Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«А если змею ударить по голове, она уж впоследствии драконом не станет»
Мирза Каландар Мушриф Исфараги «Шах-Наме (Tapиx-и Oмap-Xaни)»

Дракон и другие…

Фантастика-это серьезно!

Выпуск 2.

Государственное учреждение культуры «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина» www.kaverin.ru

Данное издание является вторым выпуском серии «Фантастика — это серьезно», начатой в 2006 году. Выпуск является тематическим и посвящен литературным произведениям в жанре фэнтези, в которых в качестве одного из героев выступает фантастическое существо- дракон.

В произведениях фэнтези встречается огромное количество живых существ, созданных фантазией авторов. Библиотекарь может предложить детям создать своеобразный «Факультет по изучению фантастической флоры и фауны». Совместно с детьми можно разрабатывать следующие темы:

  • «Волшебные животные и их реальные прототипы»
  • «Драконы»
  • «Животные русских сказок»
  • «Фантастический растительный мир»
  • «Оборотни, русалки и прочие»

Однако наиболее часто встречающимся на страницах книг фантастическим животным является дракон. Образ дракона кочует из произведения в произведение, и каждый автор дополняет его специфическими чертами. В результате у любителей фэнтези сложилось специфическое направление интересов, которое можно условно назвать «драконоведением».

Тем, кто заинтересовался драконоведением, рекомендуем следующие сайты:

http://Norrath.ru: статьи и модификации к игре EverQuest II-Драконы, общее.

http://dragon-nest.ru

http://www.noxdragon.narod.ru.

1. Господин Дракон.

Если существование мифических существ — кентавров, единорогов, грифонов и т.д., современной наукой отвергается категорически, то вокруг такого мифического животного, как дракон, ведутся споры.

Сказания о драконах и змеях существуют на всех континентах и у всех народов мира. Древнеримский писатель Плиний описывал сорокаметрового дракона, убитого Регулом во время Пунической войны, шкура и клыки которого долго выставлялись в Риме на всеобщее обозрение. О драконах рассказывали кельты и викинги, русичи складывали былины о битвах богатырей со Змеем Горынычем. Индейский Пернатый Змей Кетцалькоатль весьма похож на славянского бога Велеса, изображавшегося в виде огромного змея и сочетавшего в своем облике мохнатость и чешую.

В Китае легенды о драконах восходят к глубокой древности, причем, в отличие от Европы, где драконам приписывалась дьявольская сущность, в Китае они символизируют доблесть и благородство.

Каково отношение науки к вопросу о существовании драконов?

Противники теории Дарвина (креационисты), утверждают, что драконы существовали на самом деле. И были ими древние ящеры, которых мы называем динозаврами. По их мнению, Святой Георгий на самом деле сражался не со змием, а с динозавром. То есть, драконы и легенды о них — память наших далеких предков о встречах с вымершими хозяевами Земли.

Эволюционисты справедливо возражают, что в те далекие времена, когда на нашей планете умер последний динозавр, людей еще и в помине не было.

Некоторые ученые верят в то, что кое-какие из доисторических чудищ на Земле сохранились и поныне в неизведанных уголках планеты. (Вспомним хотя бы свидетельства очевидцев, наблюдавших Лох-Несское чудовище). А поскольку всего несколько веков назад эти твари встречались гораздо чаще, они вполне могли прослыть среди наших предков драконами.

В 30-е годы ХХ века научные журналы собрали показания шестидесяти очевидцев, утверждавших, что они своими глазами видели подземного червя штолленвурма. Все описания внешнего вида штолленвурма совпадали: длина вытянутого тела — около 90 сантиметров, к хвосту оно резко сужается, шеи нет, голова приплюснута. На ней – два огромных шаровидных глаза. Зверь покрыт чешуей и издает змеиный шип. Говорили, что штолленвурм агрессивен, прыгуч и способен убить человека одним дыханием. Но ни поймать, ни сфотографировать подземного червя так и не удалось.

