Китайские драконы
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Железные дороги и огненные телеги беспокоят Дракона Земли
и сводят на нет его благое воздействие на почву»

Из листовки членов китайского общества «Кулак во имя справедливости и согласия». 1900 г.
Китайские драконы
Китайские драконы
Китайские драконы
Китайские драконы
Китайские драконы  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Китайские драконы /
Китайские драконы
Китайские драконы
Китайские драконы
Китайские драконы

Китайские драконы


lung.gif 10994 b

«Восточный дракон не является ужасным монстром, плодом средневекового воображения. На Востоке он является гением и символом силы и доброты. Дракон — это дух изменения, а поэтому дух самой жизни… Он скрывается в пещерах неприступных гор, или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается своей гривой во мраке бурлящих водоворотов. Его когти в изгибах молний; его чешуя начнет искриться в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу пробуждая его к новой весне» *1

short
Свиток XIII века. 119кб
Свиток XIII века кисти Сhen Rong (фрагмент)

В поэме на этом свитке, Сhen Rong пишет, что он рисовал в опьяненном состоянии. Медитация и другие опыты, изменяющие состояние ума, долго были связаны с даоистскими трансцендентными практиками. Дракон — один из наиболее древних и мощных образов в Китайской культуре, символизирует творческие силы космоса. На свитке представлены различные представления девяти драконов и движения — проявления Dao, Путь Природы. Контраст твердой скалы и жидких, постоянно изменяющихся волн и облаков согласовывается с фундаментальной даоистской концепцией жизни как взаимодействия двух сил: yin и yang. Поэма Чена Ронга заканчивается: «… величие, которое возникло на кончике моей кисти, не может быть найдено в другом месте в мире. С расстояния кажется, что как будто облака и волны летают и перекатываются. При близком рассмотрении возникает подозрение, что только бог мог нарисовать этих драконов.»

Словарь Шоу Вена (200-й год н.э.) утверждает, что среди 369-ти видов чешуйчатых рептилий, таких как рыбы, змеи и ящерицы, дракон занимает ведущее положение; он обладает способностью в зависимости от своего желания становиться видимым или невидимым, а также способен к превращениям. Весной он поднимается в небо, а в августе хоронит себя в толщах воды. Дракон покрывает себя грязью в осеннее равноденствие и появляется весной, своим пробуждением возвещая возрождение природы; из-за этого он и стал символом живительной силы воды, а значит и весны, когда природа обновляется и возвращается к жизни посредством приветливых дождей. Можно отметить, что древние египтяне исполняли обряды богослужения крокодилам, и эта теория была просто развита и изменена в приложении к китайскому дракону, который является просто другой формой аллигатора, которого и в наши дни можно обнаружить в реке Янзы. Зимняя спячка этих животных кончается с приходом весны в то же время, когда и силы дракона начинают оказывать свое благотворительное влияние на природу. Однако, трудно проследить аналогии между этими сказочными животными и представителями реально существующих в природе видов. Тело дракона по форме напоминает тела вымерших животных, а его голова имеет элементы многих других животных, зубы дракона напоминают зубы млекопитающих, хотя лапы и когти у него птичьи. Более того, так как, по мнению китайцев, это доброе животное, то оно ничего не имеет общего с ужасными драконами геральдики и средневековой мифологии. «Дракон, похоже, существует для напоминания и увековечивания памяти о существовавших в геологические времена первобытных летающих существах, известных нам только по окаменевшим останкам. Ламы и китайские буддисты приняли их как мистического змея (Нагу) индийских мифов» *2

Ископаемые останки стегодонтов, мастодонтов, слонов и т.д. случайно могут быть вынесены на поверхность земли в различных частях Северного Китая. Такие кости называют «кости дракона», а ископаемая слоновая кость называется «зубами дракона» Эти кости растирались в порошок, обрабатывались и использовались в медицинских целях для лечения различных расстройств.

Существует три основных вида дракона: лунг, который считается наиболее могущественным и живет в небе, ли, дракон без рогов и живущий в океане и, наконец, чиао, дракон, покрытый чешуей и обитающий на болотах и в берлогах в горах. Однако, только существование дракона вида лунг считается наиболее достоверным. Этот дракон описывается так: «Он имеет семь похожих черт, или форм, напоминающих формы других животных, а именно: голову верблюда, рога оленя, глаза кролика, уши коровы, шею змеи, брюхо лягушки, чешую карпа, когти ястреба и лапы тигра. На спине он имеет гребень из восьмидесяти одной чешуи; чешуйки на шее направлены к голове, а те, что находятся на голове, расположены в виде гребней горной цепи. На каждой стороне его пасти растут усы, а с подбородка свисает борода, на которой и находится яркая жемчужина. Он не имеет слуха. По этой причине глухих людей называют лунг. Его дыхание вырывается из пасти как облако, а иногда превращается в воду, а в некоторых случаях в огонь. Его рев напоминает звук звяканья медных тазов. Этот тип дракона имеет несколько разновидностей. Некоторые имеют рога, хотя некоторые безрогие; некоторые не имеют чешуи, а другие без крыльев. Общепринятым мнением остается то, что дракон, будучи священным животным, умирает по своей доброй воле. Питается он мясом ласточек. Поэтому люди, охотящиеся на дракона во время дождя, при этом кидают в воду ласточек. Чиао, живущий в болотах и берлогах, мало чем отличается от драконов, живущих в небе. Он описывается как дракон, имеющий небольшую голову и шею, без рогов, с грудью ярко красного цвета. На спине этого дракона зеленые полосы, а бока у него желтые. Он имеет четыре лапы, а в некоторых случаях похож на змею. Длина же его около тридцати футов» *3

