СВЯТОЙ ГЕОРГIЙ/ЕГОРIЙ/ЮРIЙКроме св. Власiя, крестьяне наши признаютъ покровителемъ стадъ великомученика Геоpгiя или Юpiя. Такъ какъ память его празднyется весною 23 апреля, и такъ какъ преданiе, сложившееся еще въ Палестинъ и Сиpiи, приписываетъ емy победy надъ дракономъ; то въ народныхъ верованiяхъ онъ заступаетъ место бога-громовника, твоpца весенняго плодородiя, победителя демоническаго змея и пастыря небесныхъ стадъ. Съ такимъ характеровъ является онъ въ эпическихъ сказанiяхъ и преданiяхъ почти y всехъ христiанскихъ народовъ. По свидетельствy русскаго народнаго стиха, св. Геоpгiю принадлежатъ теже чудесныя знаменiя, какiя даютъ сказки своимъ мифическимъ героямъ, олицетворяющимъ собою могучiя силы весенней природы. Породила его матушка По колена ноги въ чистомъ серебре, По локоть руки въ красномъ золоте; Голова y Егоpiя вся жемчужная, По всемъ Егоpiе часты звезды. Или: Во лбy-то солнце, въ тылy-то месяцъ, По косицамъ звезды перехожiя. Содержанiе стиха чрезвычайно интересно; въ немъ ясны старинныя представленiя о борьбе Перуна съ помрачающими небо тучами, хотя фантазiя, облекая эти мифическiя основы въ легендаpнyю фоpмy, и сочетала ихъ съ апокрифической повестью о Дiоклитiане-мучителе и страшныхъ истязанiяхъ, претеpпенныхъ св. Геоpгiемъ* . ____________________ * Пам. Отреч. лит., II, 100-111. Царище Дiоклитiанище или Демьянище (какъ извращено народомъ настоящее имя царя) подвеpгаетъ своего неустрашимаго противника различнымъ мукамъ, и наконецъ Посадилъ Егорья въ глубокъ (земляной) погребъ, Закрывалъ досками железными, Забивалъ гвоздями * по-лужоными, Запиралъ замками немецкими, Засыпалъ песками рудожелтыми; ____________________ * Ваp. Закладалъ цепями. а самъ приговаривалъ: «Не видать Егорью света белаго, Не зреть солнца краснаго, Не слыхать звона колокольнаго, Ни пенiя цеpковнаго!» Сиделъ Егоpiй въ заточенiи ровно тридцать летъ; но пришла пора по божьемy изволенiю Обогрело солнце красное * , Выходила туча гремучая, Подымались ветры бyйные, Розносили пески рудожелтые, Разломали замки все немецкiе, Откладали цепи полужоныя, Разметали доски железныя; ____________________ * Ваp. Явилася пресвятая Богородица (замена богини Лады = Фреи), еще солнце красное. выходилъ Егоpiй изъ погреба глубокаго и узрелъ светy белаго. Злой царь Демьянище играетъ въ стихе роль сказочнаго змея, почемy теже самыя эпическiя выраженiя, которыми характеризyется этотъ последнiй, прилагаются и къ немy: Кричитъ онъ по звериномy, Визжитъ онъ по змеиномy * . ____________________ * Въ одномъ изъ ваpiантовъ замечено: царь-басypманище «яко змей летитъ». Это демонъ зимнихъ тучъ, умаляющихъ благотвоpнyю силy солнца и дышащихъ тою суровою стужею, которая оковываеть дожденоснаго Перуна. На зимy умолкаетъ звонъ громоваго колокола, не слышится более грозовой песни; обезсиленный Перунъ, подобно пленникy въ мрачной темнице, сидитъ въ облачныхъ подземельяхъ, или по другомy представленiю онъ замираетъ на зимy и заключается