных клиентов, которые весьма уважительно относились к своим "вторым женам", проводя с ними немало времени не только на циновках, но и в беседах и прогулках. Нередко между гейшей и ее партнером возникали сильные чувства, и тогда они татуировались вместе. Например, в знак верности друг другу на руки наносились родинки, так чтобы при сцеплении ладоней "метки" взаимно прикрывались большими пальцами рук. Накалывались имена возлюбленных, сопровождающиеся иероглифом "иноти" "судьба", что по-русски можно трактовать как "любовь до гроба".
Популярность татуировки росла и благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней новый способ достижения экспрессии на сцене. В конце XVIII в. одной из наиболее красивых татуировок мог похвастаться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV. По примеру актеров мода на татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии.
Период на рубеже XVIII-XIX веков считается "золотым" в истории японского тату. Мотивы росписи стали не только украшением тела, но и предметом для размышлений.
Японская татуировка
Основную массу Японских татуировок можно поделить на две части иредзуми и гаман. Первый термин означает ире-впрыскивать и дзуми-тушь, корнями уходяший в 17 век. Этот тип татуировок носили преступники, осужденные на принудительное татуирование и по отбытие срока скрывающие свое прошлое под дополнительными стилизованными мотивами.Второй же тип татуировки был призван демонстрировать мужские качества, и свидетельствовал о мужестве и терпеливости носителя.
Отдельным видом татуировки можно считать особые женские татуировки "какуси-боро", выполняемая путем втирания в разрезы рисовой пудры, дословно означаемая как "скрытая" такая татуировка проявлялась в виде белого рисунка только во время возбуждения организма или же после купания.
Основными мотивами японских татуировок служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи.
Согласно одной из теорий Японская татуировка была заимствована у Китая, где она была известна в 11 веке до нашей эры.По другой теории татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодоря Айнам жившими по соседству с японцами в период с 7000 по 250 год д. н. э., хотя роль айнов в истории Японии до сих пор неясна. Наиболее распространенная среди самих японцев легенда гласит что, мифический правитель Японии Джимму (660-585 д.н.э.) носил настолько эффективные татуировки , что восхитил царицу Сенойататару сложившую в их честь поэму.
Японская татуировка, как и многие другие прошла путем взлетов и падений.Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а предел падения наступил в 1868 году, после запрета изданного Мейдзи, ревностного конфуцианца.
В современной Японии отношение к татуировке по большей части негативное, по тем же причинам что и у нас, в сознании обывателя это принадлежность к преступному миру якудза.
Разница между "гражданской" и "преступной" татуировками незначительна, из за предпочтений последних к персонажам иконографии и мотивов японских азартных игр.
Полинезийские татуировки
Из современных примитивных народов, сохранивших традиции тотемизма, можно назвать некоторые племена Центральной Африки, туземные племена Австралии, Полинезии, Микронезии.
Ярчайшими представителями последних являются маори, о которых имеются сообщения такого содержания: "Для маори мир в целом представляется подобием гигантской родни, где небо и земля изображают первопредков всех существ и всех вещей; моря, прибрежного песка, деревьев, птиц, людей. Можно сказать, что туземец чувствует себя неловко, если не может до малейших деталей очертить родственные связи соединяющие его с рыбами океана, либо с путешественником которому он оказывает гостеприимство.
С подлинной страстью высокородный маори проникает в генеалогию, сопоставляя ее с генеалогиями своих гостей, стремясь обнаружить общих предков и разбирая ветви на старшие и младшие. Приводятся примеры людей, память которых сохранила в полном порядке генеалогию, включавшую до 1400 персон (Фитц Йохансон).
Ярчайшим проявлением новозеландского тотемизма является традиционный татуировочный стиль маори моко. Со времени вступления молодого маори в жизнь (в период полового созревания), тело покрывалось ритуальной татуировкой, указывающей на предков и отдельные события из жизни маори, что в совокупности составляло имя орнамент.
На иллюстрации приведен рисунок татуированного представителя племени Маори.
