самыми темными и стыдными органами своего тела.»
С. Ярославцев «Дьявол среди людей»
В. И. Селиванова «О применении термина «субкультура» к драконьему сообществу»
В. И. Селиванова.
4.10.2009 год
Обратившись к изучению драконьего сообщества, я, в первую очередь, столкнулась с вопросом, возможно ли классифицировать драконье сообщество как субкультуру. Заранее предупрежу, что слово "дракон" в данной статье объединяет в себе всех участников драконьего сообщества, разделение этого понятия на более мелкие – тема следующих статей.
На сегодняшний день подробное общепризнанное определение понятию "субкультура" выделить достаточно сложно. Каждый из исследователей даёт свою трактовку этому понятию в зависимости от цели исследования. Приведем несколько вариантов обозначения субкультуры и оценим возможность применения термина к драконьему сообществу.
1. В последнее время обзоры разнообразных субкультур стали пользоваться особой популярностью, и их появилось множество. Рассмотрим определение субкультуры, данное в связи с очередным обзором молодежных объединений. Субкультура – это "под" культура. Это ветвь, которая отделилась из множеств общепринятых культур. А если говорить просто, субкультура - это то же хобби, переросшее в образ, а часто и в смысл жизни[1]. Подобного рода заявления чаще всего принимают за основную точку зрения в бытовом разговоре о субкультурах. Отсюда зачастую негативное отношение части носителей субкультуры к такому наименованию. Хотя трудно не согласиться, что, и в драконьем сообществе в том числе, достаточное количество участников появилось в результате увлечения драконами.
Любопытно, что автор чуть позже рассуждает о сознательности выбора сферы интересов: "Почему я употребил термин бессознательного и сознательного вхождения в ту или иную молодежную субкультуру. Ответ прост. Одни, скажем, люди слушающие рок, выделяются в сообщества по интересам, другие же, хоть и слушают эту музыку, но не входят в сообщества, хотя придерживаются на бессознательном уровне философских принципов, принятых в этой субкультуре"[1].
Таким образом, автор допускает возможность неосознанного вхождения в субкультуру. И в этом, определенно, есть доля правды, если мы будем говорить о таком распространенном среди драконов явлении, как осознание. Вхождение в любой коллектив преследует собой цель индивидуума стать его частью (на короткое или длительное время), что подразумевает под собой осознание индивидом себя как части целого. Чаще всего стремление присоединиться возникает в процессе или чуть после осознания себя как личности. Так осознание или осознавание себя драконом зачастую служит причиной присоединения к себе подобным. Любая деятельность, связанная с самоопределением и/или с объединением в коллектив, создает своеобразную культурную вариативность действительности, она включает в себя и материальные, и духовные составляющие. Такого рода действительность существует на протяжении всего пути личностного роста индивида и группы индивидов. Когда влияние вариативной действительности на основную массовую культуру перерастает за рамки личного мнения нескольких человек и обрастает весомым количеством материальных подтверждений существования (в данном случае сайты, статьи, слеты, литература, арт и проч.), такое объединение можно расценивать как субкультуру.
2. Исследования, связанные с анализом субкультур как явления, проводятся на протяжении, по крайней мере, трех десятилетий. Существуют статьи, посвященные не только обзору, но и анализу субкультур. "Прежде всего, приставка "суб-" в современном контексте [...] подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собою самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума (ее мы и обозначаем словом "культура"). Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и обеспечивающей их взаимопонимание), а, кроме того, ориентированы на постоянный диалог с нею. Этот диалог может принимать формы "обновления культуры", ее "развития", "восстановления традиций" – или "противостояния", "разрушения" и проч., но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Каждая из них определяется, прежде всего, по отношению к Культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм"[2].
