Восточные драконы
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Один европеец предложил настоятелю буддийского монастыря осушить ближайшее болото, причинявшее монахам много неудобств, тот решительно отказался, мотивируя свой отказ тем, что в таком случае погибнут „насекомые и драконы“, обитающие в этом болоте.»

Соnze E. Buddhism: Its essence and development. N. Y., 1959.
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Восточные драконы /
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы

Драконы, драконы и снова драконы!

Дракон и жемчужина. Символ удачи

Драконы — неотделимая часть культуры Китая, Кореи и Японии с самых древних времен. В Китае ими помечались лестницы, по которым мог передвигаться только император. В Японии их изображения можно встретить в большом количестве в буддийских храмах. Драконы часто изображаются вместе с фениксом, что символизирует долгую и счастливую жизнь.
Вы когда-нибудь интересовались разницей между китайскими, корейскими и японскими драконами? В каждой из этих стран драконы, на первый взгляд, кажутся одинаковыми, но это не так. Обратим внимание на их пальцы. У китайского дракона их пять. У корейского — четыре, а у японского — три. Население каждой из перечисленных стран имеет свое объяснение такому обстоятельству. Поскольку все в Азии имеет исторические корни в Китае, то начнем с версии китайцев.
В Китае дракон — центральная фигура практически во всех мифах и легендах. Китайцы считают, что драконы появились в их стране и всегда имели пять пальцев. Дракон — дружелюбное животное, любящее попутешествовать. Но однако, чем дальше уходит дракон от Китая, тем больше пальцев он теряет. Так, когда он добрался до Кореи, у него уже оставалось четыре пальца, а когда он, наконец, добрался до Японии, он потерял еще один палец, и у него осталось только три. Это также объясняет, почему драконы так и не добрались до Европы и Америки -- у них просто не хватило пальцев зайти так далеко.
В Японии относительно драконов думают примерно то же, что и в Китае. Но японцы абсолютно уверены, что дракон родом из Японии. Они согласны с тем, что дракон — животное, любящее путешествовать. С той разницей лишь, что чем дальше путешествует дракон, тем больше пальцев у него вырастает. И поэтому, когда он добрался до Кореи, у него уже было четыре пальца, а когда он пришел в Китай, у него вырос пятый палец. Понятно, что дракон не пошел дальше Китая — новые и новые пальцы мешали ему двигаться.
Заметим также, что у восточных драконов нет крыльев, несмотря на то, что их часто изображают среди облаков или спускающимися с неба. Именно поэтому драконам приходится путешествовать пешком и испытывать такие трудности со своими конечностями.
В Корее бытует аналогичная версия о происхождении драконов. Конечно же, корейцы точно знают, что драконы впервые появились в Корее. И у дракона изначально было четыре пальца. Но всякий раз, когда дракон двигается на север или восток — он теряет пальцы, а когда на юг или запад — приобретает. Если бы он отправился на запад, в Европу, у него выросло бы столько пальцев, что он не смог бы двигаться. Если бы он направился на восток, в Америку, то он очень скоро потерял бы все пальцы и, опять же, не смог ходить.
Пол дракона обычно можно определить с первого взгляда. Во всех трех странах выяснение пола основывается на одних и тех же факторах (и слава богу!). Дракон-самец обычно держит в хвосте булаву, в то время как дракон-самка держит в хвосте веер. Единственная проблема здесь в том, что хвост дракона не всегда видно, и следовательно, сложно сказать, что он (или она) держит в хвосте. Но с другой стороны, если вы не дракон, то какая вам разница, кто перед вами — самка или самец?
Итак, все очень просто. Каждая из этих трех стран обоснованно объясняет происхождение драконов на их земле, не давая ни малейшего шанса в этом вопросе остальным.
Теперь, в следующий раз, когда вы увидите восточного дракона, обратите особое внимание на его когти, и вы всегда сможете точно сказать, откуда он родом.





Альтернативные варианты

Как известно, китайские императоры считаются потомками драконов. Так вот, Отец-дракон, установив порядок в Поднебесной, отправился осматривать окресности. Хаос царил на территории нынешней Кореи, и просили его жители и им оставить в императоры своего наследника. Но Отец-дракон ответил, что, дабы избежать вражды между своими потомками, они будут царствовать лишь в Поднебесной. «Но тогда они завоюют нас и будут угнетать!» —испугались аборигены. Тогда Дракон отрубил свой палец, и оставил им, сказав: «Если пойдут мои потомки на вас войной, покажите им мой палец, и отступят они, вспомнив о моих заветах». Корейский дракон с чтырьмя пальцами — не отдельный вид, или инвалид, а напоминание, про которое, как обычно, люди забыли. И издревле четыре пальца рисуются на всех, а не на одной лапе, по той же причине, по какой забывчивые люди оставляют себе по нескольку памяток в разных местах о необходимости одного действия.Далее тоже происходит в Японии, и пальцев остается три.

©Удав Летучий




До монгольского завоевания китайский дракон имел на каждой лапе по три (число Ян) когтя, а общее их число составляло 12, по аналогии со знаками зодиака также составлявшее число Неба (то есть Ян). Монголы, по существующей гипотезе, в попытках самоутвердиться сделали своего дракона "сильнее" китайского, наделив его каждую лапу четырьмя когтями (уничтожив при этом традиционную символику их числа). После победы китайцев над монголами и создания империи Мин дракон вновь претерпел метаморфозы - он стал пятикоготным, то есть, во-первых, "сильнее" монгольского и, во-вторых, все же более "янским", поскольку 5 число нечетное. В империи Цин под управлением маньчжуров существовали две разновидности драконов - о пяти и о четырех когтях, называвшиеся соответственно лун 龍 и ман 蟒. Первый был по статусу старше второго и по правилам (которые иногда тем не менее нарушались) был атрибутом императора и его ближайших родственников и предназначенных для них предметов. Правда существовали и пятикоготные маны, младшие по отношению к лунам, но внешне ничем от них не отличающиеся. (Особо стоит вопрос о так называемой "летающей рыбе 飛 魚", изображение которой очень трудно отличить от дракона.)  

Как бы то ни было, представляется возможным говорить о том, что любое изображение четырехкоготного дракона не может датироваться ранее Юаньского, а пятикоготного - ранее Цинского времени. Из этого следует вывод о том, что если некий предмет с трехкоготным драконом по другим признакам безошибочно датируется временем не ранее Юань, то он не китайского происхождения, а, например, создан в Японии. В качестве примера можно привести деревянный резной шкафчик в собрании Государственного музея Востока, который на протяжении многих десятилетий числился китайским, но на основании изложенной схемы был обследован одним из лучших отечественных экспертов по прикладному искусству Японии В.А.Друзь (ГМВ) и ныне украшает музейную постоянную экспозицию японского искусства.

Существуют правда исключения, связанные с тем, что в начале 20 в. в Китае для удовлетворения вкусов европейцев изготовлялись в некотором количестве произведения прикладного и изобразительного искусства в японском стиле.

Надеюсь, с одной стороны, что изложенное выше поможет для датировки китайских произведений искусства лицам, не очень в этом искушенным, а с другой - получить данные от более опытных коллег, опровергающие или уточняющие набросанную схему.

 В. Сычев