Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 


Конкурс «Объявление на столбе»

Добро пожаловать, гость

Правила и описание конкурса «Объявление на столбе»
литературный конкурс


версия для печати

Когда квисарх поёт


Автор: Фануил

Неведомое... Почему

нас бездна так сильно тянет?

Уходим, уходим во тьму...

Как в древности - египтяне...

(c)Кто-то…

Комната выглядела замысловато. Вместо привычных стенок советского производства вдоль стен стояли ряды радиоаппаратуры, металлических стеллажей, свисали провода. Виталий огляделся.

- Это здесь мы будем творить?

Матвей повернулся на крутящемся кресле от монитора компьютера и до неприличия громко отхлебнул чай.

- Да. Тебя смущает обстановка?

Виталий поморщился:

- Я бы почистил эту комнату, здесь много негативной энергии.

- Слушай, мне понадобилась помощь экстрасенса не для того, чтобы заниматься чисткой чакр и уборкой. Я вообще не верю во всю эту чушь. Но верю в нечто другое, и даже не совсем верю, иначе не стал бы давать объявление в газету. И всё больше убеждаюсь, что самое абсурдное решение – самое эффективное. В общем, друг мой, ты нужен мне совершенно для другого дела.

Виталий являлся тем, кого обывательское сознание считает экстрасенсами, или магами, или целителями, хотя последним он как раз не был. Не был он и шарлатаном в классическом понимании. Нет, магические шары, перстни с огромными драгоценными камнями, кресты, медальоны и чётки он любил. Но серьёзно к ним и сам не относился. Побрякушки они и есть побрякушки. Ерунда. А вот то, что он мог чувствовать и видеть явления, которые не поддавались логическому объяснению, было правдой. Рассказать о человеке его прошлое и будущее, увидеть информацию о его здоровье, почувствовать предмет на расстоянии и найти его. Получалось не всегда, но… получалось. Поэтому когда молодой, но жаждущий самореализации маг (да, но был не против, когда его и так называли) увидел в газете объявлений следующее: «Ищу экстрасенса для работы с потусторонним миром. Творческий и креативный подход приветствуется», он не постеснялся позвонить по указанному телефону. Трубку снял молодой человек, назвавшийся Матвеем. Взволнованно и путано он объяснил, что исследует потусторонний мир, вполне реально, научно и электронными приборами, и для сугубо конкретного эксперимента ему и понадобился экстрасенс – «такой человек, который обладает сверхчувствительным восприятием». Ну, не только восприятием, а ещё и воздействием. Виталий был не чужд экспериментам, да и исследовать любил больше себя и свои возможности, чем потусторонний мир.

Так и получилось – после разговора с Матвеем, он долго не раздумывал. Подъехав на место в назначенное время, он оказался перед типичной панельной девятиэтажкой. Поднявшись на последний этаж, Виталий скептически осмотрел обшарпанную обивку двери, вздохнул, и позвонил. Дверь открыл молодой парень в красной футболке с яркой надписью «No brains». Длинные тёмные волосы были стянуты сзади в хвост, лёгкая небритость свидетельствовала о некритическом отношении к себе. Матвей протянул ладонь для рукопожатия. Так они и познакомились.

Юный маг застегнул верхнюю пуговицу своей чёрной рубашки, и стал окончательно похож на ботаника-Гарри Поттера. Разве что нет дурацких круглых очков и метки СС на лбу. Он достал из нагрудного кармана вырезку из газеты объявлений:

- Креатив и творчество – это разве не одно и то же?

Матфей отставил кружку с чаем и кивнул:

- Да какая разница? Я не мастер писать объявления. Вообще, мне нужен именно человек со сверхчувствительным восприятием, не важно, как его называть. Желательно, молодой, и не чуждый к познаванию нового. А приглашать старых пердунов с бородой Хоттабыча или бабку с отваром от импотенции я не хотел. Так что ты очень даже кстати. Я, если так можно выразиться, исследователь. И исследовать мы будем среду, которая…

Новоявленный исследователь помялся, подыскивая нужное слово:

- Которая немного выходит за рамки обычного восприятия. Я доходчиво излагаю?

Виталий чуть улыбнулся:

- Доходчиво, да очень уж кратко. Объясни теперь более подробно. Я пока ещё только учусь, но восприятием тонких материй у меня вполне себе неплохо.

