«Чжу Пинмань учился закалывать драконов у Чжили И. Он лишился всех семейных богатств стоимостью тысячу золотых, но за три года в совершенстве овладел этим искусством. Одно было плохо: мастерству своему он так и не нашел применения».
Агатос Даймон или Добрый Гений (Agathos Daimon) - греческое божество.
Имя написано на одном из домашних алтарей Феры. Возлиянием Доброму Гению служили
несколько капель неразбавленного вина, выплеснутые на пол в конце каждой
трапезы. Это божество также изображалось в виде змеи.
Упоминается, например, в греческих папирусах: «Взяв серы и семя Нильского камыша, сожгите благовоние это Луне и скажите: Я взываю к тебе, дева Исида, кому Агатос Даймон позволил править Черной Землей(т.е. Египтом).»
«Гермес, Гор и Агатос даймон появляются, преимущественно, в той же роли, как боги-творцы в той же указанной природе и как представители Нуса и, в итоге, с одной стороны, как боги, дающие откровение, с другой стороны, как хозяева всех успехов в практической жизни; они отождествляются один с другим и соединяются на одном и том же плане: постоянно поддерживается в основном похожая концепция и те же самые формулы переходят от одного к другому» [Reitzenstein, "Poimandres", c. 30.]
Пандроса (P a n d r o s o z)
Афинская богиня росы, предотвращающая засуху. Одна из трех дочерей основателя
Афин Кекропа и его супруги Агравлы (вариант, сестра Герсы и Агравлы).
Пандросе и ее сестрам Афина дала на
хранение ларец с младенцем Эрихтонием, сыном Гефеста.
Любопытные девушки, нарушив запрет богини, открыли ларец и увидели ребенка,
вокруг которого обвился дракон. Одни мифы рассказывают, что дракон умертвил
сестер, другие утверждают, что Афина наслала на них безумие, и они бросились в
пропасть.
Гомер. «Иллиада». Глава 11. «Подвиги Агамнемона»
35 Белых; в средине ж одна воздымалася черная воронь;
Там Горгона свирепообразная щит повершала,
Страшно глядящая, окрест которой и Ужас и Бегство.
Сребряный был под щитом сим ремень; и по нем протяженный
Сизый дракон извивался ужасный; главы у дракона.
40 Три, меж собою сплетясь, от одной воздымалися выи.
Шлем возложил на главу изукрашенный, четверобляшный,
С конскою гривой, и страшный поверх его гребень качался
Крепкие два захватил копия, повершенные медью,
Острые, медь от которых далеко, до самого неба
Эхидна, Ехидна
Эхидна, Ехидна, в греческой мифологии чудовище, полудева-полузмея, дочь Форкия и Кето, внучка земли геи и моря Понта (Hes. Theog. 295-299). Эхидна прекрасна ликом, но ужасна в своей змеиной сущности, залегая в пещере под землей, вдали от богов и людей (300-305). Эхидна родоначальница чудовищ, рожденных ею от Тифона и Гериона; это собака орф, Кербер, лернейская гидра,химера, Сфинкс. От своего сына Орфа Эхидна родила немейского льва (306-327). Эхидна хтоническое божество, сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена великими героями гераклом, Беллерофонтом, Эдипом, знаменуя победу героической мифологии над териоморфизмом.
Драконтии (Греч.)
Храмы, посвященные Дракону, эмблеме Солнца, символу Божества, Жизни и Мудрости.
Египетский Карнак, Карнак в Бретании, Стоунхендж являются всем известными драконтиями.
Указатель (теософских) понятий к «Тайной доктрине».
Составлен Дж. Мидом Перевод с английского А.П. Хейдока
Очень древнее местонахождение гигантского храмового
сооружения в Бретане (Франция), посвященного Солнцу и Дракону,
такого же типа, как Карнак в древнем Египте и Стоунхендж в Англии.
(См. «Происхождение Мифа о Сатане» в «Архаическом Символизме».) Он
был построен доисторическими иерофантами-жрецами Солнечного Дракона,
или символизированной Мудрости (Солнечные Кумары, которые
воплотились, являются наивысшими). Каждый из камней устанавливался
там лично каждым последующим жрецом-адептом у власти, и на
символическом языке служил напоминанием о степени могущества,
статусе и знаниях каждого из них. (См. подробнее в «Тайн. Доктр.»,
II, с. 476 и дальше, а также «Карнак», с. 163 наст. изд.)
(Указатель (теософских) понятий к «Тайной доктрине». Составлен Дж. Мидом Перевод с английского А.П. Хейдока)
Музар Оанн, Аннедот, известный в халдейских
«легендах», переданных через Бероза и других древних авторов, как
Даг или Дагон, «человек-рыба».
Кекропус
Мифический основатель Афин; первый король Аттики; получеловек-полудракон.