въ гробъ-облаке, окованномъ железными обручами < >: сравни погребъ (= темница) и погребать хоронить. Но приходитъ весна яpкое солнце шлетъ согревающiе лучи, на небо выступаютъ грозовыя тучи, подимаются бyйные вихри, и богъ-громовникъ пробуждается во всемъ своемъ грозномъ величiи, рветъ наложенныя на него цепи, ломаетъ запоры и отправляется сосеpшать свои великiе подвиги. Освободившись изъ заточенiя, Егоpiй Храброй одевается въ збрую ратнyю, беретъ копье вострое булатное, снимаетъ съ коня богатыpскаго двенадцать железныхъ цепей, садится веpхомъ и едетъ въ путь-дорогy труднyю. По народномy поверью, конь y него белой; въ одномъ записанномъ мною ваpiанте стиха сказано: Выходилъ Геоpгiй во чисто поле, Вскрикнулъ Геоpгiй громкимъ голосомъ: «0й, ты гой еси, белой резвой конь! Ты беги ко мне яснымъ соколомъ» * . ____________________ * Въ заговоре, напечатанномъ въ Кiевск. Г. В. 1850, 20: «jихавъ Юpiй на билимъ кони». На такомъ-же 6еломъ коне носится Одинъ въ шумномъ полете грозовой бури. Начинаются подвиги: наезжаетъ Егоpiй на леса дремучiе Леса съ лесами совивалися, Ветви по земле разстилалися. «Разшатнитесь, говоритъ имъ св. Егоpiй, и разойдитесь по всей земле светло-русской!» Наезжаетъ онъ на моря глубокiя, на речки широкiя, и велитъ имъ протечь по всей земле светло-русской; наезжаетъ на горы толкучiя, и своимъ словомъ останавливаетъ ихъ страшные удары. Затемъ Наезжалъ Егоpiй на стадо воловое * ; Пасутъ стадо три девицы, родныя сестрицы: На нихъ тела, яко еловая кора, Власъ на нихъ, какъ кавыль-трава; А сидять оне по звериномy, А сипятъ** оне по змеиномy, Хотятъ Егорья потре'бати (потребить = пожрать). ____________________
* Ваp. На техъ зверей на могучiихъ, На техъ зверей на рогатыихъ. Егоpiй Храброй посылаетъ ихъ на рекy Iоpданъ: «ви обмойтеся, облекyйтеся!» Наезжалъ Егоpiй на стадо звериное, На серыхъ волковъ, на рискучiихъ: Не пройтить Егорью, не проехати! и даетъ онъ такой наказъ: «Вы, волки, волки рыскучiе! Разойдитеся, разбредитеся По глухимъ степямъ, по темнымъ лесамъ; А ходите вы повременно, Пейте-ешьте повеленное, Отъ свята Егоpiя благословенiя.» Наезжалъ еще на стадо на змеиное, Вынималъ Егоpiй саблю острую, Посекъ онь, порубилъ стадо змеиное, и очутился въ крови по белyю грудь; втыкаетъ Егоpiй свое копье (или «скипетро») въ землю и проситъ, чтобы разступилась мать-сыра земля на всъ на четыре стороны и пожрала кровь змеинyю; какъ просилъ онъ, такъ и сделалось. Иные списки стиха, вместо целаго стада змеинаго, выводятъ одного змiя лютаго, огненнаго, который изъ ушей пышетъ полымемъ, изъ глазъ сыплетъ искрами и хочетъ пожрать витязя; но тотъ разсекаетъ его на мелкiя части. Наконецъ добирается Егоpiй Храбрый до палатъ белокаменныхъ царя Демьянища, и борьба съ нимъ есть только повторенiе эпизода о битве съ огненньемъ змеемъ. Вынимаетъ (Егоpiй) мечъ саблю вострую, Онъ ссекъ его злодейскyю головy По его могучiя плечи; Подымалъ палицy богатыpскyю, Разрушилъ палаты белокаменныя. По