Молодой человек критично осмотрел засаленный продавленный диван и присел на краешек. Диван пронзительно скрипнул.

- Значит так, - Матвей крякнул, быстрым движением провел но небольшим усикам, - ты что-нибудь слышал про электромагнитные излучения? Ну, кроме того, что волны передаются с определёнными частотами и могут считываться с помощью приёмника, а потом, например, транслироваться в звуковые? Как известно, радиочастотная длина имеет большой диапазон. Ну, скажем, от 3 герц до 3000 гигагерц – от крайне низких частот до гипервысоких. Низкие частоты исследованы достаточно неплохо и применяются повсеместно, средние тоже. А вот гипервысокие – это по твоей части. Теории, что именно они передают информацию, которую не могут уловить даже высокочувствительные приборы, тоже существуют.

Матвей кивнул в сторону окна, будто каждый, кто сейчас находился на улице, мог подтвердить истинность его слов.

- Когда мы включаем такой примитивный прибор, как… скажем радиоприёмник, мы слышим кучу помех. Но это не монотонный гул какой-то одной частоты, а целый комплекс звуков – шипение, стрёкот, свист. Или вот гипервысокие частоты – инфракрасное излучение иногда ловит в свою область достаточно интересные объекты. Ну, вот я и задумался, а что если более детально покопаться в этих сгустках частот. Ничего и не искал собственно – просто было интересно. Я взял террагерцевую камеру…

Далее последовал целый ряд цифр и непонятных Виталию слов про фотоны, генераторы и ретрансляторы. Он потерял нить, рассеянно слушал и разглядывал плакат с Мэрилин Монро на двери комнаты. Мэрилин была совершенно голой, только соски на груди были заклеены наклейками. Одна была фирменной «Coca-Cola», другая являла собой распечатанный из Интернета демотиватор. На картинке голубь тоскливо ковырял клювом зажаренный окорочёк, а надпись внизу гласила: «Любимая, я не успел поцеловать тебя при жизни».

- Ты меня слушаешь вообще?

- Да, конечно.

Виталий поспешно кивнул, с трудом вспомнив, что он тут вообще делает.

- Так что там – увидел образы?

- Увидел! И услышал! И даже их зафиксировал.

Он протянул фотографию. На ней красовался смутный чёрный силуэт с крыльями на фоне открытого окна и серого неба. Присмотревшись, Виталий увидел ещё ряд таких же силуэтов поменьше и побледнее. Маг потряс фотографией, будто стараясь вытрясти из неё непонятные образы:

- Это точно не фотошоп? У меня друг таких драконов из картона делает и на верёвочках к потолку подвешивает.

- Драконы, не драконы, а вот тебе факты.

Матвей с торжествующим видом поднял палец вверх, а потом к клавиатуре, пафосно нажав Enter.

Из динамиков послышалось шипение, затем треск, свист и клёкот. Потом раздался резкий щелчок, и хриплый голос, сильно коверкая слова произнёс несколько фраз на неизвестном языке, далее всё куда-то рухнуло и слилось в общий фоновый шум.

Виталий от неожиданности дёрнулся. Диван возмущённо скрипнул пружинами.

- Это… латинский?

- Хрен его знает, - пожал плечами Матвей, - я не лингвист, а расшифровать не получилось.

Виталий сдержанно улыбался. Нет, он ещё не верил до конца этому радиолюбителю, но уже было интересно.

- Можешь мне не верить, но это было записано как раз, когда я зафиксировал силуэты этих существ, - продолжал Матвей, - моя техника недостаточно сильна, чтобы делать их более чёткими, как я ни старался, у меня не выходило.

Виталий разглядывал фотографии. Воображение рисовало драконов, птеродактилей, виверн, или даже девушек с крыльями при особом старании. Он накрыл картинку ладонью и попытался почувствовать информацию, но и это не помогло. Виталий осёкся – фотография была цифровой. С таких информация не читалась.

Матвей рассказывал дальше:

- Я уверен – эта штука живая. Я смог зафиксировать её присутствие. А вот с помощью тебя я хочу увидеть его напрямую. Ты не веришь мне?