В 60-е годы ХХ века в мировой прессе появилось сообщение еще об одном драконе современности — Сирруше. Сообщение о нем поступало из Шотландии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Африки и др. Началом этой истории можно считать 1887 год, когда немецкий профессор Роберт Колдевей во время раскопок Древнего Вавилона нашел осколок старого кирпича, на одной стороне которого был изображен фрагмент удивительного животного. Через 10 лет Колдевей обнаружил врата царицы Иштар, которые были построены из таких же кирпичей. Ворота были украшены повторяющимися изображениями двух животных. Одно из них напоминало тура, а другое было похоже на дракона. Этого зверя назвали Сирруш. Дракон был изображен в виде существа с узким длинным туловищем, покрытым чешуей, с длинной шеей, оканчивающейся змеиной головой с прямым рогом, и тонким чешуйчатым хвостом. Колведей, сравнивая Сирруша с какими — либо известными ящерами, пришел к выводу, что животное должно было классифицироваться как птиценогий динозавр (если бы оно существовало на самом деле).

Существует мнение, что драконы были отдельным видом, который вымер по естественным причинам, поскольку был крайне редок (изменения климата, сокращение пищевого рациона).

Есть фантастические версии. Драконы могут быть существами из параллельного мира, или их завезли на Землю пришельцы из космоса.

Места, где в прежние времена водились драконы, можно найти по всей Европе. В графстве Эссекс в Англии до сих пор помнят Накера, наводившего ужас на местное население. Во Франции хранители старинных преданий расскажут про Вуйвра — огненного змея, хозяина заброшенных замков. В Польше, у подножия Вавельского холма города Кракова, где стоит военная крепость, некогда жил мрачный ящер. Каждый месяц он требовал приносить ему в жертву молоденьких девушек, пока ненасытное чудовище не сразил юный ученик сапожника. В награду за геройство парню отдали в жены дочь короля. Но самый живописный уголок, связанный с легендами о крылатых существах, — Драхенсфельд. «Скала дракона» возвышается над маленьким городком Кенигсвинтер, что находится на правом берегу Рейна, в пяти километрах от Бонна. Именно здесь, гласит миф, знаменитый герой Зигфррид сразился с грозным чудовищем и, победив, завладел кладом, спрятанным на вершине.

В Европе традиционно проводятся мероприятия, связанные с волшебными летающими персонажами местных баллад. В последнее воскресенье июня жители Тараскона- городка на юге Франции- проводят красочный фестиваль. Несколько тысяч взрослых и детей собираются, чтобы отпраздновать годовщину освобождения земель от драконихи Тараски, в честь которой город и получил свое название. Только святая Марта сумела избавить людей от напасти. С помощью молитв она усмирила чудовище и захватила его в плен.

11 июня в Китае проводятся состязания на «драконьих лодках». Кроме того, 5 мая жители поднебесной отмечают Праздник дракона.

Во Вьетнаме дни Золотого дракона празднуют 12-15 августа.

Одним из самых популярных персонажей русского фольклора является Змей Горыныч. В силу того, что образ фигурирует и в произведениях фольклора, и литературе фэнтези, в детском воображении появляется некий гибрид из этих составляющих.

Таким предстает собирательный образ дракона в детском восприятии:

— он большой, занимает всю пещеру (дракон Смог из «Хоббит, или Туда и Обратно»);

— он говорит на своем языке (дракон Калессин из «Волшебника Земноморья» Урсулы ле Гуин);

— он лучший друг человека, который использует его как транспорт («Всадники Перна» Э. Маккефри);

— его надо убить, иначе он всех спалит огнем, причем надо отрубить головы, которых может оказаться много ( русская сказка «Бой на Калиновом мосту»), или убить стрелой через дырку в панцире (дракон Смог), на худой конец дракон может умереть от старости ( «Хроники Нарнии»).