Примитивная форма дракона известна под названием куей. Изображение этого доброго создания, направляющего свои усилия на преодоление греха жадности, часто встречается в древних китайских предметах, выполненных из бронзы. Другой разновидностью этого животного является Небесный Дракон, который защищает и поддерживает жилища богов; Духовный Дракон, производящий ветер и дожди на благо человечества; Дракон Сокрытых Сокровищ, охраняющий сокровища от глаз смертных; Крылатый Дракон; Рогатый Дракон; Свернутый в кольцо Дракон, живущий в воде; и Желтый Дракон, появлявшийся из реки Ло для того, чтобы подарить императору Фу Хси элементы письменности. «Современные суеверия имеют корни в имени о четырех Королях-Драконах, которые соотносятся с Нагом или Духом Змеи индусов. Каждый из них управлял одним из четырех морей, составляющих границу обитаемой земли. Места вне земной поверхности, там где обитали эти драконы, носят такие названия: восточное море, южное море, западное море и северное море» *5

Вэйшэ' («извивающийся змей»), яньвэй, вэйвэй, в древнекитайской мифологии двуглавая змея, водившаяся на горе Цзюишань («Гора Девяти сомнений»). В «Книге гор и морей» говорится: «есть божество, лицо у него человеческое, тело змеи. Туловище его раздвоено подобно оглоблям, справа и слева головы. Оно носит фиолетовые одежды и красные шапки». Кто поймает Вэйшэ и отведает ее мяса, станет могущественным правителем. В трактате «Чжуан-цзы» (4 в. до н.э.) Вэйшэ описывается как существо длинной в оглоблю и толщиной со ступицу, одетое в фиолетовые одежды и красные шапки. Тот кому посчастливится увидеть Вэйшэ, станет правителем. По другой версии, наоборот, кто увидит, должен тот час же помереть. В «Критических суждениях» Ван Чуна (1 в.н.э.) рассказывается про мальчика Сунь Шуао, который не испугался Вэйшэ, убил ее и закопал, чтобы змея больше не попадалась никому на глаза. Сунь Шуао не только не умер, но стал впоследствии министром.

Считается, что существовали семь вымерших видов «родственников» драконов. Они нуждаются в особой характеристики. Эти создания, согласно Чьен Чуей Лей Шу, принадлежащей перу Чьен Ен-хси, имели следующие черты:

1. Пу-лао, вырезанный в верхней части колоколов и гонгов, говорит об его «привычке» громко кричать во время атаки его главнейшего врага — кита;

2. Чиу-ниу вырезался на колках скрипки из-за своей любви к музыке;

3. Пи-хси вырезался в верхней части каменных табличек из-за своей любви к литературе. Также он выражал самку и самца черепахи, склоненных к горе, и использовался в качестве пьедестала для надгробных камней с головой, направленной во все стороны. Это речной бог, наделенный сверхъестественной силой;

4. Па-хся вырезался в нижней части каменных памятников, так как считалось, что он способен поднимать огромные тяжести;

5. Чао-фенг вырезался на карнизах храмов, так как считалось, что дракон всегда настороже, бдителен и готов к встрече с опасностью;

6. Чих-вен вырезался на перилах мостов из-за своей тяги к воде. Также его изображение можно увидеть на крышах домов, так как считалось, что он способен уберечь жилище от пожара. Он стоит настороже с раскрытой пастью и иногда символически изображается в виде фигуры рыбы с поднятым хвостом;

7. Суан-ни вырезался на троне Будды из-за своей предрасположенности к отдыху. Так же его отождествляют с Чих-цу, т.е. с символическим львом;

8. Йай-цу вырезался на поверхности лезвия сабли в месте, где лезвие соединяется с рукояткой. На сабле он изображался из-за своей тяги к битве и потому что драконы — искусные мастера в боевых искусствах;

9. Пи-кан вырезался на воротах тюрьмы, так как имел склонность к суду и спорам и любил использовать свою силу и энергию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог.