- Я может и маг… типа, экстрасенс, но я не люблю делать поспешных выводов. Если я чувствую и вижу что-то – я это вижу. Если нет, то нет. Я не могу объяснить это. От этих фотографий не идёт ровно никакой информации. Вообще. Даже от фотографий с покойниками идёт энергия. Здесь нет ничего.

- Они цифровые, - подсказал Матвей, и Виталий осёкся - с таких информация не читалась, - мы и не будем изучать фотографии. Я подключу тебя к камере и мы попробуем увидеть этих существ через тебя.

- К камере?

- Я рассказывал, ты всё прослушал, - обиделся Виталий.

Он подошёл высокому предмету, накрытому покрывалом, и отбросил ткань в сторону. Перед Виталием предстало сооружение, очень сильно напоминающее электрический стул. Даже металлический шлем присутствовал. Только вместе с проводами стул был снабжен множеством аппаратов с кнопками, тумблерами и лампочками.

- Система нипель, - похвалил маг изобретение, - эта штука меня не убьёт?

- Нет, - совершенно серьёзно ответил изобретатель и воткнул штепсель в розетку. Система ниппель замигала лампочками, щёлкнула и задымилась.

- Оу! – Матвей резко выдернул вилку, - это просто случайное недоразумение. Сейчас всё исправлю.

Виталий не смог скрыть скептического выражения лица. Такие претензии, такие высокие цели… Изобретение должно открыть дорогу к потусторонним мирам и чёрным шепчущим драконоподобным существам, а зависит от простой розетки в стене и исправности штепселя. С другой стороны – не от святого же духа ей питаться.

Скоро всё было готово. Экстрасенс был посажен на стул, подключен ко всем нужным приборам, которые мирно помигивали разноцветными лампочками.

- Запускай свою машину, деятель.

Виталием овладел азарт, хотя и было немного тревожно. Этот доморощенный изобретатель явно нарывался на получение Шнобелевской премии… да и выглядел очень ненадёжно. Но желание проверить истину пересилило осторожность, потому что… Потому что таких существ Виталий уже видел. Во сне, накануне. Это не было чётким видением, такой же чёрный силуэт с распростёртыми крыльями, вытянутой мордой и рогами. Виталий подумал, что видел драконов. Он любил драконов, ну, и увидел их во сне, это не казалось странным. Иногда магу снились вещие сны, но представить, что этот сон окажется вещим, было немыслимо. А он всё больше становился таковым.

Матвей продолжал колдовать у монитора, бормоча себе под нос. Виталий разобрал только слова «работает», «запущено», «активировано» и «выйти за 3000 гигагерц».

- Ты там аккуратно выходи, - маг поёрзал на неудобном стуле, - чтобы меня не поджарило твоими гигагерцами.

- Всё будет тип-топ, не извольте беспокоиться.

Юный техник потёр ладони друг о друга, потом о штаны:

- Готов?

Маг кивнул.

- Ты поначалу ничего не почувствуешь. Только будешь слышать шум, и возможно, что-то видеть.

- А почему мы делаем это в сторону открытого балкона? Эти существа должны придти к нам с улицы?

- Так легче концентрировать волны, - машинально ответил Матвей, щёлкая мышью.

Этап «ничего не почувствуешь» прошёл почти сразу. Виталий сразу ощутил лёгкое покалывание в ладонях и на спине.

- Эй, что-то не то… Я…

Экстрасенс не успел договорить, воздух в комнате поплыл и начал сгущаться. В голове застучало, картинка запрыгала. Виталия едва не стошнило, реальность пульсировала, то приближаясь к глазам, то отдаляясь, оставляя за собой иссеня-красные узоры.

- Ах, дьявол! – Виталий закрыл глаза, но так было ещё хуже. Вдалеке слышался возбуждённый голос Матвея:

- Не волнуйся, всё идёт как надо! Сейчас… Упс!

Виталий открыл глаза и попытался рассмотреть комнату. Виталий сползал с вертящегося стула на пол, держась за голову и указывая в сторону окна. Пульсация замедлилась, картинка стала чётче.

На минуту стало очень хорошо. Так хорошо, как бывает после бани, когда из пара и сумрака выскакиваешь на улицу. Виталий не понял, почему пришла ассоциация бани – париться он не любил.

- Ты… тоже это видишь? – услышал он шепот Матвея.

- Да, - растерянно прошептал маг.

