Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Драконы, играющие в Драконов, — самые опасные.»
Ян Словик. «Трактат о драконах»

Айдо-Хведо

«Айдо-Хведо — Радужная змея из Дагомейской мифологии (старинное название Бенина, теперь в составе современной Нигерии).

Согласно мифам появилась первой, раньше земли и неба. Айдо-Хведо в ранних мифах — демиург. Передвигаясь по земле, она создала поверхность земли. Горы — это ее экскременты. Она поддерживает землю, свернувшись кольцом и закусив свой хвост; когда шевелится, чтобы устроиться поудобнее, происходят землетрясения. Живет в море. Когда Айдо-Хведо всплывает на поверхность воды, то отражается в небе радугой.

В некоторых мифах существуют две Айдо-Хведо (по одному вариант — близнецы): одна из них живет в море, а другая на небе (радуга).

В древнем государстве Фон (особенно в городе Вида) Айдо-Хведо почитали как предка правящего рода; в Вида существовало святилище Айдо-Хведо. Включенная в пантеон богов государства Фон, Айдо-Хведо уступает свои первоначальные функции демиургу Маву-Лиза, становится его слугой, сопровождает его, носит в пасти и т. п. Айдо-Хведо называют «набедренными повязки Маву, разложенными для просушки». Громовнику Хевиозо Айдо-Хведо помогает приходить на землю. По другой версии, Хевиозо передал ее своему младшему сыну Гбаде, чтобы она переносила его на землю. Согласно некоторым мифам, Айдо-Хведо — одна из ипостасей Дана, сына близнецов Маву и Лиза, рожденных Нана-Булуку. Дан проявляется в различных формах, в частности в радуге, символом которой является змея, кусающая свой хвост.

Когда создание мира было завершено, оказалось, что мир слишком тяжел и может рухнуть. И тогда Маву попросил Айдо Хведо свернуться кольцом вокруг мира под морем, чтобы поддерживать мир. И она сделала так, и море вокруг стало горячим. Айдо Хведо ест железные столбы, которые под морем. И когда столбы кончатся, она съест свой собственный хвост, и море поглотит мир.

Айдо Хведо присутствует в религии вуду в Суринаме и на Гаити под именем Айдо Ведо» [1].

А. Элфорд дополняет: «К востоку от Центральной Америки, на острове Гаити, сохранились легенды о змеях, восходящие ко времени начала творения. Туземные вудуистские племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который изображается в виде змея. Дамбалла Ведо почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли. Согласно любопытной легенде вуду о Потопе, Змей залил Землю водой, но затем появилась Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под именем Айида Ведо» [2].

Хорхе Луис Борхес в «Книге вымышленных существ» описывает амфисбену: «В «Фарсалии» перечисляются подлинные и вымышленные змеи, которых воины Катона встретили в африканских пустынях; там есть «парка», что «движется стоймя, как посох», и «якуло», летящая по воздуху, как стрела, и громоздкая амфисбена с двумя головами. Почти в таких же словах описывает ее Плиний, добавляя: «…словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». «Сокровищница» Брунетто Латини — энциклопедия, рекомендованная им бывшему его ученику в седьмом кругу ада, — менее сентенциозна и более обстоятельна: «Амфисбена — это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у нее горят, как свечки». В XVII веке сэр Томас Браун, убежденный, что не бывает животного, у которого нет верха и низа, переда и зада, левой и правой стороны, отрицал существование амфисбены, у которой оба конца передние.

По-гречески «амфисбена» означает «двигающаяся в двух направлениях». На Антильских островах и в некоторых регионах Америки это название дают пресмыкающемуся, в просторечии называемому «туда-сюда», «двухголовая змея» и «муравьиная мать». Говорят, что ее кормят муравьи. И еще — что если ее разрезать на две части, то они соединятся. Целебные свойства амфисбены были прославлены еще Плинием.

В наши дни встречается ящерица, названная в честь этого дракона, и которая имеет рисунок на хвосте, который выглядит похожим на голову. Когда возникает угроза, ящерица поднимает хвост и бросается взад и вперед, чтобы спутать нападающего.»


[1]Мифологический словарь 1990 г. изд. Советская Энциклопедия. Гл. редактор Е. М. Мелетинский

[2] Элфорд А. Боги нового тысячелетия. М., «Вече», 1998