Языческие боги
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«— Оно, по правде сказать, чашки-то те немцы делали, а никакие не китайцы. Драконы там нарисованы, а уши у драконов — собачьи…»

худ. фильмы «Сыщик петербургской полиции» (Россия, 1991).
Языческие боги
Языческие боги
Языческие боги
Языческие боги
Языческие боги  Dragon's Nest / Славянские драконы / Драконы на Руси /
Языческие боги
Языческие боги
Языческие боги
Языческие боги

Языческие боги

См. также: Славянские духи

Аспид в словаре Кариона Истомина
Букварь Кариона Истомина
Гравировал на меди Леонтий Бунин
Москва, 1694
Фото из Российской национальной библиотеки

Аспид — которого народная фантазия поселила на мрачном, суровом, лесистом севере. Крылатый Змей с птичьим носом и двумя хоботами. Этот змей жил, по народному мнению, в Печерских горах, она не садилась на землю, но только на камень. Куда полетит, там может опустошить всю землю. Но есть знахари ОБАЯННИКИ, которые умеют ее заговаривать. Аспид не любит звука труб. Обаянники копают ямы и садятся в эти ямы с трубами, и покрываются дном железным, и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее, да накаляют клещи, и, когда вострубят, тогда Аспид засвищет «ако горы потрястися», и прилетит к яме. Ухо свое приложит к земле, а другое заткнет хоботом и, найдя небольшую дыру, начнет биться. Человек же, ухватив его клещами горящими, держит крепко. От ярости сокрушаются не одни клещи и даже не двое или трое, но так, сожженная, умирает. А видом он пестр разными цветами. *

______________________________________

* Вся путаница с он/она —на совести автора-составителя настоящей энциклопедии. %) (Примеч. сканера.)


Аспид
Аспид
Kongelige Bibliotek, Gl. kgl. S. 1633 4?, Folio 53r
Аспид

Аспид (Aspid) — Сие есть змей зело грозный. Перемещается с быстротою молнии, а из пасти его постоянно пар горячий извергается. Ежели укусит, человек распухает страшно и заживо гниет. 3верь сей также хитростию превеликой отличается. Ежели его колдун формулою магическою, либо заклинатель флейты музыкою сладостною одурманить пожелает, аспид, дабы заклинания либо игры музыкальной не слышать, так сворачивается, что одно ухо к земле прижимает, другое же хвостом себе затыкает. Делает он так по образу и подобию богача, коий одно ухо завсегда к благам земным преходящим наставляет, другое же грехом затыкает. Сравню таковых со змеем аспидом, псалом 57:5: “Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои”.

Alienati sunt peccatores a vulva erraverunt ab utero locuti sunt falsa furor ПШ secundum similitudinem serpentis sicut aspidis surdae et obturaniis aures suas quae поп exaudiet vocem incantantium et veneffci incantan tis sapienter.

To же говорит псалом 90:13: “На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона” — “Super aspidem et basiliscum calcabis conculabis eonem et draconem”.[www.bestiary.ca]



Дракон — бог мрака. Огонь Сварожич — убийца Дракона. Драконы бывают разные. Некоторые похожи на зверей с телом льва и головой коровы, некоторые похожи на динозавров. Бывают рогатые и крылатые драконы, в том числе и многоглавые.

Изображение драконов на древних русских монетах  Изображение драконов на древних русских монетах 

Рыгл

Рыгл (РЫГЛАК). — В «Слове Христолюбца» (по списку XIV века) находим следующие слова: «…веруют в Перуна, и в Хорса, и в Макош, и в Сима, и ве Ръгла, и в Вилы…» Откроем «Этимологию» за 1991-1993 годы: «РЫГЛ — древний индоевропейский бог RUDLOS — «неистовый», «яростный», отсюда индийский Рудра и славянский Рыгл в новгородском произношении». Стало быть, Рыгл — это славянский Рудра. На одном из камней из Ней-Штрелитц имеется изображение бога-ящера и надпись вендскими рунами: — Б РГЛАК , то есть — бог Рыглак. Отсюда легко догадаться, что неистовый Рыгл-Ящер, бог-крокодил*, Волховец —одно и то же божество, соответствующее индийскому Рудре, но у славян это божество проявляет свое неистовство особенно сильно во время весеннего ледохода, ибо божество это водное. См. ЯЩЕР.