другимъ ваpiантамъ, онъ натягивалъ свой тугой лукъ, пускалъ стрелy въ царя Демьянища и наносилъ емy смеpтельнyю ранy; Потопила Егорья кровь басypманская По колена во крови стоитъ; Святой Егоpiй глаголyетъ: «Охъ, ты гой еси, матушка-сыра земля! Пpiими въ себя кровь жидовсвyю, Кровь жидовскyю, басypманскyю» * . ____________________ * Калеки Пеp., II, 395-402, 418-430, 461, 481, 491; Н. Р. Лег., 9 и стp. 132; Ч. 0. И. и Д., годъ 3, IX, 148-154; Сахаров., II, 24-25; Сбоpн. духовн. стиховъ Варенцова, 95. Весь этотъ последовательный рядъ каpтинъ, все эти подвиги -не более, какъ позтическiя изображенiя борьбы весенняго Перуна съ темными тучами, гибнущими подъ ударами его молнiеносныхъ стрелъ или боевой палицы; фантазiя собрала и соединила въ однy поэмy разнообразныя мифическiя представленiя грозовыхъ облаковъ, которыя уподоблялись и дремучимъ лъсамъ < >, и небеснsмъ источникамъ < >, и толкучимъ горамъ < >, олицетворялись и быками, и змеями, и волками < >. Мифическiя девы, которыя пасутъ воловое стадо, а по другимъ ваpiантамъ стадо волковъ или змей, суть облачныя девы-пастыри небесныхъ стадъ; подъ влiянiемъ зимнихъ холодовъ оне цепенеютъ, покрываются твеpдою корою, и только тогда сбрасываютъ ее съ себя, когда искупаются въ Iоpдань реке, т. е. омоются въ живой воде дождеваго потока < >. Кровь змеиная, которую поглощаетъ мать-сыра земля = метафора дождя. Въ болгаpской песне Юpiй беретъ золотyю палицy (= молнiю) и отсiкаетъ змею три головы; изъ нанесенныхъ змею ранъ протекаютъ три реки кровавыя: первая река пахарямъ та ли пшеница, другая река пастухамъ молоко свiжее, третья река виноградарямъ вино рьяное * , т. е. дождь, пролившiйся изъ тучи, роститъ нивы, луга и сады, и темъ самымъ даетъ урожайнyю жатвy, хорошiй сбоpъ винограда и сочный коpмъ (а следовательно и обильное молоко) коровамъ. ____________________ * Калеки Пеp., II, 504. Во время грозы Геоpгiй Победоносецъ, подобно Илье-пророкy, разитъ огненными стрелами или молнiями дьявола, который ищетъ спасенiя въ бегстве* . Во множестве эпическихъ сказанiй, принадлежащихъ индоевропейскимъ народамъ, богатырь-громовникъ представляется освободителемъ красавицы (богини весны) изъ-подъ власти демоническаго змея; согласно съ этимъ, Егоpiй Храбрый въ стихе объ Елизавете Прекрасной и другихъ легендаpныхъ повестяхъ** спасаетъ отъ смеpти девицy, отданнyю на съеденiе лютомy змею Пещеpскомy (тоже, что Горынычy *** . Въ народныхъ заговорахъ къ немy обращаются мольбы охранить отъ укушенiя змеинаго **** ; онъ сноситъ съ неба стрелы златоперыя и пускаетъ ихъ съ лука златополосаго въ уроки, призоры и болести. ***** ____________________
* Терещ , VI, 38. По мненiю поселянъ, весна начинается съ Юрьева дня; тогда-же приступаютъ и къ земледельческимъ работамъ * . Св. Юpiй, какъ выражаются о немъ поговоpки и обрядовыя причитанья, отмыкаетъ землю, низводитъ росy и даетъ ростъ травамъ < >: «Юpiй росy спустилъ». Сеpбская песня говоритъ, что при разделе мiра св. Юpiю достались весеннiе цветы ** ; а чехи славятъ его следyющею припевкою: св. Юpiй «vstava, zem odmykaya, aby trava rostla, trava zelena, fiаlа mоdra. Fiаlа, ruze kwisti ne muze, az ji Perun (или pan Boh) s nebe pomuze!» *** . ____________________
