Восточные драконы
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Как известно, драконов не существует.
Эта констатация может удовлетворить лишь ум простака, но отнюдь не ученого»

Станислав Лем.
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Восточные драконы /
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы
Восточные драконы

Драконы, драконы и снова драконы!

Дракон и жемчужина. Символ удачи

Драконы — неотделимая часть культуры Китая, Кореи и Японии с самых древних времен. В Китае ими помечались лестницы, по которым мог передвигаться только император. В Японии их изображения можно встретить в большом количестве в буддийских храмах. Драконы часто изображаются вместе с фениксом, что символизирует долгую и счастливую жизнь.
Вы когда-нибудь интересовались разницей между китайскими, корейскими и японскими драконами? В каждой из этих стран драконы, на первый взгляд, кажутся одинаковыми, но это не так. Обратим внимание на их пальцы. У китайского дракона их пять. У корейского — четыре, а у японского — три. Население каждой из перечисленных стран имеет свое объяснение такому обстоятельству. Поскольку все в Азии имеет исторические корни в Китае, то начнем с версии китайцев.
В Китае дракон — центральная фигура практически во всех мифах и легендах. Китайцы считают, что драконы появились в их стране и всегда имели пять пальцев. Дракон — дружелюбное животное, любящее попутешествовать. Но однако, чем дальше уходит дракон от Китая, тем больше пальцев он теряет. Так, когда он добрался до Кореи, у него уже оставалось четыре пальца, а когда он, наконец, добрался до Японии, он потерял еще один палец, и у него осталось только три. Это также объясняет, почему драконы так и не добрались до Европы и Америки -- у них просто не хватило пальцев зайти так далеко.
В Японии относительно драконов думают примерно то же, что и в Китае. Но японцы абсолютно уверены, что дракон родом из Японии. Они согласны с тем, что дракон — животное, любящее путешествовать. С той разницей лишь, что чем дальше путешествует дракон, тем больше пальцев у него вырастает. И поэтому, когда он добрался до Кореи, у него уже было четыре пальца, а когда он пришел в Китай, у него вырос пятый палец. Понятно, что дракон не пошел дальше Китая — новые и новые пальцы мешали ему двигаться.
Заметим также, что у восточных драконов нет крыльев, несмотря на то, что их часто изображают среди облаков или спускающимися с неба. Именно поэтому драконам приходится путешествовать пешком и испытывать такие трудности со своими конечностями.
В Корее бытует аналогичная версия о происхождении драконов. Конечно же, корейцы точно знают, что драконы впервые появились в Корее. И у дракона изначально было четыре пальца. Но всякий раз, когда дракон двигается на север или восток — он теряет пальцы, а когда на юг или запад — приобретает. Если бы он отправился на запад, в Европу, у него выросло бы столько пальцев, что он не смог бы двигаться. Если бы он направился на восток, в Америку, то он очень скоро потерял бы все пальцы и, опять же, не смог ходить.
Пол дракона обычно можно определить с первого взгляда. Во всех трех странах выяснение пола основывается на одних и тех же факторах (и слава богу!). Дракон-самец обычно держит в хвосте булаву, в то время как дракон-самка держит в хвосте веер. Единственная проблема здесь в том, что хвост дракона не всегда видно, и следовательно, сложно сказать, что он (или она) держит в хвосте. Но с другой стороны, если вы не дракон, то какая вам разница, кто перед вами — самка или самец?
Итак, все очень просто. Каждая из этих трех стран обоснованно объясняет происхождение драконов на их земле, не давая ни малейшего шанса в этом вопросе остальным.
Теперь, в следующий раз, когда вы увидите восточного дракона, обратите особое внимание на его когти, и вы всегда сможете точно сказать, откуда он родом.





Альтернативные варианты

Как известно, китайские императоры считаются потомками драконов. Так вот, Отец-дракон, установив порядок в Поднебесной, отправился осматривать окресности. Хаос царил на территории нынешней Кореи, и просили его жители и им оставить в императоры своего наследника. Но Отец-дракон ответил, что, дабы избежать вражды между своими потомками, они будут царствовать лишь в Поднебесной. «Но тогда они завоюют нас и будут угнетать!» —испугались аборигены. Тогда Дракон отрубил свой палец, и оставил им, сказав: «Если пойдут мои потомки на вас войной, покажите им мой палец, и отступят они, вспомнив о моих заветах». Корейский дракон с чтырьмя пальцами — не отдельный вид, или инвалид, а напоминание, про которое, как обычно, люди забыли. И издревле четыре пальца рисуются на всех, а не на одной лапе, по той же причине, по какой забывчивые люди оставляют себе по нескольку памяток в разных местах о необходимости одного действия.Далее тоже происходит в Японии, и пальцев остается три.

©Удав Летучий




До монгольского завоевания китайский дракон имел на каждой лапе по три (число Ян) когтя, а общее их число составляло 12, по аналогии со знаками зодиака также составлявшее число Неба (то есть Ян). Монголы, по существующей гипотезе, в попытках самоутвердиться сделали своего дракона "сильнее" китайского, наделив его каждую лапу четырьмя когтями (уничтожив при этом традиционную символику их числа). После победы китайцев над монголами и создания империи Мин дракон вновь претерпел метаморфозы - он стал пятикоготным, то есть, во-первых, "сильнее" монгольского и, во-вторых, все же более "янским", поскольку 5 число нечетное. В империи Цин под управлением маньчжуров существовали две разновидности драконов - о пяти и о четырех когтях, называвшиеся соответственно лун 龍 и ман 蟒. Первый был по статусу старше второго и по правилам (которые иногда тем не менее нарушались) был атрибутом императора и его ближайших родственников и предназначенных для них предметов. Правда существовали и пятикоготные маны, младшие по отношению к лунам, но внешне ничем от них не отличающиеся. (Особо стоит вопрос о так называемой "летающей рыбе 飛 魚", изображение которой очень трудно отличить от дракона.)  

Как бы то ни было, представляется возможным говорить о том, что любое изображение четырехкоготного дракона не может датироваться ранее Юаньского, а пятикоготного - ранее Цинского времени. Из этого следует вывод о том, что если некий предмет с трехкоготным драконом по другим признакам безошибочно датируется временем не ранее Юань, то он не китайского происхождения, а, например, создан в Японии. В качестве примера можно привести деревянный резной шкафчик в собрании Государственного музея Востока, который на протяжении многих десятилетий числился китайским, но на основании изложенной схемы был обследован одним из лучших отечественных экспертов по прикладному искусству Японии В.А.Друзь (ГМВ) и ныне украшает музейную постоянную экспозицию японского искусства.

Существуют правда исключения, связанные с тем, что в начале 20 в. в Китае для удовлетворения вкусов европейцев изготовлялись в некотором количестве произведения прикладного и изобразительного искусства в японском стиле.

Надеюсь, с одной стороны, что изложенное выше поможет для датировки китайских произведений искусства лицам, не очень в этом искушенным, а с другой - получить данные от более опытных коллег, опровергающие или уточняющие набросанную схему.

 В. Сычев