Форум Гнезда :: Наткнулся в энциклопедии
Показать больше информации
Здравствуйте,Гость | Сегодня Воскресенье, 5 Февраль 2023
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

   Начало   Правила Войти Регистрация  

grant
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор: ДраконРассвета Тема: Наткнулся в энциклопедии   (Прочитано 3533 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
ДраконРассвета

Автор
Дракон
Азеркин



маг-исследователь

Сообщений: 4 487


Offline Offline

« : 11 Март 2010, 04:09:09 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

Читая статью "Дракон", наткнулся на фразу: >>ср. также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра<<

Кто-нибудь может дать ссылку на текст этого мифа?
Знаю Микиту Кожемяку, который при помощи Змея создал Змеевы валы, протянувшиеся от Днепра до Волги. До сих пор, кстати, видны местами.
Но чтобы Днепр проорали...
Записан

Цвет яблони. Пчела.
Огромный пёс лизнул котёнка.
Sky Star






Сообщений: 234


Offline Offline

« Ответ #1 : 11 Март 2010, 09:20:11 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

Нет, видел более простой вариант (слышал краем уха), при помощи одной (три в одном) драконей силы вспахали поле под посев, хотя и то что делили землю на два участка, т.е. на ваше и наше, в результате чего могло получиться русло реки, возможно я видел и слышал - эту сказку, как на слух, так, и в картинках. В общем, про реку там уточнений небыло (её название или забыл то я, фиг знает..) GPS еще тогда не изобрели, да и карты как таковой в нашем нынешнем понимании не было.
Так что, МиФффф это всего лишь миф, но вот товарищи за рубежом - это мифы проверяли на практике ;), может, и этот проверят !?! =)
Записан
Rivelt

Дозорный
Дракон





Сообщений: 2 938


Offline Offline

« Ответ #2 : 11 Март 2010, 12:29:15 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

ДраконРассвета,
это может быть книга "Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946;" — судя по списку источников для статьи в энциклопедии Мифы народов мира. Я в этом не уверен — книги у меня нет.

В статье Рыбакова говорится про статьи В. В. Гиппиуса и В. П. Петрова, вышедшие еще в 1929 и 1930 гг (в контексте драконов и кузнецов). Возможно, вариант про рытьё Днепра идёт оттуда.
Записан
Scratch

Автор


Пушистое создание

Сообщений: 987


Offline Offline

« Ответ #3 : 11 Март 2010, 13:53:12 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

Хм. Это одна из частей вот этих мифов:
http://heathen.narod.ru/library/rus_ved.html
(см. третий клубок).
Записан

Hic sunt dracones
ДраконРассвета

Автор
Дракон
Азеркин



маг-исследователь

Сообщений: 4 487


Offline Offline

« Ответ #4 : 11 Март 2010, 14:51:21 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

Scratch, Жаль, там авторство не указано. И источник тоже. Что-то мне это сильно напомнило Асова с  его множеством имён и буйной фантазией.
Записан

Цвет яблони. Пчела.
Огромный пёс лизнул котёнка.
Ellery

Автор
Азеркин



Почетная бабаня форума

Сообщений: 2 991


Offline Offline

« Ответ #5 : 11 Март 2010, 15:32:42 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

Змей. Змей в легендах подpобно не описывается. Он находится где то на юге, y моpя, и от моpя (или из моpя) пpилетает на нашy землю за человеческими жеpтвами.
Междy людьми нашей земли и Змеем сyществyет тяжелый договоp: люди должны ежегодно (ежедневно) посылать к немy «на пожеpенье» по человекy (чаще – это девyшка, цаpева дочь). Иногда в ваpиантах отсyтствyет pегламентация взаимоотношений и говоpится только о том, что Змей нападает и ест людей: «Коли виходила з моpя змiя, щоб їсти людей, то люди не могли спастися и змiя всiх людей поїла…».

Иногда в пеpесказе легенд, обычно весьма лаконичных, пpостyпают pитм и обpазность эпической поэзии:

Ця змiя безпощадно пожиpала людей,

Hе минаючи нiкого: нi стаpого, нi малого

Там, де вона з'являлась.

Люди гинyли, як тpава пiд ногами скотy

I як пpосо на сонцi.

(Петpов, с. 200)

Сами обpазы вытоптанной стадом тpавы и засyшенного зноем пpоса, одного из дpевнейших злаков, может быть, ведyт нас в бpонзовый век, к шиpоко pасселявшимся тогда пастyшеским племенам?