Ввиду сказанного, можно вспомнить одну из основных догм субкультурного объединения: "Мы - не такие, как вы". Это утверждение актуально и в рассмотрении позиции драконьего сообщества. Самодифференциация членов сообщества (драконов) от представителей основной культуры (людей) достаточно заметна при взгляде, например, в названиях тем обсуждения на драконьих форумах: "Люди против драконов?", "Мой маленький драконий мир", "Не стесняетесь ли вы сказать открыто, что вы дракон?" и т.д.
В этой связи достаточно часто возникают обсуждения, связанные с социализацией в мире людей (т.е. массовой культуры). Создавая свой социальный мир и отделяя себя и драконье сообщество в целом от мира массовой культуры, драконы, однако, активно существуют в области общей человеческой культуры. Они не только играют человеческие социальные роли, но и используют наработки массовой культуры для позиционирования себя как дракона (например, сеть Интернет).
3. Понятие "субкультура" существует и в учебниках. Например, такое: "В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура — это подкультура или культура в культуре"[3]. Используем выделенные параметры для анализа:
а. Стиль жизни. По имеющейся на данный момент информации, "членство" в драконьем сообществе не подразумевает определенного стиля жизни, отличного от принятого в традиционном человеческом обществе. Участники сообщества играют стандартные социальные роли: школьники, студенты, работники общественной сферы и т.п. В Википедии указано, что жизнь драконьего сообщества, главным образом, происходит в сети. Однако, как видно из прочтения форумов на основных сайтах драконьей тематики и из личного общения, часть драконов знакома "в реале". Это же подтверждают и данные о слетах, указанные в Википедии.
б. Ценностная иерархия. Под ценностной иерархией в приведенном определении скорее следует понимать ценностную ориентацию - избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении[4]. В драконьем сообществе она определенно существует. Большую часть внимания участники сообщества уделяют духовным ценностям: бытие драконом, отождествление с драконами, социализация в мире людей. Но и материальные ценности играют немаловажную роль в среде сообщества, они активно участвуют в создании и использовании литературы, арта, товаров народного потребления, так или иначе связанных с драконами.
в. Менталитет. Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный) - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе[4]. Здесь можно с уверенностью утверждать, что менталитет дракона как представителя сообщества только формируется. Все еще существуют споры между личностями-драконами и личностями-людьми, по той или иной причине чувствующими свою принадлежность к драконам. Уже сама постановка суждений в подобном ключе доказывает, что культурное поле, сформированное драконами разной степени мифичности, существует.
4. Встречается и отнесение части общества к субкультуре по размеру: "В принципе любая культурно-специфическая группа в своих культурных особенностях может быть названа субкультурой (вплоть до "субкультуры императорского семейства"), но, как правило, наука до таких крайностей не доходит и определяет в качестве субкультур лишь культуры сравнительно крупных, компактно и относительно изолированно поселенных или иным образом выделяющих себя групп"[5].
Это, пожалуй, самый сложный момент в отнесении драконьего сообщества к числу субкультур. На сегодняшний день мной не найдено опубликованных данных, касающихся даже размеров драконьего сообщества в России. На поверхности лежат, в первую очередь, насколько сайтов, посвященных драконам. Однако в пользу определения драконьего сообщества как сложившегося явления говорит в частности и то, что часть его участников стремится к изучению не только мифических драконов, но и дракона как личности, существующей в современной реальности.
Итак, на основании общего анализа и в силу оптимистической направленности исследования, драконье сообщество вполне правомерно называть молодой формирующейся субкультурой. На его молодость указывают сами драконы, обозначая в качестве примерных границ формирования драконьего сообщества конец 1990-х годов. На формирование и развитие сообщества указывает целенаправленное подогревание интереса массового зрителя к драконам посредством попыток самоанализа и самоструктурирования.
Сноски:
1. Станислав Свиридов «Молодёжные субкультуры». httpvampiry.net
2. Щепанская Т “Традиции городских субкультур \\ Современный городской фольклор”. М.: РГГУ, 2003. httppoehaly.narod.rusubcult-f.htm
3. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999
4. мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»
5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.- с.152-154.
Источник: КИГРУ