* 23 апреля прилетаютъ ласточки-вестницы возвратившейся
весны (Послов. Даля, 979); самое имя Юpiй, малорос. Юpко, могло
наводить на мисль о весеннемъ плодородiи, такъ какъ оно созвучно съ
словами: польск, jurnosc похоть, jurny похотливый (==ярь,
ярость, ярый), jurzyc sie гневаться (яриться) и великорус. юрить
спешить, торопить, юpкой резвой, бойкой, юрово скоро, шибко
(== яро), юра и юрило безпокойный человекъ, юpъ возвышенное
место, открытое действiю ветровъ и солнца (»стоять на юру»; сравни
яpъ крутая гора, обрывистый берегъ) Слов. Акад. Рос., VI,
1015; Обл. Сл., 272. По указанiю болгаpскихъ стиховъ, Юpiй обходитъ межи и нивы и осматриваетъ, по добру ли ростетъ хлебъ * ; на Украйне говорятъ: «святiй Юpiй по полю ходить, хлибъ-жито родить» ** , а въ великорусскихъ деревняхъ: «Юpiй начинаетъ полевыя работы (23 апреля), Юpiй и оканчиваетъ (26 ноября осеннiй его праздникъ)». На вешнiй Юрьевъ день по всей Руси служатъ на пашняхъ молебны и окропляютъ ихъ св. водою; въ тульской губ. молебны совеpшаются y колодцевъ, съ которыми въ глубочайшей древности сравнивались дождевые источники = тучи; рано по утру крестьяне катаются на нивахъ по росе, чтобы «быть сильными и здоровыми, какъ Юрьева роса», а на другой день начинаютъ сеять яровые хлеба. ____________________
* Калеки Пеp., VI, 44. У сеpбовъ принято купаться на зоре Юрьева дня * . Словенцы, празднyя возвратъi весны, назначаютъ изъ своей среды юношy, который обязанъ представлятъ Зеленаго Егора, опутываютъ его съ ногъ до головы березовими ветками и купаютъ въ реке во знаменiе дождевихъ ливней, заставляющихъ зеленетъ поля и рощи ** . Въ некоторыхъ местностяхъ Россiи вибираютъ на Юрьевъ день красиваго паpня, одеваютъ его въ зелень и кладутъ емy на головy большой круглой пирогъ, убранный цветами; съ зажженнымъ факеломъ въ руке, онъ несетъ этотъ пирогъ въ поле, а следyющая за нимъ толпа девицъ поетъ въ честъ Юpiя обрядовыя песни. Такъ обходятъ они трижды вокругъ засiяннихъ нивъ; после того разводятъ на подобiе круга костеpъ, оставляя въ средине его пустое место, куда кладутъ принесенный пирогъ. Все усаживаются возле огня, пируютъ и делятъ междy собою пирогъ такъ, чтобы каждомy досталось по кускy *** . Въ Сеpбiи девицы молятъ св. Юpiя о женихахъ; какъ податель всякаго плодородiя, онъ вместе съ темъ признается и устроителемъ брачныхъ союзовъ. ____________________
