Славянские драконы
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться.
Дракон использует силу, не замечая её, однако гора не может устоять.»
Из поучений мастеров

Г. Л. Олди «Мессия очищает диск»
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Славянские драконы /
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы
Славянские драконы

Славянские драконы

Бадня'к

Бадняк — (серб.-хорв. Бадньак, болг. бъдник) в южнословянской мифологии персонаж, воплощаемый «рождественским поленом» (реже деревом), пнем или веткой, сжигаемой в сочельник (у болгар в ночь на Коляду). Б. связан (по данным этимологических исследований) с образом змея у корней дерева (ср. родственные ему индоевропейские персонажи — др.-инд. змея Ахи Будхнья и греч. Пифона). Сожжение Б. в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнем змея, воплощения нижнего мира, вредоносного начала и знаменует нчало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и т.п. Ритуал выбивания искр из горящего Б. сопровождается пожеланием умножения скота по числу искр.

Хáлы

Хала — болгарский и сербский дракон, многоголовый — обычно у него три головы и девять языков, — шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты опускаются до земли. Халы обладают огромной силой и отличаются чрезвычайным обжорством, они предводительствуют тучами, уничтожают посевы и сады. Голодный хала может напасть на солнце, пытаясь его пожрать. Следить за битвой можно невооруженным глазом: когда побеждает хала, солнце от укусов дракона обливается кровью и краснеет. Когда солнце берет верх — оно сверкает бледным светом.

В канун больших праздников халы водят хороводы, поднимая страшные вихри; человек, попав в такой смерч, обязательно сходит с ума. Халы и по-другому вредят человеку: они заговаривают и охраняют источники, не давая людям напиться. Чтобы победить халу, нужно быть бесстрашным и сильным, как, например, герой болгарских и сербских сказок богатырь Марко-королевич.

Хала, ала (от турецк. балк., «змея»), у южных славян дракон или змей. Известна в сербской, болгарской и македонской традициях. Хала — огромный змей (иногда многоголовый) длиной в 5 —6 шагов, толстый, как человеческая ляжка, с крыльями под коленями и лошадиными глазами, или змей с огромной головой, находящейся в облаках, и хвостом, спускающимся до земли. Иногда приобретает облик орла. У болгар есть представление, что Хала — шестикрылая с 12 хвостами. Она может пасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствующего созреванию хлеба. Обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует чёрными тучами, градоносными облаками, приводит бури и ураганы и уничтожает посевы и фруктовые сады. С ними борются св. Илья, а также змеи (в представлениях Вост. Сербии и Зап. Болгарии) и здухачи, охраняющие плодородие своих полей и садов. Хала также дерутся за волшебный жезл и стараются поразить друг друга ледяными пулями, и тогда сверкает молния или бьёт град. Раненая Хала может упасть на землю, и тогда её следует отпаивать молоком из подойника или ведра. В некоторых локальных традициях Хала, подобно змеям и здухачам, обороняют свои угодья от нападения чужих Хала Хала могут нападать на солнце и луну, заслонять их своими крыльями (тогда происходят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса Хала солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена Хала — бледнеет и сияет). Хала могут, чаще всего в канун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимается вихрь (ср. представление о двух чертях в вихре). Человек, захваченный таким вихрем, может сойти с ума. Хала иногда превращаются в людей и животных, при этом видеть их может только шестипалый человек. Близкий к Хала мифологический персонаж — ламя (ср. Ламия) известен в македонской традиции. Она алчна и кровожадна. Она имеет вид огромной ящерицы с собачьей головой и с крыльями, живёт в пещерах и у источников и связана со стихией воды (может упасть на землю туманом, остановить воду, требуя человеческой жертвы, и т. п.) и богатством (охраняет клады).

Огняник

Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда — прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.

Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.

Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».

 Как во граде Лукорье*
 Летел змей по поморью,
 Царица им прельщалася,
 По нему убивалася,
 Белизна ее умалялася,
 Сердце тосковалося,
 Одному утешению предавалося:
 Как змей прилетит, так ее и обольстит.

____________________________

* Напомним, кстати, что именно в Лукорье царствует получеловек-полуконь Китоврас.

Но и сам огняник подвержен чарам — надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.

Змей Óгненный Волк

Змей Óгненный Волк (Змаj Огньени Вук), Вук Огнезмий, в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (11 в.), к общеславянскому мифу о чудесном герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом образе, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Можт оборачиватся волком и жругими животными. Совершает подвиги используя способности преращаться (себя и своей дружины) в животных.

Змиулáн

Змиулáн, в восточнославянской мифологии персонаж, одно из продолжений образа Огненного Змея (см. так же Змей Горыныч) и Велеса. В белорусских и русских сказках царь Огонь и царица Маланьица (молния) сжигают стада царя З., который прячется от них в дупле старого дуба; ср. основной миф славянской мифологии о противнике громовержца змее, обладателе стад, который прячется в дупле и др.

Рарог

Рáрог, Рарашек (чеш. и словац.), рариг (укр.), в словянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага. Согласно чешским поверьям, Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Рарог представляли в образе птицы (обычно хищной — ср. чеш. raroh, «сокол») или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а так же в виде огненного вихря (ср. огненного змея и лит. Айтавараса). Возможно, образ Рарога генетически связан с древне-русским Сварогом и русским Рахом (Страх — Рах русских заговоров, воплощение огневого ветра, суховея), а так же иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол. Табуированием и преобразованием того же имени можно объяснить и кашубскю Twarog и т.п. По-видимому, образ Рарога как огневого дуза (ранее, возможно, и божества) был общеславянским.

При составлении описаний использовался «Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила», Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.
«Мифологический словарь» 1990 г. изд. «Советская Энциклопедия» гл. редактор Е. М. Мелетинский.