Что касается внешнего вида этого «гибрида» из образов сказок и фэнтези, то он разных цветов, разных размеров.

В чем разница между сказочным змеем и драконом из произведений фэнтези? Почему эту разницу важно понять детям? Почему надо сохранить чистоту восприятия образов русских народных сказок?

В сказках, легендах и мифах любого народа отражаются нравственные категории, одобряемые или не одобряемые народом образцы поведения. Сказки, мифы, легенды несут особенности быта, сознания, языка, традиций народа. Произведения фольклора четко определяют две важнейшие категории — Добро и Зло.

Не войдя в этот мир, не приняв его в изначально не измененном авторской фантазией варианте, ребенок получает искаженное представление об основных архетипах.

Устное народное творчество объективно, авторское творчество субъективно.

Дракон из произведений литературы чаще всего имеет своим прототипом дракона европейского фольклора. Это мифологическое существо, облик которого формировался из соединения отдельных черт отдельных животных. У него голова и тело змеи, крылья птицы, хвост льва. Иногда к этому фантастическому облику добавляются элементы, заимствованные у других животных — рыб, коз, волка. Дракон обычно связывается с плодородием и водой, считается покровителем сокровищ, получить которые можно, убив его.

В драконе соединяются образы животных, воплощающих два противоположных начала: небо (верхний мир) – птица и подземный мир или вода (нижний мир) — змей. Потому дракон, оставаясь представителем водного, нижнего мира, рисовался в то же время огнедышащим и крылатым.

В силу позднего появления дракона в фольклоре его связь с водой позволяет рассматривать этот образ как положительный. Дракон мог рассматриваться как помощник, способствующий людям в поисках воды, и символ силы, мудрости и богатства.

Змей — более древний образ. Он выступает символом плодородия, женской плодотворной силы и воды, с одной стороны, огня и мужской оплодотворяющей силы — с другой. Первоначально мифологический образ был близок к обычной змее, отличаясь большими размерами. В дальнейшем он приобретал отдельные черты других животных.

В мифологических сюжетах змей разделяет небо и землю, поддерживает земную твердь, выступает хозяином дождя и воды, окружает собой весь мир кольцом, оберегает сокровища. Чаще всего змей является воплощением зла. Через всю индоевропейскую мифологию проходит общий сюжет — борьба со змеем бога-громовержца.

Основное отличие древнерусского змея от более позднего европейского дракона — устойчивая негативная окраска его образа и большее сохранение изначального змеиного облика. В русском фольклоре змей всегда выступает противником героя. Змей похищает солнце и луну, девушек и воду, охраняет границы «иного мира», разоряет царства, обладает несметными сокровищами, имеет черты оборотня и всегда преследует героя. Таким образом, сказочный древнерусский змей тесно связан с мифологией.

2. Дракон и другие…

Патриция Коллинз Рэде.
«Истории Заколдованного леса»

Для детей среднего школьного возраста можно рекомендовать повести американской писательницы Патриции Рэде из серии «Истории заколдованного леса». В серию входят книги: «Сделка с драконом», «Ловушка для дракона», «Прогулка с драконом», «Секрет для дракона».

Патриция Коллинз Редэ начала писать в школьном возрасте. Потом она закончила колледж, сделала успешную карьеру в области финансов. Но любовь к писательскому труду одержала верх, и она начала писать книги для детей. Всего вышло двенадцать ее книг. Самая знаменитая серия — «Истории заколдованного леса».

Это самый интересный в плане «драконоведения» цикл повестей. В нем рассказывается о жизни двух поколений семьи короля Заколдованного Леса. В первой книге «Сделка с драконом» описана история принцессы Симорен, которая не хотела быть принцессой. Оказывается, это очень скучное занятие. Симорен хотела учиться чему-нибудь стоящему: фехтованию, волшебству, кулинарии, фокусам. А мама и папа заставляли ее изучать танцы и хорошие манеры. Когда же Симорен выросла, она самостоятельно приняла решение уйти из дворца и отправиться к драконам. Так она стала принцессой драконши Казюль. Драконы издавна враждовали с колдунами. Симорен помогла драконам победить колдунов.