Считается изобретателем письменности и основателем обычаев брака и похорон.
Он был получеловеком-полузмеем. Тело его оканчивалось громадным змеиным хвостом.
Его внешний вид получеловека и полузмея указывает на глубокую древность и хтонизм образа. Став первым царём Аттики, Кекропус назвал страну по своему имени Кекропия. При нём произошёл спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой; состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон выбил источник воды, а Афина посадила оливу (Apollod. Ill 14, 1). Победила Афина, ставшая покровительницей Афин.
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г
Драко
Греческая мифология. Созвездие на севере, содержащее звезду северного полюса эклиптики.
Легенда говорит, что это созвездие было названо в честь Афинского государственного деятеля Draco
или Dracon. Есть другие версии происхождения этого созвездия.
Драконт, Дракон (греч. Drakon)
Драконт, Дракон (греч. Drakon), древнейший афинский законодатель, составивший в 621 до н. э.,
будучи архонтом, свод законов.
Драконта законы, первая кодификация афинского (аттического) права, осуществлённая архонтом Афин Драконтом в 621 до н. э. Запись обычаев в Драконтовы законы сопровождалась их отбором и пересмотром. Д. з. содержат и уголовные законы,
отличавшиеся крайней жестокостью: смертная казнь назначалась не только за кражу, поджог или умышленное убийство,
но также и за незначительные проступки.
Сохранился отрывок из Д. з. в надписи 409—408 до н. э., из которого видно, что за непредумышленное убийство
назначалось изгнание, но вместе с тем устанавливалась возможность примирения родственников обеих сторон; если таковых
не окажется, 10 членов фратрии, к которой принадлежал убитый, могли разрешить невольному убийце доступ в страну.
Ограничивая кровную месть, Д. з. запрещали самовольную расправу над убийцей, за исключением тех случаев, когда он
будет застигнут на его собственной земле. Не считалось преступлением убийство вора, если оно было совершено для
самозащиты или отобрания украденного имущества. Важное значение имели и нормы Д. з., посвящённые организации
судебного процесса по уголовным делам.
Д. з. действовали, по-видимому, вплоть до реформ Солона (594 до н. э.), однако нормы, касающиеся непредумышленного убийства и самозащиты, сохранялись в афинском праве дольше. Суровость Д. з. лежит в основе распространённых выражений «драконовские меры», «драконовские законы».
Поэтому, видимо, и возникло придание, что Драконт писал свои законы не чёрной краской, а кровью. Плутарх сообщает, что «когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он ответил, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают именно этого наказания, а для крупных он просто не нашёл большего». Впоследствии были отменены все законы Драконта, кроме законов об убийстве.
Греческая мифология. Гигантское чудовище, имеющее сходство с драконом многочисленными головами
(обычно девять, но упоминается и другое число голов), центральная голова обладает бессмертием.
Говорят, что это призрак на болоте Лерна около Арго. Уничтожение гигантской 8-головой гидры было одним
из 12 подвиговГеракла (Геркулеса). Вместо одной отрубленной головы у гидры вырастает две. Лишь додумавшись прижигать обрубки голов факелом, Геракл смог победить гидру.
В некоторых вариантах легенды говорится, что Золотое руно в колхидском лесу охранял дракон Колчис.
Согласно одной из версий, при первой попытке
украсть руно, Ясон был проглочен драконом-охранителем. Афина
решила спасти Ясона, но дракона убивать не стала, а лишь да-
ла тому рвотное.
Момент, когда дракон, истекающий слюной, извергает Ясона
из пасти к ногам богини Афины, изображен на хорошо известном
круглом краснофигруном килике, хранящемся в Ватикнском музее
Рима(490 г.до н.э.). Впоследствии, по легенде, волшебница
Медея усыпила дракона и помогла Ясону украсть заветное руно.
В древнегреческой мифологии Ладон огнедышащий дракон,
никогда не смыкающий глаз. У древнегреческого поэта Гесиода в поэме
«Теогония» («Происхождение богов») сказано, что Ладон появился на
свет от союза морских божеств Форкиса и Кето.
Далеко-далеко, на самом краю земли, там, где день сходится
с ночью, в незапамятные времена обитали прекрасноголосые нимфы
Геспериды. Гуляли нимфы в чудесном саду, где росло дерево,
склонявшее к земле тяжелые ветви. В темной зелени сверкали золотые
плоды. Давали они каждому, кто к ним прикоснется, вечную молодость
и бессмертие. Эта яблоня с золотыми яблоками свадебный подарок
Гере от богини Геи.
Яблоки бессмертия охранял посланец Геры Ладон, никогда не
смыкавший глаз огнедышащий дракон.