Немного отличные собрания разновидностей «родственников» драконов приведены в работе Шенг Ан Вай Чи и в других публикациях. Среди этих разновидностей необходимо отметить Чиао-ту, изображение которого вырезалось на дверных ручках потому, что он похож на закрытую вещь; Тао-тьех вырезался на крышках и поверхностях емкостей для пищевых продуктов, так как считалось, что он способен уберечь от обжорства; и Ча-йу, имевшего голову дракона, хвост лошади, когти тигра; эти монстры были в длину 4 чанга (40 футов) и обожали человеческое мясо. Эти существа появлялись тогда, когда управление монархов оказывалось недостаточно добродетельным. Среди других родственников драконов можно упомянуть о Ланг-пеи. Говорят, что эта амфибия имела короткие задние лапы и поэтому не могла быстро передвигаться. Поэтому одно животное «ехало» на другом, что позднее привело к использованию их передних лап. Это сочетание является символом двух людей, объединившихся вместе для злых дел.

«По мнению других китайцев, дракон может уменьшить свои размеры до величины шелковичной гусеницы или увеличиться до таких размеров, что покроет собой и небеса и землю. Если он пожелает подняться ввысь, то будет подниматься, пока не достигнет облаков, если захочет погрузиться в пучину океана, то будет погружаться до тех пор, пока не достигнет самого глубокого дна».

Dyer Ball. Things Chinese, 5th Ed.: Dragon

Жители Поднебесной довольно хорошо представляли себе дракона и его повадки. Приведем описание драконов из старинного словаря. Словарь «Шовэнь» (I век нашей эры) рассказывает о драконе следующее: «Дракон — длинное из чешуйчатых существ. Может скрыться, может появиться, может стать тонким, может стать огромным… В день весеннего равноденствия взлетает в небо; в день осеннего равноденствия ныряет в бездну».

«Дракон погружается в зимнюю спячку. Если дракон зимой не уснет, холод убьет его».

«У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза кролика, уши быка, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра».

«Дракон может направлять тучи и дождь. Он вдыхает воздух и выдыхает облако». Это, наверное, одно из самых важных его качеств: драконы повелевают стихиями — дождями, ветрами, разливами. Если драконы вступают друг с другом в битву — на землю обрушивается страшный ливень. Когда дракон, находясь в небе, хочет пить, он притягивает к себе воду — и на море встают огромные волны и образуются смерчи.

Драконы исстари были для китайцев существами привычными. По свидетельству древнего автора Сымы Цяня, некоторые семьи даже выращивали драконов: «Некий Дун, знавший секрет кормления и приручения, получил от императора Шуня (2255-2204 годы до нашей эры!) титул «кормящий дракона».

А вот другая история: «Когда правитель Кун Цзя взошел на престол, с неба к нему спустились два дракона. Кун Цзя не знал, как их содержать, и назначил смотрителем некоего Лю Лэя». Этот Лю Лэй оказался шарлатаном, обращаться с драконами не умел, и самка быстро подохла. Лю Лэя казнили, нашли другого смотрителя, более опытного. В результате драконий самец «скоро снова стал веселым и бодрым, резвился в бассейне. Кун Цзя любил кормить дракона».

Не только простые люди, императоры, мандарины, полководцы, писатели и художники, но и серьезные ученые верили в существование добрых чудовищ и даже могли это логически доказать. Один «современник драконов» Ван Чун рассуждал таким образом: «Дракон имеет форму. Если он имеет форму, то может двигаться. Если он движется, то должен есть. Если он ест, то имеет материальную природу. Существо, имеющее материальную природу, реально».

Очень интересный ход рассуждения, не правда ли?

Драконов существовало великое множество — от гигантских до совсем крошечных. Рассказывали даже о драконе величиной с мизинец — эдакий дракончик-с-пальчик.

Китайские драконы недаром выделены особо. Они занимают центральное место в китайской мифологии. Дракон в Китае, в Поднебесной, был, как правило, существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести.

Лэй-Гун
Лэй-Гун («громовник»), в китайской мифологии бог грома. Согласно «Книге гор и морей» (3-2 вв. до н.э.), в Озере грома (Лэйцзэ) живет бог грома; у него тело дракона, человечья голова, он бъет по своему животу (по-видимому, наиболее архаическое представление о Л.).
Ман

Ман, в китайской мифологии огромный страшный змей. В древнем словаре «Эр я» Ман определяется как царь змей (согласно древним комментариям, самый большой змей). Образ Мана, по-видимому, возник в южнокитайских облостях. В средние века понятием Ман стал обозначаться один из видов драконов — дракон с четырмя когтями. При династиях мин и Цин их изображали на парадных халатах, которые носили высшие сановники и придворные (император облчался в халат с вытканными драконами-лун с пятью когтями). иногда по особому указу государя за заслуги кому-либо из сановников жаловалось право носить халат с вытканным Ман о пяти когтях, в таких случаях к слову «Ман» добовлялся эпитет учжуа — «пятикоготный».