Вторая книга — «Ловушка для дракона», это история короля Заколдованного леса Менданбара. Он тоже был «неправильным» королем, потому что хотел все делать сам. Менданбар считал церемонии слишком церемонными, чтобы с ними церемониться. Поэтому король всячески избегал настоящих принцесс, представляя их глупыми. Однажды он обнаружил, что кто-то потихоньку ворует в Заколдованном Лесу волшебство и пошел разбираться к королю драконов Казюль. Там Менданбар встретил Симорен, и понял, что не все принцессы одинаковы. Вместе они освобождают короля драконов Казюль из плена колдунов.

В третьей книге «Прогулка с драконом» Менданбар и Симорен — счастливая семья. Вот-вот должен родиться их сын. Но колдуны не дремлют. Им удалось похитить волшебный меч короля Менданбара. Без меча Заколдованный Лес оказался в опасности. Симорен вместе с ведьмой Морвен, драконшей Казюль, тремя кошками и голубым летающим ослом (на самом деле это заколдованный кролик!) нашли меч и вернули его в Заколдованный Лес. Но король Менданбар оказался захвачен колдунами. Надо ждать рождения принца, чтобы расколдовать короля.

Четвертая книга «Секрет для дракона»- это история сына Менданбара и Симорен, принца Анторелла и Огненной ведьмы Шиары. После невероятных приключений Шиара и Анторелл находят короля Менданбара и освобождают его от чар. Вместе с ними путешествует юный дракон, которому очень нужна своя принцесса, чтобы его стали считать взрослым.

Кроме хитросплетений сюжета и невероятных превращений, книги Патриции Рэде говорят о важных вещах: об ответственности за свои поступки, умении брать ее на себя, о пользе и вреде установленных правил. Очень интересно отношение персонажей книг к вежливости. Оказывается, в волшебном мире это очень важное качество, особенно если вы встретили дракона.

Рэде П.Сделка с драконом: Повесть /П. Рэде . Пер. с англ. Л.Яхнина.- СПб.: Азбука-классика,2004.-256 с.

Рэде П.Ловушка для дракона: Повесть/П.Рэде. Пер. с англ. Л.Яхнина.- СПб.: Азбука-классика,2004.-288 с.

Рэде П.Прогулка с драконом:: Повесть/ П.Рэде. Пер. с англ. Л.Яхнина.- СПб.: Азбука-классика,2004.- 320 с.

Рэде П. Секрет для дракона: Повесть/П.Рэде.Пер. с англ.Л.Яхнина.- СПб.: Азбука-классика, 2004.-320 с.

Кристофер Паолини.
«Эрагон».

Для детей старшего школьного возраста можно рекомендовать роман американского подростка Кристофера Паолини «Эрагон». Роман написан пятнадцатилетним автором в 1999 году. Четыре года спустя его книга обогнала по продаже четыре из пяти книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере и заняла третье место в нью-йоркском списке бестселлеров детской литературы. В 2005 году первая книга трилогии была выпущена издательством «РОСМЕН-ПРЕСС».

Интересно, что юный писатель никогда не учился в школе. Его родители обучали его и сестру школьным дисциплинам дома. Поэтому Кристофер Паолини стал страстным читателем. «Я ничего не знаю из математики, но прочитал три тысячи книг и наизусть знаю весь цикл «Кольца Нибелунгов» — сообщил юный писатель в одном из интервью.

По книге «Эрагон» поставлен художественный одноименный фильм известным мастером спецэффектов Стефеном Фангмейером.

Роман следует классическому канону фэнтезийных квестов, где обязательны: юный герой, не ведающий своего великого предназначения, его мудрый и таинственный наставник, злобные и многочисленные враги и непременно долгий путь с приключениями.