3. Победа над Змеем. Кyзьма и Демьян (или Кyзьмодемьян) yкpывают в своей кyзнице очеpеднyю обpечённyю жеpтвy и запиpают толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказывается y самой кyзни, кyзнецы пpедлагают емy пpолизать языком дыpy в железной двеpи, обещая выдать yкpываемого (или одного из кyзнецов): «пpолижи в двеpях дipкy, тод! я посадю To6i на язика Кyзмy» (Петpов, с. 202).

Змей начинает лизать железнyю двеpь кyзни; кyзнецы в это вpемя pазогpевают клещи, что иной pаз длится 20 сyток. Когда Змей в конце концов пpосовывает головy или язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнецы хватают Змея за язык pаскалёнными клещами и побеждают его.

4. Пpопахивание «змиевых валов». Победив Змея, божественные кyзнецы запpягают его в выкованный ими плyг и пашyт на нем гигантскyю боpоздy. Доpвавшись, наконец, до большой воды (Днепp, моpе), Змей пил, пил и лопнyл. Из его чpева вылетели всяческие гады и насекомые. Кyзьма и Демьян пpопахали на Змее длинный вал со pвом на южной стоpоне. «Вони пеpеоpали всю землю», и «коли вони йшли, то нагоpнyли вал» «остатки боpозни залишилися й досi». «Колись наша стаpа ходила до Київа i бачила тy боpознy». Рассказчики легенд сами видели этy боpоздy вал: «Хто i зна, що воно [вал], бо воно тягнется хто зна вiдкiль i хто зна кyди i piвне як стpyна» (Петpов, с. 199).

Геогpафия «величезной боpозны» совпадает с pазмещением «змиевых валов» на Укpаине. Очень часто отпpавной или конечной точкой являются Киев и его окpестности. Если начинали оpать на Змее где то в стоpоне от Киева, то в большинстве слyчаев допахивали до Днепpа:

«А вaли тi, що Кyзьма и Демян змiею обоpyвали Київ, i досi е; на них i тепеp кажyть – „Змiїнi вали“, тiлько вони вже не такi високi, як бyли, бо коли змiя лопнyла, то земля звоpyшилась й тi глyбочезнi pови позасовyвалися» (Петpов, с. 204).

«Вiд Житомиpа до Київа Кyзьма за плyгом ходив…»; «…начали оpать ним [змеем] аж до Днiпpа пpотягли боpознy ним» (Петpов, с. 199). «Дооpавши до Днiпpа, вона [змея] влiзла в водy й почала пити…»; Кyзьма и Демьян «об'їхали нею [запpяжённой змеей] веpтаючи боpознy плyгом, yсю кpаїнy кpyгом» (Петpов, с. 200).

«Коло Київа такy канавy пpооpали, що и досi е великий пpевеликий piв».

«Пpооpали piвнy боpознy аж вiд Чеpнiгiвськой гyб. та пpямо до Днiпpа. Як дооpали до Днiпpа, змiй дyже втомився и хотiв пити…» (Петpов, с. 202).

Иногда pассказ pасцвечивался кpасочными подpобностями:

«…I оpyть тею змiею, обоpyють Київ i такi великi скиби повеpнyли – завбiльшки як цеpква».

«Обiйшли вони чимало и хотiли кpyгом Київа обоpать, але тpохи не дооpали, бо змiя втомилася й як тiлько дооpали до Днiпpа, вона не витpимала й кpyнyла пpямо до беpега й як пpипалася до води, то так пила, що аж pевло!

Демян бyв дyже голосний i став на каменi й гyкав, щоб с човнами тiкали – бо втягне змiя…» (Петpов, с. 203).

В pяде пеpесказов легенды пахота на Змее оканчивается y моpя, но днепpовский ваpиант более yстойчив. Есть ваpианты, в котоpых мотивиpyется необходимость пpопахивания боpозды вала; когда чyдесный кyзнец схватил Змея клещами, то Змей пpедложил: «Довольно, – говоpил он, – бyдем миpиться: пyсть бyдет вашего света половина, а половина – нашего… пеpеделимся». Кyзьма и Демьян пpедлагают тогда: «…лyчше пеpеоpать свет, чтобы ты не пеpелезал на нашy стоpонy бpать людей – беpи только своих» 23.

В многочисленных записях кyзьмодемьянской змеебоpческой легенды пеpед нами встает дpевний миф, ещё не пеpешедший полностью в аpхаичный богатыpский эпос, но yже близкий к немy. Это чpезвычайно интеpесный сюжет, важный как в истоpическом, так и фольклоpистическом отношении. Поэтомy особое значение пpиобpетает датиpовка вpемени возникновения пеpвичной фоpмы змеебоpческого мифа.

Данные для датиpовки содеpжатся как в основных элементах самого мифа, так и в геогpафии pаспpостpанения его наиболее лаконичных, не осложненных сказочной пестpотой ваpиантов.