Китайцы пламенно верили в существование этих мистических и чудесных созданий. Они появились еще в глубокой древности. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о них. Сказания даосизма упоминают об их деяниях. Во всех частях страны имеются сведения об этих сокрытых от людей местах обитания драконов, об их ужасном появлении. Они занимают особое место в псевдо-научной геомантии. Их изображения можно увидеть и в домах, и в храмах. И эти изображения имеют гораздо большее значение, чем гротескные львы в орнаментах архитектуры и искусства. Однако, частота использования изображений дракона заметно уменьшилась после свержения монархии» *4

Дворец Династии Tang

Первое изображение дракона, сложенное из мелких речных раковин, насчитывает около 7 тысячелетий; оно обнаружено в Китае, в провинции Хэнань.

В Китае жил человек, любивший драконов и поэтому украсивший свою одежду и мебель изображениями этих существ. Это привлекло внимание драконьего бога и вот однажды перед окном этого человека появился настоящий дракон. Говорят, он тут же умер от страха. Он был одним из тех, кто смел не на деле, а на словах. (Ямамото Цунэтомо Хагакурэ «Сокрытое в листве. Книга самурая» Избранные места)

Представленный на снимке слева дворец династии Tang/Тан (618-906 гг.) был построен так, чтобы отражаться в воде, и охраняется драконом.

Свирепые золотые драконы охраняют вход Ворот Меридиана в Закрытом (Запрещенном) Городе, где расположен Императорский дворец, в центре Beijing. Свирепые золотые драконы охраняют вход Ворот Меридиана в Запрещенном Городе в Пекине Просто уже давно люди во всем мире называют столицу Китая так, как ее называют сами китайцы: Бейджин, и только японцы и русские помнят его древнее название Пекин).

Построенный между 1407 и 1421, Закрытый Город был центром Китайской имперской мощи в течение более 500 лет. Сегодня он открыт публике как Дворцовый Музей, который содержит великолепную коллекцию Китайского искусства.

На многих картинах и барельефах драконы изображаются вместе с Фениксом, что символизирует длинную жизнь и процветание. Зачастую изображают их и с тигром, как на иллюстрациях ниже.

Дракон и тигр
Белый Тигр Байху — хранитель ЗападаЗеленый Дракон Цинлун — хранитель Востока

Изображение, на котором присутствуют драконы и тигры, символизирует небо и землю, или Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

Символизм подавляющего большинства китайских оберегов и амулетов сводится к благопожеланию здоровья, богатства и отпугиванию злых духов. Дракон — животное «яньское» и пара к нему не второй «яньский» же дракон, а тигр.

Круглый красный предмет, — жемчужина, почти неотъемлемая принадлежность драконов, трактуется, по-разному: как солнце, луна, символ катящегося грома, как эмблема двойственности природы (жемчужина — но не драконы), как зерно силы — потеря которого сопровождается убылью силы — или «ночная сияющая жемчужина».

С ней связана одна небольшая история, которая помогает объяснить смысл жемчужины на индивидуальных амулетах:

Министр государства Чи Лианг маркиз Суй, путешествуя за границей, в пути нашел раненую змею. Маркиз оказал ей медицинскую помощь и фактически спас ее жизнь. После этого, опять совершая путешествие, как-то вечером он увидел змею, держащую в пасти великолепную жемчужину. Говорят, что когда маркиз приблизился, змея обратилась к нему со словами: «Я сын Его Величества Дракона. Во время превращения был ранен и Вам, Господин, я обязан тем, что Вы спасли мне жизнь. В качестве благодарности за Вашу доброту я принес эту жемчужину. Министр принял этот дар и преподнес его своему монарху, Тот положил жемчужину в своем холле, где, благодаря ей, ночь превращается в день».

The Chinese Repository, Vol. IV, 1835, p. 238.

Кроме того, пара драконов, сражающихся за обладание этой жемчужиной служила символом китайского оружия, начиная с императора Хана и вплоть до времен династии Чинг. Два таких дракона помещались на лицевой стороне Ордена Двойного Дракона династии манчусов.

Весьма распространённые знаки пятой и четвертой степени нередко продавались в лавках как «древность» и могли дать жизнь сувенирным подражаниям.

Из ответов на вопросы по поводу толкования символов

Четыре духа-опекуна охраняют четыре направления, четыре стороны света. Их изображения в виде фресок часто находят при раскопках намогильных рельефах рубежа н.э. в Китае и Корее. Синий дракон охраняет восток, Белые тигры — запад, Красная птица — юг, Черная черепаха — север. Четыре духа-опекуна на стенах японского склепа Takamatsuzuka, вместе со звездами, солнцем и луной, символизируют вселенную, а похороненный человек как-бы находится в ее центре.

«Считается, что драконы — это символ бдительности и безопасности. И древние, и современные люди говорили об этих сказочных созданиях. Их освящали религии древних, а особенно китайцев. Став объектом их мифологии, они стали выполнять волю их богов и хранить их сокровища» *6 Древними струя воды считалась живым драконом, а расходящиеся волны «очаровывали» По их верованиям, драконы обладали властью поднимать на воде огромные валы с целью повреждения кораблей, а вместе с ними и людей.