У окна стояло существо. По внешнему виду оно напоминало дракона, или горгулью. Стоя на задних лапах, существо медленно складывало и распахивало большие перепончатые крылья, на локтевых сгибах виднелись шипы, длинные пальцы на пальцах венчали острые длинные когти. Глаза были, но ни белков, ни зрачков не просматривалось – только провалы. Само существо было матово чёрным, словно бесплотным, но непрозрачным. Свет не проникал в него, а, казалось, огибал по сторонам, как полностью раскрашенный рисунок – без выделения бликов и световых пятен.

- Обалдеть, - шепнул Матвей, и истерически хихикнул, - ну ты, чувак, даёшь, экстрасенс блин! Я такой чёткости никогда не добивался.

Он запнулся, когда существо пошевелилось. Оно присело, упёршись передними лапами в пол, и пристально уставилось на призвавших его людей тёмными провалами глаз. Резко стало не по себе.

- Ты… кто? – смог выдавить из себя Виталий.

Существо перевело на него взгляд, и маг замолчал.

Матвей в этот момент смог взять себя в руки, он вполз в своё крутящееся кресло, и не глядя на клавиатуру, нажал несколько клавиш, видимо стараясь записать всё, что они видят.

Существо наклонило рогатую голову и покачало ей:

- У вас получилось, надо же… - голос его был глухой и слегка шелестящий, - два недоученных мальца-молодца.

- Оно знает русский, - Матвей, казалось, не замечал абсурдности ситуации. Рационалист-исследователь быстро победил в нём эмоции.

- Нет, я не знаю. Не знал, пока вы на нём не заговорили. Мы общаемся по-другому.

- По-другому – это как? – осторожно произнёс Матвей.

- По-другому – это по-другому, - с убийственной логикой ответило существо.

В пустых глазницах, казалось, отразился интерес к происходящему, но никаких пояснений не последовало.

- Ты кто? – Виталий словно завис, и никакой другой фразы выдавить из себя не мог.

- Вы бы назвали нас фантомами, или душами, или образами. Мы же себя зовём квисархами. Только не просите растолковать, Матвей и Виталий, это слишком малозначимо для вас.

- Ты… Вы знаете наши имена? – Виталий нервно облизал сухие губы.

- Знаю, - скучающе произнёс квисарх, - я уже давно наблюдаю за этим горе-исследователем, вот прямо здесь сижу – и наблюдаю. Только он меня не видел, до этого момента. И сейчас бы не видел, если бы я не воспользовался твоей головой. Нас иногда могут видеть экстрасенсы, сумасшедшие и наркоманы. Разумеется, в сугубо индивидуальных и особенных случаях.

Виталию не очень понравилось, что его способности поставили в один ряд с такой сомнительной публикой, но спорить не хотелось.

- Значит квисархи это фантомы? Вы очень похожи на драконов.

Существо издало грудной звук, то ли подавилось, то ли усмехнулось:

- А ты думал, откуда вообще взялся образ дракона? Из затуманенных фантазий шаманов и больных на голову личностей? Нет, это вполне реальная действительность, просто видеть нас могут далеко не все. Ну, если точнее, не нас самих, а эту действительность.

- То есть вы это, - Матвей на мгновение задумался, - мир мёртвых?

Существо перевело взгляд пустых глаз на него, от чего компьютерщик потерял самообладание и постарался вжаться в кресло максимально глубоко.

- Да. Эти ваши определения совсем непривычны. Вы напридумывали себе толкований того, что объяснить не в состоянии. Что значит мир мёртвых? А мир живых? Теперь ещё новая волна пошла – мир окон, мир дверей. А мы всё это наблюдаем, а сказать не можем. Так вот сейчас я, пользуясь, как у вас говорят, случаем, скажу. Есть лишь один мир – Материя. Всё остальное – её производные. Если вы не знаете, отчего идёт дождь, то это не значит, что на небе находиться некто и поливает вас из лейки. Все ваши понятия верёвочны. Это как объявление на столбе, вы видите в нём только первый слой информации, не зная, что имел в виду его автор на самом деле. А может на самом деле его цели совсем другие? Но вам хочется сделать вид, что вы во всём разбираетесь, и поэтому после смерти ваши души попадают в Рай или Ад. Не надо ничего объяснять. Если ты жил неправедно, то знай, что тебя ждёт. Так легче. Я понимаю.