Эрагон — имя главного героя, юноши, в руки которого случайно попало волшебное яйцо, из которого вылупился дракон. Эрагону предсказана удивительная судьба: «Ты один из тех немногих, кто волен сам выбирать себе судьбу. Такая свобода — великий дар, но и великая ответственность, и порой она способна связать крепче любых оков». Эрагон отправляется вместе с драконом, вернее, драконицей Сапфирой, в путешествие, чтобы отомстить за смерть своего дяди и убить злобного короля. Юноша идет по дорогам волшебного мира, который называется Алагезией и населен этот мир эльфами, гномами и другими сказочными существами.

По ходу романа Эрагон взрослеет, растут его необыкновенные способности, и он обретает новых друзей. Особенно интересен кот- оборотень Солембум. Этот кот умнее многих людей,такого друга хотелось бы иметь многим подросткам. А первая любовь приходит к Эрагону в образе прекрасной эльфийки Арьи. Первая книга трилогии заканчивается грандиозной битвой между Добром и Злом, но героя ждут впереди еще много испытаний.

И это не может не порадовать юного читателя. История Эрагона будет продолжена в новом романе «Трилогия наследия».

Паолини К. Эрагон: роман/Кристофер Паолини. Пер. с англ. И.Е.Тогоевой.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2007.-634 с.

Евгения Кондырева.
«Дракон».

Для читателей юношеского возраста можно предложить фантастический роман Евгении Кондыревой, выпущенный в серии «Заклятые миры» издательством АСТ.

Эта история началась в герцогстве Ломрат, которое оставалось одним из последних свободных герцогств Паркса. Все настойчивее Лорд-Государь королевства Тразан давал понять, что не мешало бы одуматься и добровольно присоединиться к королевству… И, наконец, для вразумления непокорных, были посланы Драконы….

Драконы уничтожили столицу герцогства, а потом появились захватчики. Три молодых человека – два юноши и девушка — спасаются из разгромленного Ломрата. Девушка чудом выжила во время налета крылатого чудовища на караван торговцев. Она не помнит ни своего имени, ни семьи. Младший сын Правящего Ломратом лорд Фиджин потерял свою семью и родной Ломрат. Герцогский берейтор Криш потерял любимое дело. Втроем они отправляются, чтобы узнать, откуда и зачем прилетели драконы и отомстить им.

В ходе своих странствий они встречают фокусника и мага Ригэна, который пытается объяснить молодым людям, что мир многогранен и не все в нем просто, что прежде, чем начать убивать, надо понять.

Приключения, опасности, преследование неведомого врага — весь фэнтезийный набор присутствует в книге. Но ее отличает от других не только неожиданный конец, но и утверждение доброго начала не только в людях, а и в таких свирепых существах, как драконы.

Кондырева Е. Дракон: (фантаст. роман)/Евгения Кондырева. — М.:АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-250 с.- ( Заклятые миры).

Марина и Сергей Дяченко
«Ритуал».

Любителям чтения всех возрастов можно предложить роман Дяченко М.и С. «Ритуал».

Сергей и Марина Дяченко дебютировали в качестве соавторов в 1994 году. Их первый роман «Привратник» был признан лучшим на «Евроконе-96». (Еврокон- общеевропейская ежегодная конференция фантастов). Сергей Дяченко- кандидат биологических наук, окончил сценарный факультет ВГИКа, работал психиатром и генетиком, он автор многих сценариев художественных и документальных фильмов, член Союза писателей СССР. Марина окончила Киевский театральный институт, член Союза писателей Украины. Сегодня имена этих авторов – одни из самых рейтинговых в литературе фэнтези, как на Украине, так и в России.

На вопрос о том, с каким направлением в фантастике они идентифицируют свое творчество, Дяченко ответили, что это «метареализм магический». Отличительными чертами их творчества является романтизм, вера в лучшее будущее и белое волшебство. Сергей Дяченко вносит в создаваемые произведения определенную долю психологизма.