Именно эти волшебные плоды, яблоки Гесперид, и велел царь
Эврисфей добыть Гераклу таков был одиннадцатый (по Аполлодору)
подвиг героя. Много трудностей пришлось преодолеть Гераклу, прежде
чем добрался он до волшебного сада на краю мира.
Бросился на героя грозный дракон, но запела тетива лука, и
упал дракон, пронзенный стрелой Геракла. Ядом Лернейской Гидры были
пропитаны стрелы героя, и били они без промаха. Погиб грозный страж
Ладон, а Геракл отнес золотые яблоки в Микены царю Эврисфею, которому служил.
В древнегреческой мифологии Пифон чудовищный дракон,
верный слуга Геры. Происхождение Пифона загадочно, но некоторые мифы
называют его порождением Геры. Древнегреческий писатель Павсаний (II
век до нашей эры) рассказывает, что Пифон сторожил древнее
прорицалище Геры в Дельфах.
Победил чудовище лучезарный Апполон.
Тифей
(Греч.) Знаменитый великан, имевший сотню голов, подобных головам змей или драконов, и который был
предполагаемым отцом Ветров, как Шива был отцом Марутов также «ветров». Он начал
войну против богов, и тождественен египетскому Тифону.
В древнегреческой мифологии Тифон стоглавый дракон, сын
Геи. Тело Тифона покрыто перьями, он бородат и волосат. Вместо ног
извивающиеся кольца змей. Сотня драконьих глоток издает страшный
рев, от которого замирает все живое. В этом реве смешалось львиное
рычание, лай собак и шипение змей.
Дельфина
В древнегреческой мифологии драконица Дельфина стерегла в Корикийской пещере, в Киликии, самого
олимпийца Зевса. Его, «обезножевшего», принес сюда стоглавый дракон Тифон, пожелавший
взять власть над миром, свергнув божеств Олимпа.
Спас Зевса хитроумный Гермес: он обманом выкрал у Дельфины сухожилия Зевса, вырванные Тифоном, и помог
Зевсу «вставить» их на место, чем вернул громовержца в строй. Не удалось темным силам победить олимпийцев,
Зевс снова стал править богами и людьми.
Зевс Мейлихий
Зевс Мейлихий еще одно проявление Зевса, в котором он нередко предстает в виде змеи. Особенно почитали в Аттике (Илл. 27) Имя этого бога означает «тот, кому была принесена умилостивительная жертва», «благосклонный».
Ктесий
Ктесий (Зевс Ктесий, Пасий, Зевс Пасий) наиболее причудливый аспект облика бога Зевса, в котором бог небес появляется в виде змеи. Он упоминается не слишком часто, поскольку, в целом, простой домашний культ был делом серой повседневной жизни, до которой литературе было мало дела. Но почитался Зевс Ктесий по всей Греции об этом свидетельствует тот факт, что этот эпитет существует также и в дорической форме Пасий. Это редкое исключение, когда один эпитет фигурирует в разных диалектных формах. Оба слова Ктесий и Пасий означают «Приобретатель». Иногда эпитет употребляется и без добавления имени Зевса. Алтарь Зевса Ктесия упоминается у Эсхила, посвященный этому богу алтарь был обнаружен в доме на острове Фера. Найдены и другие маленькие алтари, на которых указано его имя. На острове Фасос его называли Зевс Патроос Ктесиос (Revue archeologique, IX (1937), 195), а в его колонии Галепсос (во Фракии) он упоминается наряду с Зевсом Геркейосом Патроосом.(Dittenberger, Sylloge inscriptionum Graecarum, vol. III, No 991) Этот бог не был забыт и в римскую эпоху. Наконец, на рельефе, обнаруженном в Феспиях, это имя написано над большой змеей (Илл. 26). К счастью, аттические писатели дают нам некоторые сведения о его культе. Менандр пишет, что этот бог покровитель кладовых, защищающий их от воров.(Pseudo-Heracles, frag. 519, в Т. Kock, Comicorum Atticorum fragmenta (Leipzig, 1880—1888)). Известно, что его изображение ставили в амбарах. Другой аттический автор, рассуждая о культах, объясняет, какого рода это были изображения. Он называет их «semeia» (знаки или символы)(Anticleides, в Athenaeus, XI, p. 473b). Это были кувшины или амфоры, ручки которых были украшены шерстяными нитями, в них наливали свежую воду, масло и клали туда всевозможные плоды. Такая смесь называлась по-гречески панспермия или панкарпия. Подобные подношения известны нам по аграрным культам. Предполагаю, что это подношение было пищей, предназначенной для домашнего бога, который должен был явиться в образе змеи и съесть его. Культ домашней змеи сохранился и в современной Греции.
