Смауг Великолепный
Гаргули
Каменные статуи Гаргулей являются неотъемлемой частью средневековых европейских зданий и архитектурных сооружений. Во многих старых замках и соборах Гаргули были добавлены как часть украшения. Знающие люди советуют устанавливать эти статуи, чтобы они отпугивали злых духов от домов и святых мест средневековых европейцев.
Гаргули также появились в архитектуре в Америке и Новом свете. Появление в Новом Свете этих более современных Гаргулей, возможно, можно рассматривать как попытку привнести в некоторой степени Старый свет в Новый.
Гаргули предназначены для защиты. Защиты от кого? Как можно ожидать от безжизненной статуи, что она сделает
В середине XVIII века было придумано фантастическое существо — чувствующая статуя Кондильяка. Декарт провозгласил учение о врожденных идеях; Этьен Бонно де Кондильяк, дабы опровергнуть его, придумал мраморную статую, устроенную внутри и снаружи как человеческое тело и обиталище души, но никогда не ощущавшую и не мыслившую. Кондильяк начинает с того, что наделяет статую одним-единственным чувством — обонянием, быть может наименее сложным из всех. Запах жасмина становится началом биографии статуи; сперва для нее во вселенной будет существовать лишь этот запах, точнее, запах этот будет для нее вселенной, которая мгновение спустя станет запахом розы, а затем гвоздики. Пусть в сознании статуи будет один-единственный запах — вот вам и внимание: пусть запах этот длится, когда причина, вызвавшая его, уже исчезла, вот вам память; пусть внимание статуи сопоставит впечатление настоящего и впечатление прошлого, вот — сравнение; пусть статуя почувствует аналогии и различия, это будет суждение; пусть сравнение и суждение повторятся снова, вот вам размышление; пусть приятное воспоминание будет живее, чем впечатление неприятное, вот воображение. Когда уже родились способности понимания, за ними возникают способности воли: любовь и ненависть (влечение и отвращение), надежда и страх. Сознание того, что пройдены многие состояния, даст статуе абстрактное понятие числа; сознание того, что сейчас пахнет гвоздикой, а прежде пахло жасмином, породит понятие «я».
Затем автор придаст своему гипотетическому человеку слух, вкус, зрение и, наконец, осязание. Это последнее чувство откроет ему, что существует пространство, и что в пространстве он облечен неким телом; до этого этапа звуки, запахи и цвета казались ему простыми вариациями или модификациями его сознания.
Приведенная аллегория называется «Traite des sensations» [«Трактат об ощущениях» (франц.)] и издана в 1754 году: для этой заметки мы воспользовались вторым томом «Histoire de la Philisophie» [«История философии» (франц.)] Брейе.