Основных элементов в змеебоpческом мифе тpи:

1. Кузнецы змееборцы (или кузнец змееборец).

2. Змей.

3. Валы, созданные после нападения Змея.

Исходной формой змееборца следует, очевидно, считать не пару кузнецов, а одного кузнеца демиурга, так как, несмотря на парность христианских святых Кузьмы и Демьяна, рассказчики легенд постоянно сбивались на единственное число, создавая причудливую форму – коваль Кузьмодемьян.

Кузнец змееборец – это первый кузнец, выковавший первый плуг (иногда научивший земледелию). Он несомненно близок к Сварогу или даже тождествен с ним, так как подчеркнутая летописцем функция Сварога – охранителя брака целиком перенесена в восточнославянском фольклоре на Кузьмодемьяна. Кузьмодемьян – позднейший христианский псевдоним древнего языческого Сварога.
(Б. Рыбаков. "Язычество древних славян")
Взято здесь:  http://www.sunhome.ru/books/b.yazychestvo_drevnih_slavyan/1 , с. 126-128.
Записан

Нежный циник. Романтичный прагматик. Жизнерадостный меланхолик. Сплошные противоречия...
Scratch

Автор


Пушистое создание

Сообщений: 987


Offline Offline

« Ответ #6 : 11 Март 2010, 16:55:39 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

ДраконРассвета, да, именно Асов Я перепроверил. Это он.
С другой стороны, "Борозда от Киева до моря" -- ну какие это могут быть змеиные валы? Это типичнейший Днепр
Но, кстати, вот сказка -- http://uk.wikisource.org/wiki/Походження_річок_та_балок -- собственно, про происхождение рек.
Кроме того -- http://www.magdalynivka.dp.ua/eco_turism/legenda_pro_oril -- не про Днепр, а про реку Ориль. Но корни прослеживаются очень хорошо.

Кстати, занятно, что в китайских мифах тоже есть дракон, который рыл русла рек. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инлун
« Последнее редактирование: 11 Март 2010, 17:33:46 от Scratch » Записан

Hic sunt dracones
ДраконРассвета

Автор
Дракон
Азеркин



маг-исследователь

Сообщений: 4 487


Offline Offline

« Ответ #7 : 11 Март 2010, 17:10:54 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

После того, как он несоклько раз новыми псевдонимами открещивался от своих прежних завиральных фантазий, я ему не верю. Для меня он не авторитет.
Записан

Цвет яблони. Пчела.
Огромный пёс лизнул котёнка.
Scratch

Автор


Пушистое создание

Сообщений: 987


Offline Offline

« Ответ #8 : 11 Март 2010, 17:39:45 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

Ну, именно поэтому я привел другие легенды, в которых реки возникают благодаря змею/дракону

Опять же, нашел очередную словарную ссылку, но в ней не указывается, откуда дровишки -- http://a-nomalia.narod.ru/mif/58.htm
Записан

Hic sunt dracones
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


* Форум Гнезда - Информационный центр
Последние сообщения
Последние сообщения
zloradovich Re: Новости мира кино
Тема : Новости мира кино
Фильмотека дракона 24 Январь 2023, 09:42:58
Netestraz Re: Книга "Жизнь с нуля". Нетестраз
Тема : Книга "Жизнь с нуля". Нетестраз
Творчество 23 Январь 2023, 19:19:37
zloradovich Re: Огненное дыхание
Тема : Огненное дыхание
Заходи на огонёк 23 Январь 2023, 13:27:10
Квалиор Re: Вспомнил про гнездо :)
Тема : Вспомнил про гнездо :)
Флейм ;) 11 Январь 2023, 22:13:50
Квалиор Re: Коллекция драконьих ссылок
Тема : Коллекция драконьих ссылок
«Перекресток семи дорог» 07 Январь 2023, 20:16:48
Квалиор Находка "Древнего места" в интернете
Тема : Здравствуйте, я новенький
Для новичков 07 Январь 2023, 19:57:55
дракончик оборотень Re: Поздравления
Тема : Поздравления
Флейм ;) 01 Январь 2023, 21:35:20
zloradovich Re: Если бы не астероид
Тема : Если бы не астероид
Заходи на огонёк 30 Декабрь 2022, 08:02:32
zloradovich Re: Парки Юрского Периода
Тема : Парки Юрского Периода
Фильмотека дракона 03 Ноябрь 2022, 16:46:10
Netestraz Re: Сборка шкафов (щит распределительный) (Осторожно! Трафик!)
Тема : Сборка шкафов (щит распределительный) (Осторожно! Трафик!)
Флейм ;) 13 Октябрь 2022, 18:32:14