Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Дракон — это символ силы. Если неспособны найти силу в себе, то тогда какого волшебного овоща, чьи листья кроне могучего дуба подобны, обращаться к этому знаку?»
Rivelt

Гаргули

Гаргуля
Гаргуля

Каменные статуи Гаргулей являются неотъемлемой частью средневековых европейских зданий и архитектурных сооружений. Во многих старых замках и соборах Гаргули были добавлены как часть украшения. Знающие люди советуют устанавливать эти статуи, чтобы они отпугивали злых духов от домов и святых мест средневековых европейцев.

Гаргули также появились в архитектуре в Америке и Новом свете. Появление в Новом Свете этих более современных Гаргулей, возможно, можно рассматривать как попытку привнести в некоторой степени Старый свет в Новый.

Гаргули предназначены для защиты. Защиты от кого? Как можно ожидать от безжизненной статуи, что она сделает что-то? А что если в отдаленном прошлом Гаргули не были такими уж безжизненными, как они кажутся? Возможно… просто может быть… они были мистической волшебной расой. Способной становиться камнем или плотью по своему выбору? Устанавливались или назначались, чтобы защищать дома и специальные места, которым могут навредить злые духи. Истинные защитники и не совсем статуи. Просто может быть…

В середине XVIII века было придумано фантастическое существо — чувствующая статуя Кондильяка. Декарт провозгласил учение о врожденных идеях; Этьен Бонно де Кондильяк, дабы опровергнуть его, придумал мраморную статую, устроенную внутри и снаружи как человеческое тело и обиталище души, но никогда не ощущавшую и не мыслившую. Кондильяк начинает с того, что наделяет статую одним-единственным чувством — обонянием, быть может наименее сложным из всех. Запах жасмина становится началом биографии статуи; сперва для нее во вселенной будет существовать лишь этот запах, точнее, запах этот будет для нее вселенной, которая мгновение спустя станет запахом розы, а затем гвоздики. Пусть в сознании статуи будет один-единственный запах — вот вам и внимание: пусть запах этот длится, когда причина, вызвавшая его, уже исчезла, вот вам память; пусть внимание статуи сопоставит впечатление настоящего и впечатление прошлого, вот — сравнение; пусть статуя почувствует аналогии и различия, это будет суждение; пусть сравнение и суждение повторятся снова, вот вам размышление; пусть приятное воспоминание будет живее, чем впечатление неприятное, вот воображение. Когда уже родились способности понимания, за ними возникают способности воли: любовь и ненависть (влечение и отвращение), надежда и страх. Сознание того, что пройдены многие состояния, даст статуе абстрактное понятие числа; сознание того, что сейчас пахнет гвоздикой, а прежде пахло жасмином, породит понятие «я».

Затем автор придаст своему гипотетическому человеку слух, вкус, зрение и, наконец, осязание. Это последнее чувство откроет ему, что существует пространство, и что в пространстве он облечен неким телом; до этого этапа звуки, запахи и цвета казались ему простыми вариациями или модификациями его сознания.

Приведенная аллегория называется «Traite des sensations» [«Трактат об ощущениях» (франц.)] и издана в 1754 году: для этой заметки мы воспользовались вторым томом «Histoire de la Philisophie» [«История философии» (франц.)] Брейе.