«А если змею ударить по голове, она уж впоследствии драконом не станет» Мирза Каландар Мушриф Исфараги «Шах-Наме (Tapиx-и Oмap-Xaни)»
|
Горыня, Дубыня и УсыняГорыня, Дубыня и Усыня, три богатыря-великана русских сказок. Они обладают сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка, затрудняющего действия главного героя. Горыня (Горыныч, Вертогор, Вернигора) захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу, или на мизинце гору качает, горы сворачивает. Дубыня (Дубынеч, Вертодуб, Вернидуб, великодуб и т.п., а так же Дугиня, который любое дерево «в дугу согнет») «дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет». Усыня (Усынеч,Усынка) «спёр реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает», «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут» и т.п. Эти богатыри не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций? они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими? гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания. Горыня связывается с горой как препятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Дубыня (связанный с дубом в силу народно-этимологического осмысления) мог быть некогда связан с другими нарушениями ровности, порядка с провалом на пути, помехой, находящейся внизу и, так же как и в случае с Горыней, относящейся к земле (куда он запихивает дуб). Имя Усыня также должно быть расценено, как результат народно-этимологического переосмысления. Поскольку слово «усы» является метонимическим переносом названия плеча (ус из индо-евр. *oms-), Усыня сопоставим с образом дракона или змея своими «плечами» запруживающего реку. Змеиная натура Усыни непосредственно проявляется и в сказке, где Усыня «птица Усыня змей о 12 головах» («сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат» ср. мотив ширины плеч). Иногда упоминается булава или дубина Усыни, при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея. Таким образом, прототипами трех богатырей можно считать хтонических чудищ, олицетворяющих костные и разрушительные силы нижнего мира земли, воды и т.п. Следы отрицательных характеристик этих персонажей, которые в русской сказке выступают, скорее, как положительные спутники-помощники главного героя, обнаруживаются в мотиве «слабости» их по сравнению с главным героем и, особенно, в мотиве предательства. Первый из этих мотивов встречается в эпизоде с Бабой-Ягой: когда один из богатырей остается в избушке, чтобы приготовить пищу для ушедших на охоту товарищей, является Баба-яга, избивает богатыря и вырезает ремень из его спины; только главный герой выдерживает испытание, побеждая Бабу-Ягу. Преследуя Бабу-Ягу, богатыри вместе с главным героем приходят к норе (отверстию, пещере), герой спускается в подземное царство (или три подземных царства), добывает для богатырей невест царевен этого царства, которых вытаскивают на веревке на землю; когда же пытается выбраться наружу главный герой, один из богатырей обрубает веревку. В финале сказки герой убивает Горыню, Усыню, Дубыню. Характерно, что имя героя так же связано с природной сферой или животной (Ивашка-Медведко), или ростительной (Сосна-богатырь). Чаще всего Горыня, Дубыня и Усыня выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая система (вероятно поздняя) отразилась затем в образах трех эпических богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича (характерно, что своим именем Добрыня напоминает Дубыню, а мотив змееборчества Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу Усыни). Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни Горыне (ИМ в сюжете с участием Святогора оказывается аналогом главного героя сказки). Горыне близок и другой эпический персонаж Змей Горыныч, в свою очередь связанный и с Огненным Змеем. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах Горыни и Горыныча отражение корня «гореть» (огонь), а не «гора». В таком случае не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная «змииная» группа Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод. Сказки о Дубыне, Горыне и Усыне могут расцениваться так же как отражение архаичного мифа о поединке со Змеем (или трехголовым Змеем) или тремя Змеями. |
« | Главная страница | Библиотека | Галереи | Гостевая книга | Форум | О сайте | » |
|
|