Роман «Ритуал» — это сказка навыворот. Принцесса в ней вовсе не прекрасная, зато умная. Она свыклась с ролью дурнушки, махнула на себя рукой, но, как и все девушки, ждет настоящей любви. И любовь приходит, но только не в образе прекрасного принца. Принцессу похищает дракон-оборотень. Она нужна ему для свершения кровавого магического ритуала. Дракон обязан съесть принцессу и тогда он станет настоящим Драконом. Но беда в том, что в душе он романтик и поэт и ему вовсе не хочется убивать. А принцесса, оказавшись в необычной ситуации, вдруг обнаруживает такие прекрасные душевные качества, что ее трудно не полюбить. Героям предстоит едва ли не самое трудное: преодолеть изначальную враждебность, понять самих себя и найти дорогу друг к другу.

Это прекрасный роман о сказочной любви, красивый и грустный. Но в конце концов ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО! «Ритуал» отличается тем, что действие происходит в основном не вовне, а внутри души главных героев. Следить за историей их взаимоотношений очень интересно. Закончив читать, хочется просить авторов продолжить рассказ дальше, а это свойство по-настоящему талантливой литературы.

Дяченко М и С. Ритуал: Роман, повести и рассказы./М.и С. Дяченко. — М.:ООО «Издательство АСТ»,2000.-423 с.- (Заклятые миры).

Где можно прочитать о драконах.

Научно-популярные издания.

  • Абрамов А. Тайны природы. Загадочные животные./А.Абрамов.- М: Белый город,2000.-48 С.(Энциклопедия чудес).

Литературоведческие издания.

  • Колберт Д. Волшебные миры Гарри Поттера: Собрание мифов, легенд, удивительных фактов. / Дэвид Колберт . Пер. с англ. Т.В.Кадаш и О.А.Литвиновой. –М,:Росмэн.2002.-166 С.
  • Зорич А. Господин Дракон.//Фэнтези-2004.Фантастические произведения.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-с.655-354.
  • Королев К.М. Мифические существа: Энциклопедия./К.М.Королев. -М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД; СПб.:Terra fantastika, 1997.-400C.
  • Королев К.М. Толкин и его мир: Энциклопедия./К.М.Королев; Худож. Л.Амшарина.- М.: АСТ; СПб.:Terra fantastika, 2000.- 592C.
  • Копычева Т.А.Мифологическое драконоведение./ Т.Копычева. — М.: Изд-во «ВЕЧЕ», 2007.-512 с.

Художественная литература.

1.Мифы и сказки народов мира.
  • Кун Н. Мифы Древней Греции.
  • Русские народные сказки
  • Сказки про драконов/ пересказ В. Бояринова. — М.: Планета детства,2001.-55 с.

2.Авторские сказки и фэнтези для младшего и среднего школьного возраста.
  • Толкин Дж. Р.Р. Хоббит, или. Туда и Обратно; Властелин колец; Фермер Джайлс из Хэма.
  • Льюис К. Хроники Нарнии
  • Даррел Д. Говорящий сверток
  • Коуэл К. Как приручить дракона
  • Несбит Э.Огненный дракон
  • Рэде П. Сделка с драконом, Ловушка для дракона, Прогулка с драконом, Секрет для дракона.
  • Доунер Э.Магия в скорлупе.

3.Фэнтези для подростков и юношества.
  • Кондырева Е. Дракон
  • Маккефри Э. Драконы Перна
  • Мерцалов И. Схаас
  • Паолини К. Эрагон
  • Саймак К. Заповедник гоблинов, Планета Шекспира.
  • Сапковский А. Ведьмак.
  • Сташефф К. Чародей раскрепощенный
  • Стругацкие А.и Б. Понедельник начинается в субботу
  • Цыганок И. Слабая ведьма