Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться.
Дракон использует силу, не замечая её, однако гора не может устоять.»
Из поучений мастеров
Г. Л. Олди «Мессия очищает диск»

Трехликость

ТРЕХЛИКОСТЬ, или трехипостасность, женских мифических персонажей с символическим смыслом является характерной чертой античного мира идей. Желание увидеть могучие существа, прежде всего из женской сферы, в виде триад здесь выражено чрезвычайно сильно. Ярким примером этого могут служить грации, горы, парки, горгоны и граи, а также эринии, или эвмениды. Даже девятеричность муз позволяет догадываться о триадной структуре. В новейших работах мифологов предпринималась попытка интерпретировать как трехликую богиню ночи и чародейства Гекату (девушка, женщина, старуха), что, однако, строго не вытекает из античных источников. Во времена римлян в Южной Европе почитали во многих случаях трех матерей («матрес», «матроне», «матре»): культ подобных женских триад в альпийском ареале продолжается как почитание легендарных святых женщин, трех «-бет» по имени «Айнбет, Вильбет, Варбет» (или «Катарина, Барбара и Лючия»; имеется несколько вариантов). Возможно, символика женского триединства оказала влияние также на представление о ткущих, как и парки, нить судьбы норнах у скандинавов.

Брахма Вишну и Шива на каменном столбе лингаме
Брахма Вишну и Шива на каменном столбе лингаме

На идею трехликости в индуистской мифологии указывает божественная триада Тримурти (Брахма, Шива, Вишну), во многих отношениях перекликающаяся с христианской традицией. Однако идейно-историческими истоками является попытка индуистских теологов перебросить мостик между поклонниками Шивы и Вишну с учетом исторически расширяющейся пропасти между ними. В абстрактном смысле буддистское понимание познания (бодхи) воспринимается как трикайа («трехтельность»), составляющими которой являются «дхарма- кайа» («истинное бытие»), «нирма- накайа» («историческое становление», Гаутама Будда) и «самбхога- кайа» («благотворное влияние общины»). Отсюда происходит символ «трех драгоценностей» (три- ратна): закон, Будда и община, толкуемые в джайнизме как «истинное действие», «истинная вера» и «истинное познание». В представлениях алхимиков картина миpa часто изображается в виде трех фигур (иногда под маской символов троицы): «корпус» («тело»), «анима» («душа») и «спиритус» («дух»), также «сал» («соль»), «сера « и «ртуть «.

Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»