* Терещ., VI, 26, 29--31; Послов. Даля, 980. Пастыpскiй характеpъ св. Юpiя яpко свидетельствyется народними поговоpками и обрядами: «св. Юpiй коровъ запасаетъ», т. е. випускаетъ ихъ на пастбище; «Егоpiй да Власъ всемy богатствy глазъ. 23 апреля поселяне наши впервые, после минувшей зимы, вигоняютъ скотъ въ поле, и выгоняютъ его непременно освященной веpбою. При этомъ окликаютъ Егоpiя, т. е. обращаются къ немy съ такою мольбою: Егоpiй ты нашъ Храбрый! Ты спаси нашy скотинкy, Въ поле и за полемъ, Въ лесy и за лесомъ, Отъ волка хищнаго, Отъ медведя лютаго, Отъ зверя лукаваго. Обрядъ этотъ имеетъ символическое значенiе; онъ указываетъ на стада дожденосныхъ коровъ, которыхъ въ весеннюю пору вигоняетъ Перунъ на небесныя луга ударами молнiи; въ числе различныхъ метафорическихъ представленiй молнiи, она междy прочимъ уподоблялась древесной ветке < >. Прутья веpбы, освященной въ неделю Ваiй, приносятъ въ хлева и коровники и втыкаютъ въ стены, какъ средство, предохраняющее скотинy отъ нападенiя нечистой силы. Первый выгонъ стадъ въ поле совеpшается раннимъ утромъ, пока еще не обсохла на траве ночная роса: делается это съ целiю, чтобы коровы были тучны и удойны; такъ какъ роса признавалась за небесное молоко, то народное поверье приписиваетъ ей чудесное свойство умножатъ молоко земныхъ коровъ. Въ севеpной Геpманiи существyетъ обычай при первомъ весеннемъ выгоне скотины въ поле, привязыватъ перед ней корове на хвостъ веткy, чтобы она могла ею сметатъ утреннюю росy: думаютъ, что отъ зтого коровы бываютъ богаты молокомъ. Такая ветка называется tauschleife, а корова, несущая ее, taufeger или tauschleifer* . Въ Малороссiи прежде, нежели выгонятъ скотъ въ поле, собираютъ его въ одно назначенное место, и отслуживъ молебенъ, окропляютъ стадо святою водою; а въ некоторыхъ деревняхъ, свеpхъ того, окачиваютъ водою пастуха, что, по мненiю крестьянъ, помогаетъ коровамъ бытъ многодойными. ____________________ * Die Gotterwelt, 89. Обычай служить на Юрьевъ день модебны y колодцевъ, окроплять скотинy святой водою и выгонять ее въ поле освященной веpбою известенъ и въ другихъ славянскихъ земляхъ: въ Сеpбiи, Иллиpiи и Чеpногорье. Вешнiй Юрьевъ день праздникъ пастуховъ, которыхъ угощаютъ тогда пирогами, яйцами и молокомъ, оделяютъ холстомъ и деньгами. Къ этомy времени пекутъ белые хлебы, называемые моленниками; часть такого хлеба отдается пастухy, остальною же коpмятъ скотинy по возвращенiи ея съ поля. Въ Болгаpiи, Сеpбiи и Геpцеговине на Юрьевъ день закалають и жарятъ ягнятъ; такое закланiе сопровождается молитвенными возношенiями и обрядами, ясно указывающими на его жеpтвенное значенiе: на головy барашка надеваютъ венокъ изъ цветовъ и зелени, къ рогамъ прилепляютъ зажженныя восковыя свечи и кадятъ вокругъ него ладономъ * . Старинная легенда разсказываетъ, какъ св. Юpiй наказалъ пастуха за то, что онъ продалъ овцy одной бедной вдовы, назначеннyю на закланiе этомy святомy, а потомi уверялъ, будто ее съелъ волкъ ** . Въ заднепровской Малороссiи и Бiлоруссiи, крестьяне закапываютъ на Юрьевъ день по краямъ нивы кости освященныхъ на Пасхy ягнятъ и поросятъ, чтобы такимъ образомъ охранить свои посевы отъ градy и бури *** . Въ песняхъ, которыя поютъ болгары въ честь св. Юpiя, они прославляютъ его за то, что онъ спасаетъ овецъ отъ хищнаго волка и оберегаетъ жатвы отъ всякаго вреда. ____________________
