Свет подобен радуге, видимой на небе;
Звук подобен дракону гаруде, он звучит как гром;
Лучи же подобны разноцветному шелку.»
«Жанг Жунг Ньян Гьюд»
Фото с сайта Правительсва Республики Татарстан prav.tatarstan.ru
«В начале 2012 года, когда стало известно о том, что на берегу Казанки к Универсиаде по замыслу Даши Намдакова построят здание в виде чаши, на эскизе проекта уже были видны скульптуры крылатых зверей. Но тогда этому никто не придал особого значения — строительство «Чаши» само по себе стало событием, не говоря уж про Универсиаду.
В апреле прошлого года, когда центр семьи «Казан» уже вовсю функционировал, городские чиновники сообщили, что «Чаша» — незавершенный проект и для того, чтобы воплотить творческий замысел Намдакова полностью, у входа в загс предстоит установить две скульптуры мифических зилантов под названием «Он» и «Она», автором которых также является Даши Намдаков.
— Они станут еще одной изюминкой «Казана», который уже стал магнитом для туристов, — поделилась с журналистами главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. А в сентябре этого года было объявлено уже о том, что к октябрю у «Казана» установят не две, а четыре скульптуры: к семейной паре зилантов — символов Казани — присоединится парочка крылатых барсов, символизирующих мощь Татарстана. Кроме того, у каждой пары будут детеныши! Как выяснила «Вечерняя Казань», в семье зилантов — один маленький дракончик, а у крылатых барсов — трое детей. Пара же зилантов в исполнении Даши Намдакова, как сказано в той же аннотации, демонстрирует «непоколебимость основ брака и крепких семейных традиций, тем самым наставляя молодоженов на путь долгой совместной жизни».
Хотя Чашу жители Казани полюбили, зиланты и барсы не вызвали восторга у части жителей Казани. Подробнее: Газета «Новая Бурятия»: Казань против Намдакова. Впрочем, скульптуры пары драконов в г. Варна, Болгария, в своё время также разгневали Комитет православных церквей.
— Даши Намдаков — замечательный скульптор, и скульптуры у него совершенно чудесные, барсы и зиланты вполне могут вписаться перед чашей. А то, что случается негодование в обществе по поводу его работ, так это может быть непонимание. Если произведение вызывает негодование, значит, оно художественно случилось, — отметил художник Виктор Тимофеев.
Фото с сайта Правительсва Республики Татарстан prav.tatarstan.ru
Фото с сайта Правительсва Республики Татарстан prav.tatarstan.ru
Фото с сайта www.tatar-inform.ru
На проведение работ по обустройству Архитектурно-скульптурного комплекса Центр семьи «Казан» (2013 г.) из бюджета Республики Татарстан было выделено 106 млн. рублей.
Парные скульптуры «Зиланты», 2016 г. Бронза, литье, патинирование; размеры: 780x720x400 см; 600x780x368 см. Производство: Италия, г. Пьетрасанта, мастерская художественного литья Массимо Дель Киаро;
Парные скульптуры «Барсы», 2016 г. Бронза, литье, патинирование; размеры: 627x324x432 см; 510x910x360 см. Производство: Италия, г. Пьетрасанта, мастерская художественного литья Мариани.
Материалы по теме
В. Сапрыков «Крылатый барс Татарстана»
В. Х. Валеев и Г. Ф. Валеева-Сулейманова «Древнее искусство Татарстана»: герб Царства Казанского
Легенда о летающем змие Аждаха