Люйши чунцю, ("Весны и осени г-на Люя")
Драконьи яйца под Рождество
Россия первой в мире увидела «Эрагона»
От экранизации культовой книжки всегда ждешь больше, чем получаешь.
Не исключено, что все дело в аудитории, собравшейся на премьеру фэнтезийного хита «Эрагон», поставленного по одноименному роману 23-летнего Кристофера Паолини, сочинившего первую часть своего трехтомного эпоса про страну Алагейзию в 15 лет.
А может быть, все дело в упрощенной линии сюжета, который низводит толкиенские глубины до обычного показа бицепсов и умения владения мечом Конана-варвара.
Мировая премьера картины состоится лишь 15 декабря. Наши зрители увидели фильм на день раньше. Но на российскую премьеру в «Пушкинский» звезды отчего-то не спешили. Разве что обращали на себя внимание «Корни» да Рыжий «Иванушка». Впрочем, я в принципе не очень понимаю, зачем на премьеру детского фильма собрались взрослые дяди и тети. Они со смехом воспринимали многие сюжетные находки и диалоги. Особенно бурно было встречено первое появление на экране маленького дракончика, чем-то похожего на крылатого питбуля. Да и синее драконье яйцо — увеличенный до страусиного размера «тик-так» — вызвало не менее бурную реакцию. Но, что характерно, почти никто из зала не ушел. Соскучились мы по добрым сказкам со счастливым концом.
Хотя, на мой взгляд, авторы сценария и режиссер допустили большую ошибку, упростив сюжет. Многие связки, хорошо знакомые и понятные фанам книги, в фильме потеряны. Гномы выросли до стандартов обычных людей, как это сейчас принято, в фильме появился и афроамериканец — он стал предводителем гномов. А на сцене пира и испытания волшебством просто сэкономили, исключив из сюжетной линии.
Заканчивается фильм для непосвященных вполне прозрачно: ждите продолжение. Главный злодей не побежден, а уже седлает своего дракона и готовится к схватке… Зрителям и невдомек, что это уже сцена из второй части цикла.
Вы посмотрите фильм, выйдете из кинотеатра, похвалите спецэффекты и забудете его героев (если вы не фан) до выхода второй части. А жаль. Это не просто рождественская сказка. Ее такой сделали...
Поскольку книгу писал подросток, то построена она на принципах прочитанных им фэнтезийных сюжетов и компьютерного квеста. Юный герой находит драконье яйцо, потом вылупляется дракон. Они вместе познают друзей и врагов, преодолевают различные препятствия, спасают принцессу, побеждают армию тьмы, приобретает новые навыки и волшебные способности.
Экранизацию романа осуществил режиссер-дебютант Стефан Фэнгмайер и кинокомпания 20th Century Fox. Они сумели заманить голливудских звезд — Джереми Айронса, Сиенну Гиллори и Джона Малковича. А для исполнителя главной роли — Эдварда Спелирса — это дебют. Он получил роль в результате получасового прослушивания, и всего лишь за несколько дней до того, как создателям фильма пришлось бы отменить съемки, если б они не утвердили главного героя.
Режиссер фильма в Голливуде известен как один из лучших специалистов по спецэффектам. Он отвечал за них в «Терминаторе-2», «Парке юрского периода», «Спасти рядового Райана», «Хозяине морей», «Ловце снов», «Лемони Сникете». Бюджет фильма превысил 100 миллионов долларов. Дракон на экране не кажется склеенным из папье-маше, а колдуны кидаются молниями по-настоящему, заставляя поверить в колдовство любого.
«Эрагон» впервые вышел в 2002-м на средства родителей 15-летнего автора и имел ошеломляющий успех. Один крупный издатель узнал о том, что среди подростков ходит рукопись какой-то удивительной книги. Выяснилось, что ее автор — мальчик, который не ходит в школу, а занимается дома и живет в собственном удивительном мире. Как он сам признался: «Я ничего не знаю из математики, но я прочитал 3 тысячи книг и наизусть знаю весь цикл «Кольца Нибелунгов». За неделю было продано 250 тысяч экземпляров романа.
Всего через 2 года юный писатель представил общественности и вторую книгу трилогии — «Элдест». Оба произведения до сих пор находятся на самых верхних позициях книжных рейтингов в разных странах, включая Россию.
Сейчас Паолини дописывает третью книгу, и весной она должна уже выйти. Ожидается, что остальные две части трилогии также экранизируют.
© Олег ФОЧКИН
Московский Комсомолец от 15.12.2006