…Великий мудрец и первоучитель Фу Ши (Фу Си)сидел в глубоком раздумье на берегу Хуанхэ. Он пытался найти символы, которыми можно было бы описать сразу все существующие философские понятия. Решение не приходило. И вдруг Фу Ши увидел, как из воды медленно поднимается огромный дракон, а на спине у него начертан загадочный, но предельно простой знак - перемежающиеся черточки. Дракон вновь скрылся в воде, а Фу Ши понял, как можно обозначить все процессы и предметы. Так появились основополагающие символы ян и инь и знаменитая «И цзин», «Книга перемен».

Дракон является пятым символическим созданием, относящимся к Двенадцати Земным Ответвлениям. Согласно И Чинг (И-цзин, т.е. «Книга Перемен» — Прим. сканера.), символ чен относится к третьему из четырех основных стадий развития творения и является синонимом слову лунг, дракон. В соответствии с этим сила и функции природы управляются такими силами, как Восток, Источник и т.д. и которые стоят под символом Лазурного Дракона, определяющим восточный квадрант ураносферы» *8

Со времен династии Хань (206 до н.э. — 220 н. э.) зеленовато-голубой дракон (Лун) считается символом императора, покровителем пятого знака китайского зодиака и символом Востока, восхода Солнца и весеннего дождя. Напротив, белый дракон правит Западом и смертью.

Китайцы, одна из наиболее древних народностей… сделали из змия эмблему своих Императоров, которые являются, таким образом, выродившимися преемниками Змиев… Трон Императора называется Местопребыванием Дракона, лицо императора — Лицом Дракона, его одежды вышиты изображениями драконов. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Количество драконов на парчовых одеждах генералов в Древнем Китае было точно регламентировано, и девять драконов могло быть только на императорском одеянии.

Легендарный правитель Китая Фуси ввел, по преданию, чины и ранги для чиновников и каждому из классов назначил особого драконьего покровителя. Так, парадные халаты чиновников высшего, седьмого ранга украшал вышитый золотыми нитками дракон лун, у которого на лапах было по пять когтей. Одеянию менее высокопоставленных лиц приличествовал дракон ман, обладавший всего четырьмя когтями. И так далее.

 Парадная одежда
Вот уже близится торжество
     — день рождения.
Все наденут цветные одежды
     — примета этого времени.
Нужно халаты драконами увить
     — чтоб обычай древний возродить
И весны приметы не забудь,
     и ветвь сосны зеленой изогнуть.
	
	
			Неизвестный автор
			Из китайской дворцовой поэзии Эпохи Цин
Перевод с китайского: Ольга Степанова

Образное выражение «ухватиться за дракона» означает искания честолюбивых людей у сильных мира сего. Оно идет от исторического предания: когда ханьский император Гуан-у-ди (25-58) взошел на престол, один из наиболее преданных его подданных выступил с такой речью:

«Государь, — сказал он, — те, кто пошел за вами, бросив свою насиженную землю и родных и ринувшись за вами среди стрел и камней, — все эти люди рассчитывают ухватиться за чешую дракона или прильнуть к перу феникса ради выполнения своих планов и мечтаний».


Со времен вступления на престол императора Као Цу династии Хан, 206 год до н.э., символом имперской власти был дракон с пятью когтями. Императорский трон, его одежды, предметы домашнего обихода и т.д. были с изображениями этого чешуйчатого чудовища. Эту эмблему также должны были использовать его сыновья и принцы первого и второго ранга. Принцам третьего и четвертого рангов было разрешено использование изображений дракона с четырьмя когтями, в то время как принцам пятого ранга и некоторым определенным официальным лицам позволялось использовать в качестве эмблемы изображение змееподобного животного с пятью когтями. Далее следует описание дворцовой церемонии в том виде, в котором она выполнялась в начале семнадцатого столетия. Это послужит иллюстрацией исчезнувшего великолепия прошлого. «В тот момент, когда император Китая занял свое место на троне дракона, слуги со знаменами, хоругвями и атласными зонтами расположились по его правую и левую руки и оркестр заиграл в огромном зале, ориентированном на северо-восток. По правую сторону императорского трона стояли военноначальники, а по левую — гражданские официальные лица. По данному сигналу все одновременно склонили готовы девять раз. Император вышел из дворца следующим образом: он сидел на кедровом кресле, покрытом желтым атласом с тремя рядами бахромы, двенадцатью знаменами и двенадцатью хоругвями. Впереди стояли двенадцать человек с зачехленными копьями, десять, ведущих лошадей под седлами и в полной сбруе, а еще впереди двенадцать лошадей со всадниками, составленными из сыновей и братьев императора, одетых в желтые атласные одежды, вооруженные луками и саблями. Немедленно перед императором вынесли зонтик из желтого атласа с тремя рядами бахромы и с вышитыми золотыми нитями изображением дракона. Сотня мужчин «в виде женщин» (евнухов) окружали императорское кресло. Группы музыкантов, исполняющих музыку в момент входа или выхода императора из дворца, состояла из шести трубачей, двух барабанщиков, скрипача, двух музыкантов с лирой и арфой» *9

Распознано по изданию: К.А.Вильямс
«Энциклопедия китайских символов/Восточный символизм» ,
Изд-во В.П.Царева, М., 2000

Восточные драконы обычно изображаются с жемчужиной во рту, висящей на шее, либо же удерживаемой в когтях.