М.Нильсон «Греческая народная религия»
Дельфиний
Дельфиний, в греческой мифологии чудовище:
1) дракон, охранявший в Дельфах священный источник у прорицалища. Ему был отдан на воспитание Тифон - порождение земли (Hymn. Hom. II 122-128). Дельфинийбыл убит Аполлоном, после чего получил имя Пифон (букв. «гниющий»), т.к. лучи солнца превратили его тело в прах. В этом мифе соединение двух хтонических образов более древнего Дельфиния и Пифона, которые уступили оракул новому олимпийскому богу Аполлону.
2)дракон полуженщина-полузмей, которому Тифон отдал нахранения сухожилия, вырезанные у Зевса во время поединка. Обесиленный Зевс был заключен Тифоном в Корикийской пещере (Киликия); там Дельфиний стерег Зевса и эти сухожилия. Выкрав сухожилия Гермес и Пан изличили Зевса (Apollod. I 6,3). Этот миф относится к эпохе становления классической олимпийской мифологии в её борьбе с хтонизмом.
«Беовульф» (650-750), наиболее знаменитый образец Старой Английской литературы, анонимная эпопея.
Дракон стоит на страже сокровища три сотни лет. Сбежавший раб прячется в его пещере и крадет кубок.
Пробудившись, дракон замечает кражу и решает убить вора, но время от времени возвращается в пещеру проверить,
не поставил ли он сам кубок не на то место. (Удивительно, что поэт приписывает чудовищу чисто человеческую
неуверенность.) Затем дракон начинает разорять королевство.
Герой Беовульф спасает датчан от чудовища по имени Grendel и 50 последующих лет оберегает людей
от огненного дракона.
Офис
(Греч.) То же, что Хнуф или Неф, Логос; добрый змий или Агафодемон.
Нормандия, XVII-IXвв.
Найденные на территории Норвегии в местностях Озеберг и Гокштад два корабля викингов относятся
соответственно к IX и Х векам и сейчас хранятся в специальном музее Осло. Это боевые корабли, норманны называли
их «длинными» (лонгшипы), а также в зависимости от размеров драккар («дракон»)
или шнеккар («змея»). Найденные корабли имеют длину около 23 м, один 15, другой 16 пар
весел, клинкерную (кромка на кромку) обшивку и замечательно стройные обводы корпуса, плавно перетекающие в грациозно изогнутые штевни.
Ученые утверждают, что строились нередко драккары длиной 30 м и более, а транспортные суда норманнов
кнорры, на которых викинги перевозили захваченный скот и лошадей, достигали 50-метровой длины.
Гокштадский корабль не несет никаких украшений, зато озебергский имеет штевни, заканчивающиеся
спиралевидными завитками в виде головы и хвоста змеи. По обеим сторонам штевней пущен резной
узор из переплетенных змеиных голов, являющийся замечательным произведением декоративно-прикладного
искусства древних скандинавов. Старые норвежские саги повествуют о том, что стилизованные
изображения мифических драконов и змей были излюбленным украшением штевней кораблей викингов.
Головы драконов иногда покрывали позолотой, а резные накладные доски на бортах часто изображали
их лапы, крылья и чешую.
Вид вырастающих в морской дали чудовищ должен был приводить в ужас врагов и, несомненно,
наводил панику на мирные прибрежные селения других стран. Известно, что при возвращении к
родным берегам норманны зачехляли или даже снимали носовые фигуры, чтобы не испугать своих
жен и стариков. Кроме устрашающих драконов и змей, корабли викингов иногда несли менее
воинственные фигуры резные изображения быка, льва, оленя или дельфина, а транспортные
и рыбацкие суда часто не имели никаких украшений. Драккар короля норманнов Вильгельма
Завоевателя, совершившего в 1066 г. захватнический поход в Англию, нес на форштевне
позолоченную фигуру льва, а на ахтерштевне деревянное изваяние вождя, дующего в
боевой рог, со знаменем в другой руке.
Дракар Вильгельма Завоевателя (середина XI в.). Общий вид
Этимологию слова "дракар" (Drakar часто пишут в русских источниках с двумя «к» драккар) обычно возводят к древнескандинавскому Drage (дракон) и Kar (корабль). Иными словами, дракар – это корабль-дракон, или дракон-корабль – как угодно. Основным движителем дракара был рейковый парус, площадью 70 кв.м и более, сшитый из отдельных вертикальных полотнищ, богато украшенный золотой тесьмой, рисунками гербов вождей или различными знаками и символами. Рея поднималась вместе с парусом. Высокую мачту поддерживали идущие от нее к бортам ванты и к оконечностям судна – штаги. Борта защищались богато расписанными щитами воинов. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде. Помимо дракаров существовали также снеккары (Snekkar, от Snage, змея и Kar, корабль). В одних источниках можно найти сведения о том, что снеккары скорее всего являлись уменьшенными вариантами дракаров, другие полагают термины дракар и снеккар полностью синонимичными, третьи склонны переносить термин "снеккар" на более поздние шнеккеры (шнеки), имевшие несколько другую конструкцию. Из общесемантических соображений следует, что правильнее всего первая версия (снеккар = маленький дракар), поскольку любому вроде бы ясно, что змея явно меньше дракона.
