Драконовские меры Ефима ШифринаВ «Театриуме на Серпуховке» полным ходом идут репетиции
«Дракон» первая премьера сезона на большой сцене. Но дело даже не в том, что первая, а в том, что этот монстр делает ставку на экстремальность по всем статьям: декорации из цветного металла, костюмы мануфактурно-кондитерские, распределение ролей неожиданное. Одним словом, масштабная провокация, где смешались любовь, грязь, битва и секс. Но лучше все по порядку. Итак, роли. Я болен всеми психическими болезнямиВ этом огромном медном котле господин Бургомистр ключевая фигура из властных структур. На эту роль приглашен эстрадник Ефим Шифрин. Ефим весь в черном, поджарый, в отличной форме. И его первое явление публике выглядит так: за спиной Шифрина топчутся затравленные горожане каждый со своим подарочком и подношением. Сцена умасливания решена пластически: серая масса буквально стелется у ног Бургомистра, а тот ловит кайф, упиваясь властью, как шампанским в ванне. Бургомистр (демократично-снисходительно): Здравствуй, Эльза. Здравствуйте, товарищ. Ланцелот: Вот я. Бургомистр: Прежде всего говорите потише, по возможности без жестов, двигайтесь мягко и не смотрите мне в глаза. Ланцелот: Почему? Бургомистр (доверительно-капризно): Потому что нервы у меня в ужасном состоянии. Я болен всеми нервными и психическими болезнями, какие есть на свете, и еще тремя, неизвестными. Он зыбкий, скользкий, мерзкий как написано у Шварца, так Шифрин и пытается делать Бургомистра обаятельно-обольстительно. Сам еще тот драконище. Во время перерыва спрашиваю его: Ефим, почему вы согласились на эту роль? У вас на эстраде работы мало? Сейчас, как мне кажется, плодородную ниву можно жать только в театре, в театр переместился центр идей. А эстрада… застряла, ей остается разве что ворошить былые шутки в томиках Аверченко или Тэффи. Я принял предложение от Мирзоева не оттого, что мне стало тоскливо на эстраде (хотя отчасти и поэтому), а потому что только ко дню рождения такие подарки делают в виде драматургии Шварца. Если бы мне предложили «Голого короля», я тоже не задумываясь согласился бы и на радио стал бы читать «Снежную королеву». Какая самая сложная сцена, подходя к которой, вы напрягаетесь или, может быть, даже боитесь? Как ни странно первая, появление Бургомистра. Моментальный, знаете, такой тест бывает. Знаю на беременность? Кстати, о беременности. Одна блондинка другой говорит: «Вчера сдавала тест на беременность». А другая: «Ну и что? Вопросы трудные были?» Серьезно вот если в первой сцене лакмусовая бумажка не окрасится, то дальше тяжело будет. Варя, а тесто когда принесут? на весь зал спрашивает режиссер Мирзоев своего помрежа. Та отвечает, что, мол, тесто уже на подходе и через минут 40 его доставят в зал. А при чем здесь тесто, думаю я. Неужели Мирзоев намерен прямо на сцене выпекать, как написано у Шварца, пирожки под названием «Бедная девушка»? Девушку Эльзу играет Катя Гусева, ее возлюбленного, рыцаря Ланцелота Егор Пазенко («Личный номер», «Гибель империи», «Гражданин начальник» и др.), на остальных ролях актеры Московского театра клоунады. Рассмотреть свое темное начало
Краткое содержание: некий городок 400 лет находится под властью Дракона. Каждый год самая красивая девушка города приносится ему в жертву. Появляется странствующий рыцарь Ланцелот, который готов сразиться с чудовищем, чтобы спасти и девушку, и город. Однако его желание неожиданно встречает сопротивление горожан, предпочитающих привычное рабство неизвестной свободе. Сама пьеса Шварца, отлично освоенная нашим театром, пожалуй, самая большая засада в этом проекте. К «Дракону» подступались многие, но не все преуспели. В самом деле, о чем сегодня ставить «Дракона»? Про тоталитаризм как явление, о котором талантливо и иносказательно в эпоху советской цензуры сочинил Шварц, уже не актуально. Про демократию, что загнулась не развившись, пока тоже. А может, эту химеру приручить и рассмотреть как милейшую «фишку» всепобеждающего гламура: бедная Эльза в объятиях чешуйчатой