Круглый красный предмет, который казался неотъемлемой принадлежностью драконов, по-разному трактовался как солнце, луна, символ катящегося грома, как эмблема двойственности природы, как зерно силы — потеря которого сопровождается убылью силы — или «ночная сияющая жемчужина» , которую профессор Гайс определял как алмаз или рубин. Символом китайского оружия, начиная с императора Хана и вплоть до времен династии Чинг, была пара драконов, сражающихся за обладание этой жемчужиной. «Министр государства Чи Лианг маркиз Суи, путешествуя за границей, в пути нашел раненую змею. Маркиз оказал ей медицинскую помощь и фактически спас ее жизнь. После этого, опять совершая путешествие, как-то вечером он увидел змею, держащую в пасти великолепную жемчужину. Говорят, что когда маркиз приблизился, змея обратилась к нему со словами: «Я сын Его Величества Дракона. Во время превращения был ранен и Вам, Сер, я обязан тем, что Вы спасли мне жизнь. В качестве благодарности за Вашу доброту я принес эту жемчужину» Министр принял этот дар и преподнес его своему монарху. Тот положил жемчужину в своем холле, где, благодаря ей, ночь превращается в день» *7

«Жемчужина в лапах дракона (обычно красная) это шар внутренней энергии, это жизнь дракона и любого другого существа. Сила жемчужины определяет возможность дракона летать, проникать в другие миры, принимать различные облики. Взращивание жемчужины очень длительный и кропотливый процесс, и только эта жемчужина представляет ценность для драконов и многих буддийских святых и покровителей. Покажи свою жемчужину, и я скажу, кто ты — так можно перефразировать известную поговорку на китайский лад. Для того, чтобы дракон появился, необходимо обладать самому мощной жемчужиной, только ее свет может заинтересовать дракона и он проявится в этом мире, чтобы оказать содействие ее обладателю.

Итак, если Вы обладаете мощной внутренней силой, если у Вас есть проблема или вопрос который Вы хотите разрешить или есть горячее желание научиться определенному мастерству, Вам остается только перенести свое бренное тело в то место, куда часто приходят драконы нужного Вам ремесла (Например, на горе Сушань, что подле Шаолиньского монастыря регулярно появляются два дракону кунг-фу). Можно, конечно, оставаться и там где находитесь, но тогда ваш маячок должен обладать поистине всепроникающей мощью.

Драконы проявляются в этом мире физически. То есть их можно не только видеть, но и осязать, обонять, слышать и т.д. Драконы появляются обычно в классической форме: длинное тело, голова с пастью и небольшими рожками, четыре лапы и небольшие крылья, которые, впрочем, могут отсутствовать, т.к. совершенно не нужны для полета.

Многие китайцы верят в то, что драконы это их прямые предки. Т.е. человек произошел от дракона (но не надо понимать это слишком буквально ;). Драконы основали цивилизацию на Земле и были первыми разумными существами. Потом они нашли себе другой мир для жизни, но ушли не сразу все. Долгое время небольшое количество драконов оставалось на Земле и учило первых людей ремеслам и наукам.

В настоящее время все драконы находятся в ином мире и благополучно там существуют, однако они могут появляться в мире людей, если их позвать или они сами того захотят.

Дракон для людей это проявление чистой энергий ЯН (энергии свершения, энергии мужского начала). Разные китайские драконы до сих пор покровительствуют различным ремеслам (действиям) в мире людей.» *

* (Сведения о современном бытии драконов любезно предоставлены ft).

Буддисты утверждают, что в их многих концентрических морях драконов не меньше, чем рыб; где-то во Вселенной есть священное число, точно определяющее их количество. Китайский народ верит в дракона больше, чем в другие божества, так как сплошь да рядом видит их в меняющих форму облаках. Вот и Шекспир заметил, что бывают облака, похожие на дракона («Some times we see a cloud that's dragonish»).