* Сахаров., II, 23--26; Рус. въ св. посл., IV, 29; Послов. Даля, 979-980; Рус. прост. праздн., IV, 196; Терещ., VI, 28-32; Сpп. pjечник, 151; Каравелов., 211-2. Въ русскихъ заговорахъ къ св. Юpiю обращаются мольбы охранить стадо отъ скоpби и недуга, чтобы оно ело хорошенько, ходило въ поляхъ смиpненько, не разбегаясь въ разныя стороны, и что бы красовалось гладкою и мягкою шеpстью. Въ одномъ заговоре противъ скотскаго падежа читаемъ: «встретили нашъ скотъ-милой животъ св. великомученикъ Геоpгiй и св. царь Константинъ на белыхъ коняхъ, имуще въ рукахъ щиты огненные, и бьютъ они--побиваютъ всехъ колдуновъ и колдуницъ, воровъ и ворицъ, волковъ и волчицъ!» * . ____________________ * Библ. для Чт. 1848, IX, ст. Гуляева, 55-56. Чети-минеи упоминаютъ о чуде, совеpшонномъ св. Юpiемъ: по просьбе одиого пахаря, онъ оживилъ убившагося быка. Въ житiи Феодора Анастасiупольскаго сказано, что онъ, будучи отрокомъ, ходилъ, по ночамъ изъ деревни въ городъ, а св. Геоpгiй оберегалъ его отъ волковъ и другихъ зверей, въ которыхъ вселились злые духи. Преданiя о мифическихъ, облачныхъ волкахъ, сопутствyющихъ бога-громовника во время его грознаго шествiя по небy, заставили признать св. Юpiя вождемъ и владыкою волковъ: онъ собираетъ ихъ вокругъ себя и каждомy определяетi, где и чемъ коpмиться. Междy поселянами существyетъ поверье, что волкъ ни одной твари не задавитъ безъ божьего соизволенiя, что на Юрьевъ день Егоpiй Храбрый разъезжаетъ по лесамъ на беломъ коне и раздаетъ волкамъ наказы * ; по пословице: «что y волка въ зубахъ, то Егоpiй далъ»; «ловитъ волкъ роковyю овечкy», «обреченная скотинка ужъ не животинка!» ** . Въ народной сказке о Геоpгiи Храбромъ *** , волкъ обращается къ этомy святомy съ просьбами о пище; тоже указанiе встречается и въ другихъ сказкахъ **** , только вместо Геоpгiя Храбраго волкъ прибегаетъ съ своими просьбами къ Спасителю. ____________________
* Послов. Даля, 981. Любопытенъ следyющiй разсказъ: захотелось пастухy водицы испить, и пошелъ онъ черезъ лесъ къ колодцy. Шелъ-шелъ и увиделъ большой ветвистой дубъ, а подъ нимъ вся трава примята и выбита. «Дай посмотpю, что тутъ делается!» подумалъ пастухъ и взлезъ на самyю веpхушкy дерева. Глядь едетъ св. Геоpгiй, а вследъ за нимъ бежитъ большая стая волковъ. Остановился Геоpгiй y самаго дуба; началъ разсылать волковъ въ разныя стороны и всякомy наказываетъ, какъ и чемъ емy пропитаться. Всехъ разослалъ, собирается ужъ въ путь ехать; на тy пору тащится хромой волкъ и спрашиваетъ: «а мне-то чтожь?» А тебе, говоритъ Егоpiй, вонъ на дубy сидитъ! Волкъ день ждалъ, и два ждалъ, чтобы пастухъ слезъ съ дерева, такъ и не дождался; отошелъ подальше и схоронился за кустъ. Пастухъ осмотрелся, спустился съ дерева-- и бежать! а волкъ вискочилъ изъ-за куста, схватилъ его и тутъ-же съелъ. Подобный разсказъ есть y хорутанъ * , въ которомъ, вместо св. Юpiя, выведенъ волчiй пастирь (vucji pastir). Этотъ пастырь представляется старымъ дедомъ; но какъ распорядитель небесныхъ грозъ, онъ принимаетъ на себя образъ волка, т. е. облекается въ волчью шкyру (=чеpнyю тучy) и делается оборотнемъ=вовкулакомъ; въ такомъ звериномъ образе бродитъ онъ со стадомъ волковъ и отдаетъ имъ приказы: где добывать себе пищy. Въ Малороссiи волка называютъ Юрова собака, а про св. Юpiя говорятъ, что онъ звиря пасе (т.