Бой Сигурда (Зигфрида) с драконом.
Фрагмент резных церковных дверей. Норвегия, XII в.
Нормандская мифология. Дракон-хранитель сокровища, позже известного как сокровище Нибелунгов. Его убил Сигурд Вольсунг.
Кольцо Андваринаут умножало богатство, как и Драупнир, кольцо Одина, но несло на себе страшное проклятие карлика Андвари. Хрейдмар, получив кольцо от Локи, стал первой его жертвой, приняв смерть от руки сына Фафнира, мечтавшего завладеть золотом. Чтобы охранять клад, Фафнир превратился в дракона. Когда юный герой Сигурд убил дракона, сказочное сокровище перешло к нему вместе с проклятием.
Ермундгад (Митгард)
Скандинавская легенда. Имя змия Мидгарда в «Эдде»,
братом которого является Волк Фенрис, а сестрой ужасное чудовище Хэл, трое детей злого Локи и Ангурбоды
(носительницы боли), страшной великанши. Мировой змий древних скандинавов, чудовище, сотворенное Локи, по
которому дают форму постоянные разлагающиеся эманации тела убитого великана Имира (материя нашего глобуса), и
который, в свою очередь, порождает постоянную эманацию, служащую завесой между небесами и землею, т.е.
Астральный Свет.
Скандинавия
В книге 1572 года указывается, что к северу от Лапландии обитал дракон. Край там был, однако, такой
скудный, что зверю пришлось питаться мечтами.
Ежедневно боги древней Скандинавии собирались под сенью
священного ясеня Иггдрасиль, здесь они держали совет и вершили суд.
Глубоко в землю ушли корни ясеня, а под ними бурлил поток,
имя которому Кипящий Котел, и жил в нем дракон Нидхегг. Дракон
этот подгрызал корни божественного дерева. Обитал он там не один:
Глупцу не понять,
сколько ползает змей
под ясенем Иггдрасиль...
Они постоянно
ясень грызут.
В ветвях ясеня сидел орел, обладавший великой мудростью. Он
находился в вечной вражде с Нидхеггом. А белка по имени Грызодуб
сновала вверх и вниз по стволу Иггдрасиля и переносила бранные
слова, которыми осыпали друг друга орел и дракон Нидхегг.
Нидхегг грыз не только древесные корни. Была у него и другая
пища грешники. Праведники после смерти, если верить древнему
мифу, попадают в Гимл, на небеса, или в горы Ущербной Луны, в чертог
Синдри, сделанный из красного золота. Клятвопреступников ждет чертог
на Берегах Мертвых: он огромен и ужасен, весь свит из змей, как
плетень, и текут по чертогу ядовитые реки. Но хуже всех приходится
грешникам, попадающим по смерти в воды Кипящего Котла:
Нидхегг там гложет
трупы умерших.
Гаргуйл
«Гаргуйл (Гаргойл, Гаргулец, Рыпач, Garguiyle) дракон водный с шеею зело длиною, мордою вытянутою и буркалами, аки карбункулы светящимися, Одного-единственного такового хвала Провидению! дано было человекам узреть в Нормандии в лето Господне 520 подле града Руана. Знать, из моря по реке Сене граду приплыл, вынырнул и принялся водою жутко плеваться и рыгать отсюда и название его от слова «garguiller» (фр. булькать, урвать, бурчать)происходит. Рыгал гаргулец и рыгал, весь град Руан водою залил и околичный край так обводнил, что и наисильнейший потоп вредов таких не наносил. Погибель глянула в глаза нормандцам, и скверно б их дела были, ежели бы не Святой Роман, in illotempore(3) епископ руанский, коий экзоризмами гаргульца изгнал. И с тех пор его уже никто невыдывал. Гаргульца, значит.»
Среднивековый бестиарий упоминает этого дракона, как одного из трех реально (по мнению автора) существовавших: Garguiyle the medieval dragon Garguiyle haunted a river in France; origin of the world gargoyle. In the 700's, St Romanus delivered the city of Rouen from Garguiyle. He did it in this manner: on Ascension day, the saint took a condemned criminal from prison and ordered him to go fetch the dragon; the criminal obeyed, and the monster followed him into the city, walked into a bonfire kindled by the saint, and promptly burned to death.
Кирейн Кройн
Кирейн Кройн, в низшей мифологии шотландцев гигантский водяной змей, считавшийся самым большим существом на свете.