рептилии, сумочка из нее, и их милые хвостатые детки… Словом, каждому дракону свое время, а каждому времени свой дракон. Какой он сегодня у Владимира Мирзоева? Судя по расслабленному виду режиссера в зале не так страшен и агрессивен, как его малюют. Мирзоев один из тех немногих, кто на репетициях не прибегает к драконовским методам, не истерит, чтобы сделать замечание артисту, отводит его в сторону. И кажется, что на его репетициях анархия мать порядка. Однако это видимость просто мастер мягко стелет. Мне кажется, что в ХХ веке мы были убеждены, зло это режим: фашизм, вообще любой тоталитаризм, и зло навязано человеку системой. А сейчас, в момент сетевого терроризма, когда люди становятся бомбистами по велению сердца, мы опять возвращаемся к мысли, что зло гнездится внутри человека. В новой сложившейся ситуации нужно попытаться очень подробно рассматривать то, что в нас живет. В том числе и темное начало. И не столько подавить его, сколько на свет божий вынуть и рассмотреть. Ты говоришь такие серьезные вещи. Это значит, что спектакль будет страшный? Он не будет очень страшный. Это же сказка, а сказка пугает настолько, насколько нужно, и всегда дает возможность нашему детскому сознанию не только ужаснуться, но и победить эту тьму. Это пессимистическая комедия в отличие от оптимистической трагедии. Пока мы говорим, из труб, которыми утыкан весь котел, постоянно льется какое-то дерьмо. Результат коллективного испуга? Грязь политики бургомистра или лечебная грязь доктора Шварца, которому ассистирует доктор Мирзоев? Хорошо еще, что это не пахнет. А дракон бритый качок!Входит Дракон. Хотя у Шварца и написано, что размером он с церковь, но в «Театриуме на Серпуховке» это скорее забавно-сексуальное существо, чем страшно-ужасное. У мирзоевского Дракона только тело состоит из 17 артистов, а голова из трех. Тело ползает по котлу снизу вверх и сверху вниз с ловкостью каскадеров. А голова мужско-женского пола: Марина Есипенко из Вахтанговского театра, Сергей Лобанов, по прозвищу Борода, из Театра клоунады и вольный стрелок Арман Хачатрян. Троица отнюдь не святая: Борода бритый качок в татуировках, Хачатрян долговязый меланхолик и тоже бритый, а Есипенко стервозная секси. Голова нагло вламывается в сцену Эльзы с Ланцелотом с бутылками и разнузданной песней: «На-ни-на-ни-на-ни-на…». 1-я голова: Как здоровье? Из горла будешь? Ланцелот: Я на работе не пью. 1-я голова: Я тоже. Как уживаются головы можно умереть со смеху. Допустим, Есипенко подает реплику про ногти, Борода в секунду начинает грызть свои, за что тут же получает подзатыльник, а Хачатрян… меланхолично комментирует чужой текст. Когда Ланцелот объясняется Эльзе в любви, долговязая часть головы эротично стонет, почесывая волосатую грудь. После принцессы Турандот в одноименном театральном шлягере или Реганы из «Короля Лира» Есипенко непривычно видеть на такой роли. Но она уверяет меня, что даже в голубых героинях, которых она переиграла множество, она всегда любила находить яркие краски. А здесь сам бог велел. И вообще: Дракона становится жалко, когда в финале он умирает и просит: «Пить, пить». Да что там говорить, по сравнению с тем, что сегодня происходит, у Дракона Шварца невинные игры. Всего-то жертв одна девушка в год, а у нас сколько? Эльзу закатали в тестоИ все-таки при чем здесь тесто? А при том, что свадебное платье Эльзы, которая в финале выйдет замуж за проклятого буржуина, то есть Бургомистра, будет не из парчи и шелка, а из настоящего теста. Театральный повар Алексей приносит его на подносе за кулисы, и в него аккуратно закатывают Эльзу Катю Гусеву. В тесте она смотрится не хуже, чем на коньках. Она уверяет нас, что ее героиня сперва пекла пироги, булки, кренделя, а потом и сама превратилась в пирог. И когда она предстает в этом платье, становится ясно девушку ведут на съедение... И вот Гусева уже на сцене в таком миленьком коротеньком платьице прилежная школьница. Кому школьница, а кому метафора. И что, все костюмы у вас из теста? спрашиваю