Виталию не очень нравилось направление беседы, но свернуть в сторону не получилось:

- А, простите… квисарх, куда же после смерти попадают души? К вам? А вы демоны или, как это называется, проводники душ?

- Говорить с вами на эти темы, то же самое, что заставлять ребёнка листать книгу по термодинамике, - вздохнул квисарх, - нет никаких душ, нет проводников, адов и раев. Есть лишь один действительный мир, по которому циркулирует энергия. Она имеет разные формы, разную плотность и величину, но природа её едина. Условно её можно разделить на живую и неживую. Когда форма настолько сложна, что приобретает способность мыслить и действовать самостоятельно, её называют разумной. Но это всё термины для удобства вашего восприятия. Мы не делаем таких различий. Следующий пласт энергии условно делим на материальную и нематериальную. Надеюсь, вы уже поняли, что даже та часть, что вы зовёте нематериальной – так же реальна, как и другая, просто вам она недоступна и невидима. Но, я уже упоминал ранее, некоторым эта информация становится доступной. Они слышат нас – квисархов. Только мы передаём информацию, больше никто.

Слова про отсутствие души Виталию не понравились. Можно было не верить в Бога, количество интерпретаций которого всегда вызывала сомнения, но верить в бессмертие души, или хотя бы в жизнь после смерти хотелось инстинктивно.

Квисарх тем временем продолжал:

- Если говорить о смерти, то в целом да – когда вы умираете, энергия, которая вас питала приобретает другое состояние – она становится нами, она становится квисархом. Нас много – несметное множество. Мы существуем так же, как и вы. По правде говоря, и нас и вас – тоже нет. Есть лишь циркуляция энергии между нами. И вы ежедневно слышите её, и видите, только не подозреваете о её влиянии. Вы смогли увидеть меня только благодаря твоим опытам с преломлением частот, Матвей, и уникальным возможностям Виталия. Но даже без них, чтобы услышать наши голоса, достаточно просто… включить радио.

- То есть? – не понял Матвей.

- Те звуки, которые вы слышите из динамиков, издаём мы. Вы не слышите его напрямую, он исходит от приёмника. Частоты проходят через нашу информационную среду. Вы слышите песни квисархов.

Существо сделало многозначительную паузу, а потом добавило:

- Вы всё больше входите в нашу среду за последние годы – мобильная связь, спутниковая. Это всё мы.

Парни переглянулись.

- Поразительно, - произнёс Матвей. Инстинкт исследователя требовал доказательств, но сомневаться в словах квисарха ему казалось по меньшей мере странным. Впрочем, даже если он и обманывал их, более весомых доказательств или опровержений в голову не приходило.

- Так, - Матвей потёр пазухи носа, - ладно, мы получается это… призвали тебя что ли? И что ты можешь делать в этом мире? В видимом нам, - уточнение оказалось вовремя, ибо квисарх напрягся.

- Ничего, - холодно отрезал он, - вы можете только спрашивать, а я давать информацию. Никакого другого взаимодействия быть не может. Я для вас – это мир мёртвых, мир нематериальный. Я подчёркиваю – для вас.

- А потрогать то тебя хоть можно? – подал голос Виталий, которому уже надоело сидеть на электрическом стуле.

Существо оскалилось, обнажив белые острые зубы, резко контрастирующие с матовым чёрным телом.

- Вам бы всё потрогать. Можно.

Квисарх не казался опасным. Во всяком случае, с начала своего появления, он не сделал ни одного движения, которое можно было бы истолковать как угрозу. Виталий посмотрел на Матвея, словно спрашивая, можно ли ему встать с кресла. Для этого нужно было отключить часть приборов и проводов, подсоединённых присосками к его телу. Матвей пару секунд прикинул варианты, и кивнул.

Маг медленно поднялся с кресла, отстёгивая надоевшие провода, и шагнул к квисарху. Тот не двигался, став похож на мраморную статую. Протянув ладонь вперёд, Виталий осторожно коснулся плеча существа.

- Ты… как живой! – по-детски воскликнул маг, - холодный. Очень холодный. Как лёд. Но не твёрдый, как камень.

Матвей сполз с кресла и тоже подошёл к квисарху, коснулся ладонью его головы. Некоторое время существо не противилось, затем резко произнесло:

- Хватит.