Татцельвурм
Татцельвурм (Tatzelwurm, Татцельвёрм) Одно из самых поразительных драконоподобных существ, известных истории мифов. Это змей с черной, гладкой и блестящей кожей, около двух метров длины, с головой кошки и двумя (только двумя!) кошачьими лапами. Вероятно, отсюда и пошло название (немецкое Tatzc означает «кошачья лапка»). Другое его название Stollcnwurm (штолленвурм) может указывать на место обитания (ведь Stolle штольня, либо глубокая пещера).
Татцельвурмы, несмотря на кажущееся внешнее уродство, способны передвигаться с поразительной быстротой и ловкостью, разбойничать на альпийских лугах, в основном у подножий Фрайбургских, Гларнснских, Лехтальских, Баварских и Зальцбургских Альп. Не известно, безобразничают ли они до сих пор, во всяком случае, последнее нападение татцсльвурма на отару овец было отмечено отнюдь не в каком-либо далеком средневековье, а летом 1921 года неподалеку от Хохфильцена в Австрии.
Тевтонский миф рассказывает, что Черный червь имел много золота, и чтобы защитить его, улегся кольцом
вокруг него. Но червь не был достаточно длинным, чтобы полностью замкнуть круг вокруг золота, и пока червь
спал, один человек заметил это, и пробрался к сокровищу и набил золотом все свои карманы. Но был он слишком
жаден, чтобы довольствоваться тем, что уже взял, и позвал свою жену, чтобы унести еще больше золота. Этот
крик разбудил дракона, и он, проснувшись, зарычал. Люди в панике побросали золото и убежали. Черный червь,
вместе со своим золотом, погрузился в землю, чтоб никто его больше не увидел.
Германия, Драхенфельс
До того как в XI веке была построена крепость, на горе этой жил дракон, питавшийся исключительно
молодыми женщинами.
Германия, Бонн
В коллекции итальянского натуралиста Улисса Альдрованти имелся линдворм, убитый в окрестностях
Бонна в 1572 году.
Германия, Санктогоарин и Нейденбург:
Натуралист Эдвард Топселл писал в 1603 году, что Санктогоарин опустошает дракон, чьи полеты над городом приводят к возникновению пожаров,
нейденбургский же дракон отравляет колодцы, купаясь в них.
Швейцария
Кристофер Шорер, префект кантона Солотурн, писал, что в 1619 году неподалеку от Люцерна
был замечен крылатый дракон «горной разновидности», а в 1654 году с драконом повстречался
охотник, причемзверь тут же уполз, шелестя чешуей, в свое горное логово.
Финляндия
В финской эпической поэме Калевала дано происхождение Змия Зла: он
родился из слюны предвечного Духа Зла Сюойятера, а Принцип Зла, Хизи, одарил его душой. В поэме
описывается борьба между этими двумя тварью Зла, Змием, или Колдуном, и
Анти-Драконом, или белым магом Лемминкейнен.
Ирландия
По легендам, Тристан Лионесский в XI веке убил в
Ирландии дракона. Комментатор Гиральд Камбренс, однако, заявил в 1188 году, что земля Ирландии совершенно
свободна от драконов благодаря вмешательству Святого Патрика (жившего в V веке до н.э.).
Ирландия, город Cork
Второй по величине город в Ирландии с населением 127024 чел. (1991), расположен в юго-западной части
Ирландии в устье реки. Как гласит легенда, город был основан
святым Файнбарром в конце VI-начале VII века в честь победы над последним драконом в Ирландии.
Англия, Лондон
30 ноября 1222 года в небе над городом видели драконов. Вскоре после этого начались невероятной
силы грозы, приведшие к опустошительному наводнению. Некоторые считали, что бедствие это было вызвано
именно драконами.
Англия, город Хенхэм в графстве Эссекс
В 1669 году на холме около города был замечен трехметровый амфиптер. Жуткий змей этот оставался
в окрестностях Хенхэма в течение нескольких месяцев, но никаких бедствий никому не причинил.
Англия
Интересен эпизод, документально подтвержденный
«Англосаксонской хроникой»: « В 793 году монахи из монастыря
Св.Гутберта, расположенного на скалистом островке Линдисфарн у
восточного побережья Англии, услышали громкое шипение
Глазам (святых отцов) представилось поистине необычайное
зрелище: в небе играли и резвились множество драконов. Тускло
блестела в неясном северном солнце чешуя громадных змеев
Вскоре после того, в шестой день перед январскими идами,
несущие насилие и смерть язычники уничтожили церковь Божию на
Линдисфарне »
Виверн
Великобритания. Крылатый, двуногий дракон с шипастым хвостом. Виверн часто изображается на
геральдических щитах, знаменах и гербах как символ опекунства, а также его рассматривали как знак силы
для тех, кто выбрал это изображение как свой символ.