художницу Аллу Коженкову. Из теста только одно. И, между прочим, придумала его сама Катя. А вообще гардероб Дракона состоит как бы из трех частей. Первый для тела дракона. А тело это, видишь целых семнадцать человек, и оно как сумасшедшее лазает по котлу. Делать это можно только в обуви для дайвинга. Мы закупили ее в спортивном магазине и теперь вот пытаемся закрасить. Обувь дайверов дополняют костюмы из льна, рогожки и шелка. Эти костюмы являются прямыми цитатами картин Босха и отчасти исторических костюмов 30—50-х годов. И фэшн в финале третья часть гардероба. По барахолкам, частным лицам ассистенты художника ищут пиджаки, пыльники, жилеты, обувь того времени. Буквальность соблюдается даже в аксессуарах перчатках, сумочках... Самым большим дефицитом оказались женские резиновые ботики на кнопках. Такие, какие сейчас, к огорчению дамочек, не выпускаются. Это такие клевые боты комментирует художница, в них женщина всовывала ножку уже в туфлях, и вперед, по грязи. Представляешь? Не представляю этого чуда. Но вижу реальное: Катя Гусева выходит на сцену в сопровождении четырех артистов. Артисты несут шлейф ее тестового платья и по дороге жрут его. Наглым образом отрывают по кусочку и засовывают в рот. Чтобы тесто намертво прилипло к стройному телу бедной Эльзы, повар не имеет права ошибиться ни на миллиграмм с ингредиентами. В противном случае платье буквально расползется на глазах у влюбленного Ланцелота... Лучик надежды в финалеИ все-таки «Дракон» спектакль о любви. Эльза опускается на колени перед Ланцелотом. Ланцелот (нежно): Разве знают в бедном вашем народе, как можно любить друг друга? Страх, усталость, недоверие сгорят в тебе, исчезнут навеки вот как я буду любить тебя. А ты, засыпая, будешь улыбаться и, просыпаясь, будешь улыбаться и звать меня вот как ты меня будешь любить. Ну какая девушка устоит после таких слов? Даже та, которая готовится убить возлюбленного. Поэтому Эльза швыряет нож на пол, и тут же возникает трехголовая смешная гидра, которая очень огорчается, что обошлось без жертв. 3-я голова: Вот дрянь! 1-я голова: Ну-ну. Что ж. Придется подраться. 3-я голова: Я тут не так давно разработала очень любопытный удар лапой «эн» в «икс»-направлении. 1-я голова: Это что, ногой по яйцам, что ли? 3-я голова: Да ладно. Сейчас попробуем его на теле. Очень не хочется, чтобы кого-то опять убили: Ланцелота ли, Дракона ли… Все-таки у сказок должен быть хороший конец. Будет ли хеппи-энд у Мирзоева? Комедия наша немножко, может быть, грустноватая, но не страшная. Лучик надежды в финале имеем, я бы так сказал меланхоличный хеппи-энд. И в этот момент, должно быть, наконец-то перестанет вытекать грязь, из-под колосников спустится огромная сияющая люстра, заиграет группа «Sеcond hand band» и начнется фэшн убиенных и уцелевших героев в китайских костюмах. Ведь Дракон к нам прилетел с Востока мудрого и тонкого. Новый взгляд на драконаМарина Есипенко: Я не могу не любить драконов у меня дочка Дракон. А по китайскому гороскопу это «мудрое, щедрое существо», которому, что немаловажно, сопутствует удача. Ефим Шифрин: Раньше мне казалось, что мерзее рептилий ничего не бывает. Но после того, как я отдыхал на вилле в Эмиратах, где жили огромный питон и анаконда, я полюбил их. К чему я эту байку рассказал? Человек беспринципный может ко всему привыкнуть. Дракон перестает быть страшным, когда ты начинаешь говорить с ним на одном языке. Владимир Мирзоев: Дракон может быть не только в трех телах, но в многомиллионном теле, в теле целого народа. Достаточно вспомнить, что происходило с немецким народом при Гитлере или с русским народом при Сталине. Анекдот в тему: Иван-царевич подъезжает к пещере: Змей Горыныч, выходи на бой. Никакого ответа. «Выходи, тварь проклятая. Драться будем». Тишина. Иван-царевич оборался, но никакой реакции. Наконец голос Змея Горыныча сверху: Да вышел я. Зачем в ж...пу орать? Московский Комсомолец |
« | Главная страница | Библиотека | Галереи | Гостевая книга | Форум | О сайте | » |
|
|