______________________________________

* В древнем написании — «коркодил». Подробнее о поклонении ящеру-коркодилу на Руси см. Рыбаков Б. А. «Язычество Древней Руси», где о Рыгле, впрочем, нет ни слова, зато много сказано о крылатом псе Семаргле-Переплуте. (Прим. сканера.)


Сем Угощение Сема молоком

Cем — был известен по всемy славянскомy миpy. Изобpажения Сема встpечаются на надгpобьях XV века. На надгpобье Любицы Влатковицы надпись: «А СЕ ЛЕЖИ ЛЮБИЦА ВЛАТКОВИЦА. ПИШЕ СЕМОРАД». И изобpажения Солнца, Лyны и Сема (веpоятно, патpона Семоpадова). Сем изобpажался в виде двyногой змеи или двyногой ящеpицы. О Семе сообщает Т. Наpбyтт: «Сем — покpовитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно. Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих».



Семергла (или ЗЕМЕРГЛА) — божество злости и ненависти, дyх, паpализyющий жизнь, дyх сypовой Зимы, по сведениям западнославянских источников. Веpоятно, имя ее должно было пpоизноситься ЗИМЕРГЛА (Зима-Рыгл). Зимеpгла — жена и сестpа Хвоpза, помощником y нее был Хладолей — моpозный бог. Дети Хвоpза и Зимеpглы: Стpибог и его сестpа и жена Стpиба — стpажи ночной тьмы, боги моpозных ветpов и вьюг.


Цирнитра

Цирнитра — дракон, божество опасное. Может быть, имя его означает «черный Итра» — злой Итра? (Дракон — бог мрака.) У поляков и новгородцев — ЯЩЕР.


Цмок

Цмок — наименование Змея или Дракона у западных славян.


Ящер — бог-крокодил. Другое его имя ВОЛХОВЕЦ, а также РЫГЛ. Ящер-РЫГЛ был божеством рек и рыболовства. У поляков он считался главным божеством. Поляки считали, что после Потопа именно Ящер восстановил и упорядочил весь подлунный мир, у остальных славян он был всего лишь третьестепенным божеством. Но ему приносили в том числе и человеческие жертвы, когда во время весеннего ледохода верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству. Фольклорная запись о выборе жертвы этому божеству XIX века:

«Сядить Ящер

У золотым кресле,

У оряховом кусте орешачки луще.

— Жанитися хочу!

— Возьми собе панну котораю хочешь, котораю любишь.

В нашем веке эта считалочка звучит несколько иначе:

«Сиди-сиди, Яша, под ореховым кустом,

Грызи-грызи, Яша, орешки каленые, милою дареные.

Чок-чок, пятачок, вставай Яша-дурачок.

Где твоя невеста? В чем она одета?

Как ее зовут и откуда приведут?»

Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок.

Бычков А.А. «Энциклопедия языческих богов
(Мифы древних славян)» М., 2001 г.




Вот что пишет Рыбаков Б. А. о Семаргле («Язычество Др. Руси», М., 1987):

Семаргл статья о Семаргле

«Христиане „... верують в Перуна и Хорса и в Мокошъ и в (Симарьг-ла) и в вилы, их же числом 30 сестрениць. Глаголють бо невегласи то все мнять богинями и тако покладывають им требы и кур им режуть“ 45.»

_______________________________

[45] Гальковский Н. М. Борьба христианства..., с. 41 («Слово некоего Христолюбца»). Имя Симаргла переписчиком искажено: «и в Сима и в Рьгла...», что породило ряд недоумений в ученой среде.


«Самым интересным и неожиданным являются изображения над этими плетеными узлами с корнями в непосредственном соседстве с восходящим и заходящим солнцем собако-птицы, вплетенной в небольшой орнаментальный узел. Эти «семарглы» (о которых подробнее будет сказано ниже) находятся между солнечными кругами (под ними) и плетенкой, символизирующей корни (над нею). Как и надлежит, крылатые псы охраняют ростки и корни растений77. (Рис. 61).