Накер
Дракон, который жил в графстве Эссекс в Англии. Его домом была бездонная, как говорят, нора,
которую назвали «Накеровой норой». И все логова водных драконов в Англии стали
с тех пор называть «Накеровыми норами». Эта нора, по сути своей, таинственное место.
Поток воды извергается из норы, но никто не видел, чтобы вода втекала в отверстие норы.
Очевидно, поток воды поддерживался подземным течением. Накер создавал много проблем в области Лайминстера,
унося животных и людей. В конечном счете, Накер был убит, но этот случай описывают, по крайней мере, три
разных легенды.
В одной версии Король Эссекса предлагал свою дочь замуж тому, кто убьет дракона. И, говорят, странствующий
рыцарь убил дракона и женился на принцессе.
Вторая версия кончины Накера рассказывает, что Джим Палк, местный мальчишка, сын фермера, перехитрил
дракона. Он приготовил для дракона отравленный пирог, который дракон съел, а затем издох. Но даже после
смерти Накер сумел отомстить, потому что во время празднования победы над драконом мальчик пал мертвым.
Вероятно, он не помыл руки после выпечки отравленного пирога.
Третья версия также рассказывает о местном жителе, перехитрившем дракона с помощью пирога. Этот человек
назван Джим Патток, родом из Вика. В этой версии Мэр Арундель предлагал вознаграждение. Но в отличие от
Джима Палка, Джим Патток не умирает. В Эссекском журнале в 1929 году был напечатан рассказ об этом случае,
и даже приведен (возможный) диалог между Джимом и Драконом:
'How do, Man?'
'How do, Dragon,' says Jim.
'What you got there?' says Dragon, sniffing.
'Pudden,' says Jim.
'Pudden?' says Dragon. 'What be that?'
'Just you try,' says Jim.
Франция, Париж
«В среду 18 февраля 1579 г. с
двух часов дня до самого вечера над Парижем летали драконы и
змеи и все могли их видеть.»
Жан Делюмо «Ужасы на Западе» (М.: Голос, 1994).
Франция, Прованс
Весь XIII век в реке Рона обитал дракон по прозвищу Драк. В его честь был назван город Драгиньян,
хотя в гораздо большей степени страдал от него Бокер. В Европе, есть и другие города, названные в честь
этого дракона: Drakeford, Drakeshill, и т.п.
Южная Франция
Тараск дракон, терроризировавший часть Южной Франции. Он вышел из моря и решил жить на реке Роне.
Многие герои погибли, пытаясь победить дракона. Святая Марта вышла против Тараска только с банкой святой воды.
Используя святое распятие и святую воду, Св. Марта подчинила себе Тараска и заставила его войти в город, где горожане его и убили. Позже была построена церковь Св. Марты и город переименовали в Тараскон. Родителями Тараска были Левиафан и гигантская змея Оначус. По некоторым сведениям Тараск был драконессой Тараской.
Франция, остров Святой Маргариты
На этом расположенном у побережья Франции острове большую часть средних веков обитал крупный дракон,
которого из-за его свирепости путали даже со знаменитым Тараском. Однако, в отличие от Тараска, у этого змея
имелись крылья.
Интересно, что остров носит имя святой, история которой тоже связана с драконом. Св. Маргарита росла без
матери, вдалеке от людей, и, приняв Христианство, посвятила себя Богу. Но на красивую набожную девственницу
положил глаз управляющий провинции. Уговоры ни к чему не привели, и тогда, обозлившись, он бросил Марту в
тюрьму. Там ее искушал сам дьявол, сначала в обличьи красивого юноши, а потом огромного дракона. Но Марта,
призвав в помощь Бога, крестным знамением убила дракона, победив тем самым самого дьявола. Но это не спасло
ее от смерти, потому что управляющему надоела несговорчивая девушка, и он велел ее обезглавить.
Вуйвр
Вуйвр, в низшей мифологии французов огненный змей со сверкающим камнем во лбу, хранитель поземных сокровищ. Считалось, что его можно увидеть летящим по небу летними ночами. Обиталища Вуйвра заброшенные замки, донжоны, и др.; его изображения часты в скульптурных композициях романских памятников. Почитался в ряде районов Франции.
Кодриллы
Кодриллы, в низшей мифологии центральных районов Франции таинственные и опасные для человека летающие змеи, никогда не показывающиеся людям. По поверию, положенная под первое мая в навоз ветка терновника должна была предохранить от отложенных там Кодриллами яиц.
о-в Мальта
«Над Мальтой появился страшный дракон о семи голов, исторгающий рычание и приводящий в смятение жителей острова. Чудо
это произошло 15 декабря 1608 г.»
Жан Делюмо «Ужасы на Западе» (М.: Голос, 1994).
