Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться.
Дракон использует силу, не замечая её, однако гора не может устоять.»
Из поучений мастеров
Г. Л. Олди «Мессия очищает диск»

Монгольские драконы Луу

Дракон на монгольской монетеЛу (монг. луу, южноалт. улу, др.-тюрк. lū, lü, кит. 龍 luŋ, возможно через тиб. klu) — в мифологии монгольских народов дракон, владыка водной стихии и громовержец.

Лу, в мифах монгольских народов дракон, владыка водной стихии и громовержец (ср. Хухедей-мерген). Гром это его рёв (скрежет зубов), а молния вознивает тогда, когда он быстро свивает и распремляет свой хвост. Эти представления о громовнике соответствуют восприятию монголами грозы, описанному Рашидаддином (14 в): молния якобы вызывает подобное дракону животное, падающее с неба, падующее с неба, бьющее по земле хвостом и извергающее из пасти пламя. Громовержец Лу причисляется к небесным богам — тенгри (Лу-тенгри).

Средневековый персидский писатель и ученый Рашид ад-Дин сообщает в своем «Сборнике летописей»: «У монголов считается, что молния исходит от некоторого животного, подобного дракону, по имени Луу, и в тех областях жители будто бы видели своими глазами, как оно падает с неба на землю, бьет по земле хвостом и извивается, а из пасти его извергается пламя».

Очевидно, именно этим сказанием были навеяны следующие стихи:

			Он похож на крокодила, когда в беге
						 играет на небосводе,
			Как будто поднимается из моря его
						 разгневанное темноцветное тело;
			Зарычит он, словно дракон, когда разгневается на мир.
			Изрыгает огонь и дым из пасти и зубов своих.

Весьма уважаемые монголы, слова которых заслуживают доверия, настойчиво утверждают, что «сами неоднократно видели это».

Иногда Лу выступает локальным и хтоническим духом; чаще, однако, в этой роли фигурирует лус (первоначально множественное число от лу), но четкое разграничение между этими двумя персонажами отсутствует. Лусы (лусут или лусат, лусын, лусан, лосон), как правило — духи-хозяева, прежде всего, водоемов, но также и гор, урочищ и других местностей. Представлений о связи между Лу и лусом (лусут) и первичности Лу отразилось в монгольском предении, согласно которому первый лусут Луван Луин Джалбо («государь — владыка змей») вылупился из змеиного яйца в виде Лу (дракона), но оставаться им не пожелал и был сделан богами управляющим всеми водами на земле и ханом 77 царств лусутов, которые, родившись от него, заселили все озера, ручьи, колодцы и другие водоемы.

Согласно другим версиям Лу — лишь ездовые животные громовержца, который ездит на них летом, а зимой отдает их на хранение лусам. Связь между грозой, водоемом, нижним миром прослеживается и в калмыцкой сказке: громовержец Лун-хан, относимый в ней к окружению властелина подземного царства Эрлика, поднимается верхом на черной туче из озера, которое при грозе высыхает. У дербетов Лун-ханом называется дух — хозяин местности вокруг Улангома.

Лусы бывают мужского и женского пола, подобно людям, родятся, женятся, болеют, стареют и умирают. Лусы сказачно богаты. Обычно они не показываются человеку. Считалось, что лусы — это духи, принявшие буддизм, но «черные свирепые» лусы (докшин хара лусут) — духи, «не имеющие веры» (ср. Докшиты). По представлениям калмыков «черные лусы» — это вообще духи природы.

В бурятской мифологии лусы связаны исключительно с водоемами. По поверьям западных бурят, владыкой водяных ханов является Уха лусан (Уха лосон, Уха лубсан), седобородый старец в белых одеждах, живущий на дне моря в серебрянном дворце (ср. кит. Лун-ван).

Иногда лусы выступают как явно хтонические существа: они наделяются эпититом «нижние», связываются с слоями земли, с царством Элрика, подчеркивается их змееподобие. В монгольском эпосе лусы часто фигурируют как обитатели и хозяева нижнего (подземного, поводного) мира; по большей части они не враждебны герою, являются родственниками его матери или невесты.

Встречается и трансформированный образ луса: хтоническое чудовище, олицетворяющее хаос, источающее яд, грозяще гибелью и разрушениями; обитает в недрах земли млм мирового океана (ср. Абрага Могой). В одном из мифов Очирвани, приняв облик птицы Гаруды, вытаскивает змея Лосуна из океана, трижды оборачивает его вокруг мировой горы Сумеру, а голову придавливает к вершине камнем, оставив хвост в воде.

На образы Лу и луса оказали влияние представления о лу в тибетской мифологии. Многие особенности Лу объясняются установившимся в центральноазиатском буддизме прямым соответствием между Лу и нагами, отчего «государь лу» (лу-хан, лун-хан, а так же лусын-хан и лусут-хан) иногда адекватен буддийскому Нагарадже («царю змей»), обитающему в мировом океане и как его владыка выступающему в качестве мирового змея.

«Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила», Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.;