Ладони тут же провалились в пустоту – квисарх стал бесплотным. Парни отпрянули. Неловкая пауза затягивалась.

- Должен вам сказать, что с нами общаться опасно, - отметил крылатый, - для контакта с разыми формами энергии нужны умения и опыт. Даже такие как ты, - он ткнул когтем в Виталия, - часто не понимают с чем имеют дело. Они видят в нас высшие силы, души, фантомы и пытаются воздействовать на своём уровне. А это… не очень приятно. Да, мы можем откликнуться на ваши просьбы, убрать то, что вы называете порчей, пригласить так называемые души, с которыми пытаются связаться. А можем и не откликнуться, как захотим. Но есть и те, кто приносят вред напрямую.

- Я не совсем понял – квисархи всё-таки души мёртвых или нет? – Матвей вернулся на своё место. Виталий же остался стоять, облокотившись на дверь металлического шкафа.

- Можно сказать, что и души. То, что вы называете этим словом – некий эйдос, сердцевина духовной начинки, преобразуется в квисарха, и живёт в мире, вами не видимом. Но он быстро забывает своё прошлое, если его не вспоминают в вашем мире. Ему просто не за что зацепиться. Так он и живёт без памяти о своей жизни на земле. Но, при некоторой доле усилий он способен переродится. Увы, приобретённая память квисарха при этом тоже пропадёт.

Крылатый посмотрел на свою ладонь, и сжал пальцы в кулак.

- А если его помнят и любят? Если это квисарх какого-нибудь… художника, мыслителя или великого деятеля? – спросил Виталий.

- В таком случае он хорошо помнит, кем был. Но не всегда эта память приносит ему радость. Даже если по тебе плачут всего несколько человек – это сделает твою жизнь мукой.

- Вам будет больно?

- Не боль, - квисарх помедлил, подыскивая слово, - дестабилизация… энтропия.

- А если в жизни этот человек был негодяем?

- Если степень негатива чересчур высока, то такой квисарх не перерождается, а просто распадается. Сами посудите – трудно удержать воду в дырявом стакане. Это… и есть настоящая смерть.

- Так значит Ад всё-таки есть? – усмехнулся Матвей.

- Нет. Это просто небытие, несуществование, отсутствие присутствия. Но для вас это не имеет значения. Ни Ад, ни небытие никогда не являлись преградой для разрушительных действий. Ведь вы живёте здесь и сейчас, не правда ли?

Существо оскалилось.

- У меня начинает болеть голова, - поморщился Виталий.

- Да, действительно много информации, которую надо ещё переварить, - отреагировал Матвей.

- Нет. Правда болит. Очень сильно.

Квисарх осмотрел комнату чёрной пустотой глаз:

- Я же говорю – общаться с нами вредно для здоровья и психики. Уже достаточно того, что мы приходим во сне и поём вам через средства передачи звука. Важно лишь суметь расшифровать. Я вынужден проститься с вами, юные исследователи миров. Если я останусь, то не гарантирую, что вы сохраните рассудок – прямой контакт разных форм энергий нежелателен.

Квисарх плавно поднялся, изображение дёрнулось, словно голограмма.

- Ах! – Виталий схватился за голову, - Мы ещё увидим тебя?

- Как знать? – существо развело лапами в стороны, - а вы уверены, что это вам нужно?

Реальность рассеклась, сжалась и рухнула. Небольшой хлопок и запах горелых проводов привёл в чувство Матвея, который быстро занялся устранением последствий.

Виталий убрал ладони от висков.

«Уверены ли что нужно?... Уверены ли? Стоит ли лезть туда, о чём знать не положено?»

- Ты ещё придёшь? – спросил Матвей на лестничной клетке.

- А мы уверены, что нам это нужно? – задумчиво ответил тот.

- Я буду пробовать ещё. Это пока высшая точка моего исследования.

- Да… исследования.

- Знаешь, после всей этой истории – мне не даёт покоя мысль, что же первично, мы или квисархи?

Виталий не ответил и пожал плечами. Он включил плеер, надел наушники и побежал по ступенькам вниз. Он почти понял. Уж он всегда будет помнить. Ведь если он хоть на миг, хоть на долю секунды забудет, то квисарх умрёт. А этого он никак не мог допустить. Ведь он знал теперь, когда квисархи поют.