Драконы считаются мудрыми существами, обладающими магией и тайным знанием. Они чародеи. Они гипнотизируют птицу своим взглядом, и даже сам человек очень часто не может противостоять их очаровывающему влиянию…

…ритуал в экзотерическом культе… Божества [Гуань-Ши-Инь — Великого дракона мудрости] был основан на магии. Все Мантры взяты из особых книг, хранящихся священнослужителями в тайне; и каждая из них производит, как это утверждается, магическое действие…

Е.Блаватская, «Тайная доктрина»

Западный дракон в лучшем случае страшен, в худшем — смешон; напротив, «лун» китайских легенд наделен божественным достоинством и подобен ангелу, который вместе с тем лев.

Так, в «Исторических хрониках» Сыма Цяня читаем, что Конфуций однажды пришел за советом к архивариусу или библиотекарю Лао Цзы и после встречи с ним заявил:

Конфуций встречает Лаоцзы. оттиск с гравированного рельефа

«Птицы летают, рыбы плавают, животные бегают. Бегающего можно поймать в западню, плавающего — сетью, а летающего — стрелой. Но как быть с драконом? Я не знаю, как он мчится верхом на ветре и как взмывает в небо. Нынче я видел Лао-Цзы и могу сказать, что видел дракона »

Афоризмы в древнейших книгах Китая, кроме того, ясно говорят, что Дракон есть человеческое, хотя и божественное Существо. Говоря о Желтом Драконе, как о главе прочих, Дуань-инту говорит: Мудрость Его и добродетель неизмеримы… он проходит одиноким и не живет в скопищах (он аскет)… Он странствует в местах диких за пределами небес. Он приходит и уходит, выполняя указ; в надлежащие времена, если существует совершенство, он выявляется, если нет, он остается (невидимым).

Китайский дракон является центральной фигурой, олицетворяющей как зло, так и добро в баснях и легендах.

Состязание драконовых лодок
Состязание драконовых лодок
В Праздник 5-го месяца по лунному календарю, соответствовавшего дате летнего солнцестояния (22 июня), проводилось состязание драконовых лодок. В китайской мифологии драконы посылали дожди, от которых зависел урожай, и поэтому люди старались их задобрить. Иногда, художник вносил дополнительную символику а сюжет: в данном случае дракон и феникс (у лодки слева голова феникса) — символы императора и императрицы или супружеского счастья. Состязание драконовых лодок было связано не только с представлением о том, что в борьбе между собой драконы посылают дождь, но одновременно происходили поиски тела Цюй Юаня — величайшего поэта Китая (IVв. н.э.), бросившегося в воду в знак протеста против социальной несправедливости. После его смерти прошли века, а народ по-прежнему продолжал искать тело поэта, чтобы похоронить его с почестями.

Праздник Лодок Дракона <…> проводится в 5-й день 5-го месяца и представляет собой очень живописное действие. Длинные узкие лодки с шестьюдесятью и даже более гребцами плывут по две вниз и вверх по реке, производя сильнейший шум. Шум так силен, что создается впечатление, будто гребцы зовут и ищут какого-то утопающего. Считается, что праздник вошел в обыкновение народа благодаря и в честь памяти одного из государственных мужей по имени Чу Юан, урожденный Инг. Этот человек утопился в реке Ми-ло в 295 году до н.э. после того, как был несправедливо обвинен одним из маловажных принцев государства в знак протеста против действий преступного правительства. Люди, любившие несчастного дворянина за верность и добродетели, отправились на лодках на поиски тела, но так ничего и не нашли. Ими был приготовлен особый рисовый хлеб цунг, сделанный из вареного риса и завернутый в листья. Затем народ отправился на лодках с флагами и гонгами по реке к месту трагедии. Каждый хотел быть первым и принести жертвоприношение порядочному дворянину. Этот способ поминок был принял народом и стал ежегодным праздником. Лодки Дракона обычно имеют длину 125, ширину 5,5 и высоту 2,5 футов. Их цена доходит до 500 долларов. Нос судна украшен вырезанным изображением головы дракона, а корма — его хвостом. На судне располагаются люди, которые бьют в барабаны и размахивают флагами, дабы вдохновить и подбодрить гребцов для последнего рывка. Во время проведения подобных торжеств нередки трагические происшествия, и поэтому местные власти некоторых районов ужесточают правила их проведения или полностью запрещают подобные мероприятия. Довольно вероятно, что происхождение такой практики более древнее и имеет в основе намерение народа умилостивить доброго Дракона для того, чтобы тот послал необходимый для хорошего урожая дождь.

«Когда рыба превращается в дракона, она высоко поднимается (вверх по реке)»
«Когда рыба превращается в дракона, она высоко поднимается (вверх по реке)».
На картинке изображен мальчик с цветком пиона на голове (пион — символ знатности), за его спиной — рыба, из пасти которой выходит струя воды, постепенно принимающая вид дракона. В одной из легенд говорится, что рыба, прошедшая «Ворота дракона» (пороги на Хуанхэ) во время грозы и обжегшая свой хвост, может превратиться в дракона; не прошедшая, поранив жабры,, возвращается. В картинке зашифровано пожелание сдать экзамены, пройдя «Ворота дракона».