Амфиптерий (Amphiptere, Amfipterus)
Амфиптерий (Amphiptere, Amfipterus) летающий дракон, по образу змея ног не имеющий, а рогатый лишь парой крыльев, по обеим сторонам тела расположенных, откуда и идет его греческое название. «Грозный сие есть людоед, что видно хотя бы по гербам Сфорцев и Висконтиев, на коих оный амфиптерий человека пожирающим изображен.» Изображен также на гербе французского рода Потьер (Potier).
Италия, Рим:
В своей «Естественной истории» Плиний Старший сообщает, что в правление императора Клавдия
(ум. в 54г.н.э.) подле Ватиканского холма был убит дракон, в чреве которого обнаружили ребенка.
Столетия спустя, в 1660 году, немец Антанатий Киршер осмотрел тушу убитого недалеко от города дракона,
особо отметив необычное, как бы сетчатое строение лап зверя.
Мощь и свирепость этих чудовищ были таковы, что в античные времена считалось даже, что они
охотятся на других гигантов животного мира слонов. Сообщалось, что в Эфиопии драконов называют
просто: слонобои. Плиний Старший, римский ученый, рассуждал в своих трудах о том, что драконы-де
охотились на слонов ради их прохладной крови (напившись слоновьей крови, чудовище не так страдало
от стоящей в пустыне жары, а также от жара собственного тела).
Римский ученый писал: «Дракон, свернувшись, затаивается в реке в ожидании часа, когда слоны
придут на водопой, а завидев жертвy, бросается вперед, обвивается вокруг хобота слона и
вцепляется зубами емy в головy, за ухом (это единственное место, куда слон не может достать
хоботом). Говорят, драконы так велики размерами, что в один присест могут высосать из слона всю кровь.
Когда же обескровленный слон без сил валится на землю, опьяненный кровью дракон гибнет вместе с ним,
раздавленный его тушей».
Еще мы читаем у Плиния, что эфиопские драконы в поисках лучших пастбищ регулярно
переплывают Красное море, направляясь в Аравию. Для этого четыре-пять драконов, переплетясь,
образуют некое подобие плота, причем головы их возвышаются над водой.
Анги'тия
Ангития, Анагтия, Анагета, в италийской мифологии (у марсов, пелигнов, осков) божество в облике змеи, к которому обращались для исциления от змеиных укусув. (Serv. Verg. Aen. VII 759). Соответствует римской Ангероне.
Вижунас
Литовского Вижунаса трудно заподозрить в
мягкосердечии. Но он справедлив. Когда человек умирает, душа его должна
явиться на божеский суд чтобы предстать на этот суд, душе нужно
вскарабкаться на высокую-высокую гору Анафиелас, причем не налегке
приходится тащить на себе весь груз богатства, какое было у человека. Если
богач был добрым и помогал другим людям, то души этих людей ему помогают в
восхождении на Анафиелас. Но если человек был скуп, ему гору никак не
осилить. Тогда Вижунас-дракон отнимает у злой души все богатства, и ветры
уносят ее в ад.
Áйтварас
Айтварас в литовской мифологии летучий дух в виде огненного змея, дракона (иногда черной вороны или кошки), приведение, инкуб. Приносит людям богтство, особенно деньги, молоко, мёд; излюбленное занятие Айтвараса заплетать лошадям гриву, насылать людям кошмары (в этом он схож с другими духами слогутес). По поверьям А. можно купить, за чью-то душу получить от дьявола или вывести из яйца от семилетнего петуха (иногда сам А. представляется ввиде петуха, извергающего зерно). А. можно с большим трудом выгнать или даже убить: убийство А. вызывает пожар; нередко Перкунас поражает А. Упоминается уже у Мажвидаса и др. (16 в.). Типологически близок к словянскому Огненному Змею (ср. особенно Pjenjezny Zmij,"денежный змей" у лужицких сербов). Само название «Айтварас»" обычно сопостовляют с литовским varyti, «гнать»; согласно другому объяснению, оно восходит к иран. pati-vara, как и польское poczwara, «злой дух, кошмар».
Пуке
Пуке, Пукис (жен. род Пукиене), в латышской мифологии летучий дух, дракон. Упомянут Пуке Эйнгорном (нач. 17 в). В народных сказках огнедышащий многоголовый змей, противник героя, обитающий в воде или возле воды. В поверьях латышей Пуке дух, приносящий в дом богатства (ср. лит. Айтавараса): хозяева хуторов покупают или заполучают его, продав собственную душу и души близких черту. Пуке крадет по ночам у соседей деньги и съестные припасы, переносит их по воздуху хозяину в своем хвосте-мешке, сам принимает вид летящего пламени. Обитает в хозяйственных пристройках.
Шаркáнь
Шаркань, у венгров дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о Шаркане. Один из них связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Шаркань свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Шаркане как об одном из помощников колдуна (шамана) талтоша.