Мирза Каландар Мушриф Исфараги «Шах-Наме (Tapиx-и Oмap-Xaни)»
Использование человеком
Есть поверье, что тот, кто съест сердце дракона, обретет знание птичьего языка, тот, кто съесть язык дракона, сможет победить в любом споре, кровь дракона, втертая в кожу, защищает от ран и любого оружия.
Древние статуи часто изображают бога (Эскулапа) держащим чашу, вокруг которой обвивается священная змея. Но ассоциирование змеи с врачеванием — очень древняя традиция; и стоит отметить, что и по сей день символом профессии врача является змея, обвившаяся вокруг чаши, хотя это и связано, скорее, с лечением магией, а не с научными средствами медицины
А. Элфорд «Боги нового тысячелетия»
Целый раздел у Плиния посвящен лекарствам, изготовляемым из органов дракона. Мы узнаем, что из его глаз, высушенных и растолченных с медом, готовится мазь, помогающая от ночных кошмаров. Жир драконова сердца, обернутый в шкуру газели и привязанный к руке оленьими сухожилиями, приносит успех в тяжбе; зубы дракона, также хранящиеся на теле, обеспечивают благосклонность господ и милость царей. С долей скептицизма Плиний приводит рецепт снадобья, делающего человека непобедимым. Его изготовляют из шкуры льва, из львиного костного мозга, из пены коня, только что победившего в скачках, из когтей собаки и из хвоста и головы дракона.
«В минералогии карбункул — от латинского carbunculus, «уголек», — это рубин, что ж до карбункула у древних, то, по предположениям, так называли гранат.
Исидор Севильский писал в своей «Этимологии» следующее: «Его добывают из головы дракона, однако он твердеет, становясь драгоценным камнем, лишь тогда, когда голова отсечена у живого чудовища; по сей причине колдуны отрубают голову у дракона спящего. Храбрецы, желающие проникнуть в логово дракона, берут с собою зерна, которые нагоняют на этих чудищ сон, и, когда драконы уснут, отсекают им головы и вынимают самоцветы».
Здесь можно вспомнить шекспировскую жабу («Как вам это понравится»), которая, хотя «уродлива и ядовита. Но ценный камень в голове таит…» [40].
По всей видимости, тела некоторых восточных драконов после смерти возвращались на землю, причем они обладали поистине чудодейственными свойствами даже вне родной облачной или огненной среды. Древнекитайские медицинские энциклопедии изобилуют рецептами различных снадобий, в которых предлагается использовать эти реликвии.
«Ли Ши-чжэнь уделяет костям дракона, как лекарственному средству, значительное место. Растертые в порошок драконьи кости, особенно позвонки, могли применяться для лечения желчных камней, жара у детей, паралича ног и различных болезней беременных женщин, зубы — для пользования душевнобольных и страдающих головной болью, а мозг и печень особо рекомендовались при дизентерии. Драконьи туши служили людям и в других, не медицинских областях. Кожа их, по утверждению многих, светилась в темноте, а жир горел так ярко, что свет был виден за сотни километров. Мудрецы говорили также, что, коснувшись земли, драконья кровь превращается в драгоценный янтарь. Слюна дракона — отличные чернила для разметки жадеита и золота. Она же используется как основа для самых изысканных духов и благовоний»[2].
«Говорили, например, что один император из династии Сун изготовил из слюны пурпурного дракона чернила, которыми начертал затем имена наиболее ценимых им министров и мудрецов на табличках из нефрита, золота и хрусталя. А чтобы всегда иметь под рукой запас таких чудесных чернил, он поселил дракона прямо во дворце.
Постепенно китайские аптекари в погоне за выгодой стали выдавать за кости дракона любые древние кости, даже кости синантропа и иньские кости с гадательными надписями»[3].
Драконьи тропы для человека еще более важны, чем лекарства из дракона. Чтобы быть удачливым и счастливым, нужно жить, работать и хоронить умерших вблизи подземных драконьих ходов. Найти драконью тропу — большая удача, но помните: наступать на тропу нельзя! Можно осторожно ходить рядом, но не перебегать дракону дорогу.
В одной из глав составленного в конце шестнадцатого века монументального медицинского трактата «Пан Цао Кан Му» говорится, что «драконьи усы защищают от мух и москитов и в то же время привлекают рыбу, если их опустить в реку или пруд. Самыми лучшими считаются темно-лиловые усы длиной не менее метра. У восточных драконов 117 чешуек, причем 81 из них пропитана хорошей энергией ян, а 36 — плохой энергией инь, что уравновешивает характер и формирует личность дракона».
[1] Хорхе Луис Борхес. «Книга вымышленных существ», Азбука-классика, 2005
[2] Кэ Ю. «Мифы древнего Китая»— М.: Наука, 1965
[3] Терентьев-Катанский А. П., «Китайская легенда о драконе», в сб.: Страны и народы Востока, в. 11, М., 1971