В провинции Хунань каждую весну тысячи карпов устремлялись вверх по течению стремительной Желтой реки в надежде преодолеть особенно трудную быстрину, называемую Драконьи врата. Те из них, кому удавалось перескочить пенистый порог (говорили, что таковых каждый год насчитывалось ровно семьдесят один), попадали в круговерть дождя, ветра и огня, из которой они выходили уже не рыбами, но благородными драконами. Из этой истории люди вывели аналогию со своей собственной жизнью. Про выдержавших невероятно трудный экзамен на замещение государственных должностей говорили, что они «проскочили сквозь Драконьи врата»

Такими аналогиями была пронизана вся жизнь Китая.

Дракон облаков и дракон моря

Представления о драконах тесно связаны с погодой и урожаем. Большинство драконов покровительствуют какому-нибудь определенному природному явлению. Чаще всего восточных драконов относят к положительным или нейтральным силам, но, наравне с добрыми, существуют и злые драконы, губящие урожай и насылающие болезни. Обычно такое случается, когда смертный человек наносит дракону оскорбление. И тогда месть разгневанного дракона ужасна. Существует легенда, что одно из самых катастрофических наводнений в Азии было вызвано разгневанным драконом. И все же чаще всего люди относятся к драконам как к защитникам. В Гонконге существует легенда, что город охраняют девять драконов, живущих в водах Коулуна.

Амур — у монголов Хара-Мурэн — чёрная река, у китайцев Хэйлун-цзян — река чёрного дракона.

Драконы могли вызвать дождь для проведения определенных церемоний.

В Китае общее имя драконов — Лун

Эти драконы олицетворяют мужское начало — ян, светлую силу. Тем не менее, в некоторых преданиях они сохранили связь с темной силой инь: драконы живут под землей, где охраняют клады; им известно расположение земных жил.

Драконы разделялись не только по числу когтей. На высшей ступеньке драконьей иерархии стояли драконы, умеющие летать. У них в подчинении находились духи-драконы. Затем — земные драконы: они когда-то были летающими, но по разным причинам потеряли такую способность. Замыкали список подземные драконы, в чью обязанность вменялась охрана кладов.

Но и это еще не все. Китайцы делили драконов на желтых -- хуан, зеленых — цин, красных — чжу, белых — бай и черных -- сюань, на чешуйчатых — цзяо, рогатых — цю и безрогих — чи. Были деления и более детальные: юнь-чн — облачный безрогий дракон, юнь-цю — облачный рогатый.

Драконы играли важную роль в китайской зоологии. Как утверждает древняя рукопись, «10 тысяч существ, пернатых, покрытых шерстью, чешуйчатых и панцирных, произошли от драконов».

Появление луна сулит удачу.

(«Энциклопедия сверхъестественных существ» М.: Локид-Миф, 1997).

Строение тела у Восточных и Западных драконов имеет существенные отличия.

Китайская поэзия полна сюжетов с драконами:

 За воротами Холода
 Властвует грозный дракон;
 Свечи — вместо зубов,
 Пасть откроет — и светится он.
 Ни луны и ни солнца
 Туда не доходят лучи,
 Только северный ветер
 Свистит, свирепея в ночи.
 

Ворота Холода. Согласно древней легенде, за воротами Холода начиналась Страна Вечной Стужи и Мрака, где жил священный дракон. Во рту у дракона вместо зубов были свечи, и когда он открывал пасть, все вокруг озарялось огнем.

 * * *
 Спускается вечер,
 а флейты так нежно звучат,
 Что вторит им даже
 волшебный дракон под водой.
 * * *
 Там, где волны бушуют,
 Непрочные лодки губя,
 Верю я, что драконы
 Не смогут осилить тебя.
 * * *
 Тогда раздвигаются облака — И вот пред тобой возник
 За блеском драконовой чешуи
 Сияющий царский лик.

ИСТОЧНИКИ.

*1Okakura. The avakening of Jaрan, рр. 77--78.

*2 Waddell. Lamaism. р. 395.

*3 TНe Chinese Reрositorу, Notice of Natural Нistorу, Vol. VII, 1839. р. 252.

*4 Dуer Ball. Things Chinese, 5th Ed.: Dragon.

*5 Maуers. Chinese Reader's Manual, Рt. I, No. 451.

*6 Enсуcloрaedia Londinensis. Нeraldrу, Vol. IX, р. 421.

*7 TНe Chinese Reрositorу, Vol. IV, 1835, р. 238.

*8 Maуers. Chinese Reader's Manual, Рt. I, No. 451.

*9 TНe Chinese Reрositorу, Vol. IX, Nov., 1840, Art. II, р. 453.


При составлении страницы использовались:
К.А.Вильямс «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИТАЙСКИХ СИМВОЛОВ/Восточный символизм», Изд-во В.П.Царева, М., 2000
«Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила», Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.;
труды Е.П. Блаватской и комментарии к ним.