_______________________________________

77 Рыбаков В. А. Русалии и бог Семаргл-Переплут. — Сов. археология, № 19.

<...>

Небосвод с тремя дневными позициями солнца здесь не объект аграрных молений о дожде, а показ торжества небесно-солнечного начала, подчеркнутого светом трех свечей. Аграрная тематика картины мира сведена к маленьким, еле заметным фигуркам семарглов, притаившихся под лапами птиц, и к условному символу корней.

<...>

Грифоны и семарглы очень часто встречаются в русском прикладном искусстве XI — XIII вв. и в архитектурном декоре. Нередко они располагаются симметрично по сторонам композиции, обозначающей Небо, высшую небесную силу (см. подробнее далее главу 12). Грифоны очень часто бывают покрыты знаками плодородия. Есть изображения грифонов, терзающих зайца (например, на Дмитровском соборе во Владимире).

В Болгарии, в Преславе, часто посещавшемся русскими в X в., найден клад с золотыми вещами, на которых изображены грифоны, симарглы и символ неба. Клад точно синхронен турьему рогу; его дата — 945-959 гг.

<...>

Ритуальный характер турьих рогов выявляется не только при знакомстве со славянскими языческими идолами, у которых почти всегда изображали рог-ритон в правой руке, но он прямо определен в «Слове об идолах» начала XII в. Культ Переплута — бога, заменившего Семаргла (и, возможно, близкого по облику к Диву-грифону), выражался в том, что люди «верьтячеся пьют ему в розех» (из рогов) 97.

______________________________________

97 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., с. 23. Е. В. Аничков почему-то думал, что в честь Переплута пили, находясь в розах, в розарии. См.: Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1913, с. 75.

Древний грифон, по всей вероятности, у многих народов средневековья продолжал играть роль могущественного стража и покровителя растений. На византийском аксамите, например, орлиноголовый грифон с львиным туловищем весь испещрен аграрно-магическими символами: шея его покрыта зигзагами воды-дождя, а крылья — знаками засеянного поля; на лапах — знаки семян, все чудище оплетено ветвями растения, произрастающего из семени у его лап.

Трудно сказать, насколько осознавалась архаичная символика грифона народами Северной Европы, где не было древней подосновы этого греко-восточного образа. Предки славян, вплотную соприкасавшиеся со скифами-иранцами и через них воспринявшие много элементов восточной культуры, безусловно, знали как внешнюю форму, так и символическое значение грифона. Образ семаргла-сенмурва добавился, вероятно, позднее (скифам он был неизвестен) во время контактов Киевской Руси с Персией. Недаром иранское наименование сенмурва быстро исчезло из русского обихода и стало непонятным даже самим средневековым переписчикам. Корни мифического грифона-Дива шли на полторы тысячи лет глубже корней заносного семаргла .

...и грифоны и семарглы хорошо представлены в прикладном искусстве той части Руси, которая широкой полосой окаймляла русские земли на юго-востоке и в значительной мере состояла из древних пространств славянской прародины, соприкасавшейся некогда со скифами-номадами.

семарглы-псы связаны с землей, почвой и с корнями растений; они, хотя и крылаты (по иранской традиции), но мало связаны с небом, откуда они посланы (иранским верховным божеством Агурамаздой) рассевать семена по земле.

Грифон-Див важнее семарглов: он занимает центральное положение в композициях, он связан с небесной стихией, что подчеркнуто его орлиной головой и птичьими когтями его передних лап; львиное туловище говорит о земной сфере действия, об этом же говорят и символы растущей земли. Связь с небом подчеркнута тем, что Александр Македонский свой взлет на небо совершает не на белых птицах, как в первичном литературном варианте, а на грифонах.

Все языческие божества славян стали впоследствии отрицательными персонажами не только с точки зрения церкви, но отчасти и в народе.

Б. А. Рыбаков «Язычество Др. Руси», М., 1987