Славянские драконы
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Меня, например, откровенно смущают люди, у которых есть простые объяснения сложных процессов. Надпись „здесь могут водиться драконы“ частенько и честнее, и симпатичнее подробной физической карты местности, составленной по принципу „одна бабка сказала“»...

Владимир Гуриев, © 2003, Журнал «Компьютерра»
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Славянские драконы /
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы

Славянские драконы

Бадня'к

Бадняк — (серб.-хорв. Бадньак, болг. бъдник) в южнословянской мифологии персонаж, воплощаемый «рождественским поленом» (реже деревом), пнем или веткой, сжигаемой в сочельник (у болгар в ночь на Коляду). Б. связан (по данным этимологических исследований) с образом змея у корней дерева (ср. родственные ему индоевропейские персонажи — др.-инд. змея Ахи Будхнья и греч. Пифона). Сожжение Б. в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнем змея, воплощения нижнего мира, вредоносного начала и знаменует нчало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и т.п. Ритуал выбивания искр из горящего Б. сопровождается пожеланием умножения скота по числу искр.

Хáлы

Хала — болгарский и сербский дракон, многоголовый — обычно у него три головы и девять языков, — шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты опускаются до земли. Халы обладают огромной силой и отличаются чрезвычайным обжорством, они предводительствуют тучами, уничтожают посевы и сады. Голодный хала может напасть на солнце, пытаясь его пожрать. Следить за битвой можно невооруженным глазом: когда побеждает хала, солнце от укусов дракона обливается кровью и краснеет. Когда солнце берет верх — оно сверкает бледным светом.

В канун больших праздников халы водят хороводы, поднимая страшные вихри; человек, попав в такой смерч, обязательно сходит с ума. Халы и по-другому вредят человеку: они заговаривают и охраняют источники, не давая людям напиться. Чтобы победить халу, нужно быть бесстрашным и сильным, как, например, герой болгарских и сербских сказок богатырь Марко-королевич.

Хала, ала (от турецк. балк., «змея»), у южных славян дракон или змей. Известна в сербской, болгарской и македонской традициях. Хала — огромный змей (иногда многоголовый) длиной в 5 —6 шагов, толстый, как человеческая ляжка, с крыльями под коленями и лошадиными глазами, или змей с огромной головой, находящейся в облаках, и хвостом, спускающимся до земли. Иногда приобретает облик орла. У болгар есть представление, что Хала — шестикрылая с 12 хвостами. Она может пасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствующего созреванию хлеба. Обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует чёрными тучами, градоносными облаками, приводит бури и ураганы и уничтожает посевы и фруктовые сады. С ними борются св. Илья, а также змеи (в представлениях Вост. Сербии и Зап. Болгарии) и здухачи, охраняющие плодородие своих полей и садов. Хала также дерутся за волшебный жезл и стараются поразить друг друга ледяными пулями, и тогда сверкает молния или бьёт град. Раненая Хала может упасть на землю, и тогда её следует отпаивать молоком из подойника или ведра. В некоторых локальных традициях Хала, подобно змеям и здухачам, обороняют свои угодья от нападения чужих Хала Хала могут нападать на солнце и луну, заслонять их своими крыльями (тогда происходят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса Хала солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена Хала — бледнеет и сияет). Хала могут, чаще всего в канун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимается вихрь (ср. представление о двух чертях в вихре). Человек, захваченный таким вихрем, может сойти с ума. Хала иногда превращаются в людей и животных, при этом видеть их может только шестипалый человек. Близкий к Хала мифологический персонаж — ламя (ср. Ламия) известен в македонской традиции. Она алчна и кровожадна. Она имеет вид огромной ящерицы с собачьей головой и с крыльями, живёт в пещерах и у источников и связана со стихией воды (может упасть на землю туманом, остановить воду, требуя человеческой жертвы, и т. п.) и богатством (охраняет клады).

Огняник

Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда — прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.

Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.

Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».

 Как во граде Лукорье*
 Летел змей по поморью,
 Царица им прельщалася,
 По нему убивалася,
 Белизна ее умалялася,
 Сердце тосковалося,
 Одному утешению предавалося:
 Как змей прилетит, так ее и обольстит.

____________________________

* Напомним, кстати, что именно в Лукорье царствует получеловек-полуконь Китоврас.

Но и сам огняник подвержен чарам — надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.

Змей Óгненный Волк

Змей Óгненный Волк (Змаj Огньени Вук), Вук Огнезмий, в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (11 в.), к общеславянскому мифу о чудесном герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом образе, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Можт оборачиватся волком и жругими животными. Совершает подвиги используя способности преращаться (себя и своей дружины) в животных.

Змиулáн

Змиулáн, в восточнославянской мифологии персонаж, одно из продолжений образа Огненного Змея (см. так же Змей Горыныч) и Велеса. В белорусских и русских сказках царь Огонь и царица Маланьица (молния) сжигают стада царя З., который прячется от них в дупле старого дуба; ср. основной миф славянской мифологии о противнике громовержца змее, обладателе стад, который прячется в дупле и др.

Рарог

Рáрог, Рарашек (чеш. и словац.), рариг (укр.), в словянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага. Согласно чешским поверьям, Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Рарог представляли в образе птицы (обычно хищной — ср. чеш. raroh, «сокол») или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а так же в виде огненного вихря (ср. огненного змея и лит. Айтавараса). Возможно, образ Рарога генетически связан с древне-русским Сварогом и русским Рахом (Страх — Рах русских заговоров, воплощение огневого ветра, суховея), а так же иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол. Табуированием и преобразованием того же имени можно объяснить и кашубскю Twarog и т.п. По-видимому, образ Рарога как огневого дуза (ранее, возможно, и божества) был общеславянским.

При составлении описаний использовался «Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила», Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.
«Мифологический словарь» 1990 г. изд. «Советская Энциклопедия» гл. редактор Е. М. Мелетинский.