Славянский стиль татуировки
Современный славянский этнический стиль, также как и скифский находится в стадии формирования, но то что люди им интересуются уже немаловажно. Материала для его дальнейшей разработки более чем достаточно и опираясь на него можно предположить несколько путей его развития.
Скорее всего окончательный вариант данного стиля будет представлять собой конгломерат, состоящим из элементов древнеславянских мотивов, скифского "звериного" стиля, орнаментов одежды Урало-Алтайского региона, православной книжной графики и элементов традиционной русской графики конца 19-ого столетия, базирующейся на славянском сказочно-былинном фольклоре.
Но поскольку негативное отношение со стороны "здоровой"половины общества неизбежно, то псевдотолкование изображений будет не историко-магическим, а скорее всего уголовно-опредилительным. А пока этого не случилось, рассмотрим подробнее аспекты, определяющие направления развития данного графического стиля.
Исторические находки эпохи Энеолита(статуэтки, расписанные орнаментами) предполагают мотивы плодородия,выражающие сакральные и космогонические представления древнего населения восточной Европы. В основе этих орнаментов лежат крестообразные и ромбическо-ковровые мотивы,небольшое количество спиралей, точек и запятых. Преемственность древних дизайнов не подлежит сомнению и ознакомится с ними можно на примере национальной вышивки популярной и по сей день,а также стенных росписях домов в отдельных селах Малороссии.
Другой вспомогательной информацией могут послужить данные о татуированном населении
западной части славянского ореала, в частности сербского, и славянских элементах в оформлении праваславных рукописях и книгах. Отдельным разделом, информационным, для создания художественного славянского татуировочного направления, является фольклор,мотивы которого могут послужить для создания будующих шедевров нательной живописи.
Поучительная мораль, исторические персонажи, ассоциативные паралели между изображением и характерными особенностями коллекционера помноженные на творчество К. Васнецова, И. Билибина и Врубеля залог успеха в разработках.
Кибернетический стиль татуировки
По сути своей являющийся прямым продолжением декоративно художественного направления в татуировке, данный стиль зародился в конце 70-х. Скорее всего флагманами кибер стиля выступили сами татуировщики, занимающиеся новациями в бодимодификации и страдающие от химической зависимости киберпанки.
Насчет мотивов кибер-татуировок можно предположить определенно, что прототипом для направления послужили изображения персонажей из современных футуристических фильмов (Тварь, Чужой и т. д.), прорывающими различные части тела коллекционеров.
Другим определительным разделом послужила стилизация орнаментальных сюжетов различных этнических направлений, и пошло поехало. Механические сочленения, орнаменты из HTML, полотна Гигера, стилизация частей тела под открывалки, урбанистические сюжеты и просто наборы геометрических фигур, встреченные на улице индивидумы с однородно покрашенными в разные цвета руками все это то, что многие обозреватели называют кибернитическим стилем.
Неважно, хорош ли этот стиль или плох, в конце концов качество и идея изображения зависит от мастера в большей степени,чем от клиента, попавшего под пресс информационной современности. Это направление есть, и нам остается лишь констатировать факт его существования. Являясь отражением современного мировозрения, кибернитический стиль несет в себе помимо художественной ценности, ценность историческую, а о мотивах, побудивших делать себе татуировки выходящие за рамки общечеловеческого понимания, мы умолчим (слишком уж все индивидуально).
В заключение хочется отметить, что появившийся кибер стиль обречен на скоропостижный конец, так как направление имеющее концепцию "вбирания в себя" всего что только есть, в скором времени размоется или лопнет от переполняющих его деталей, пример тому кончина современной техно-рейво-транс музыкальной культуры, превратившуюся в индустрию развлечений и химического отдыха, так что здесь уместно посоветовать: ЛЮДИ, МОЖЕТ ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, НО КРАСКА ДЛЯ БОДИ-АРТА УЖЕ ДАВНО ИЗОБРЕТЕНА!!! И если есть желание "поразвлечься", сделав себе татуировку, то следует обратиться к боди-арт мастеру или к психиатру.