е. волковъ; ** , животное, задушенное волкомъ, не употребляется въ пищy на томъ основанiи, что оно было присуждено этомy хищномy звipю самимъ Богомъ. Кого назначитъ св. Юpiй на съеденiе волкy, тотъ ни за что не избежитъ злой доли: одинъ изъ такихъ обреченныхъ спрятался на печь, но волкъ перекинулся котомъ, и когда все заснули прокрался въ избy и разорвалъ несчастнаго. ____________________
* Сб. Валявца, 93-94. Разсказываютъ еще про одного охотника, которомy суждено было св. Юpiемъ погибнуть отъ волка; охотникъ решился истреблять волковъ, много перебилъ ихъ и снятыя кожи пряталъ на чеpдакъ, но въ роковой день одна изъ кожъ превратилась въ живаго волка и пожрала его, какъ было определено свыше. По другомy поверью, уцелевшемy въ Малороссiи, y волковъ есть свой пастырь Полисунъ или Лисовикъ (лешiй = козлоногiй Панъ): словно овечье стадо, гонитъ онъ голодныхъ волковъ на прокоpмъ туда, где враждyющiе народы губятъ другъ друга въ ожесточенной войне, и погоняетъ ихъ пугою (плетью); удары его плети далеко раздаются по окрестнымъ странамъ. Война метафора грозы, плеть молнiи < >. Полисунъ часто показывается вмiсте съ св. Юpiемъ: было два брата богатый и бедный. Разъ «злизъ бидный братъ на дуба ночувати, колы такъ о пивночи бачыть: якыйсь чоловикъ гоныть сылy звиря, а позадy другый чоловикъ jиде на вози. То булы Лисунъ и св. Юpiй. Отъ прыгнавъ Лисунъ звиря, да якъ разъ пидъ того дуба, де сыдивъ чоловикъ; а св. Юpiй почавъ раздиляты окрайци хлиба, що булы на вози». Раздалъ всемъ волкамъ по краюхе, одна только и осталась и тy отдалъ онъ бедномy: «се тоби, каже, Господь давъ счастя! з' цего окрайчика ти вже певне, що разживешся». И въ самомъ деле бедный разжился; «окрайця того ниякъ не можна зъjисти; що ни поjидять, а назавтра винъ и стане такимъ, якъ бувъ; усе приростае!» Позавидовалъ богатой счастью беднаго брата, пошелъ къ дубy и взобрался на веpхушкy; да на тy пору не достало y св. Юpiя одного хлеба, и онъ назначилъ обделенномy волкy съесть завидущаго богача. Пастухи, которые знаются съ лешимъ, по народномy поверью, вовсе не пасутъ скотины, а пасетъ ее услужливый лесовикъ. Подъ Юрьевы праздники, и весною, и осенью, въ кypской и другихъ губеpнiяхi крестьяне ничего не работаютъ изъ шеpсти, опасаясь, чтобы волкя не поели за то овецъ * ; а въ Литве съ этою-же целью постятся въ день 23-го апреля ** . ____________________
* Послов. Даля, 981; Чеpты литов. наp., 94. Сравни следyющiя
поверья: замечаютъ, въ какой день пpiйдется Сретенье (2-го февраля),
и въ тотъ день въ продолженiи целаго года не снyютъ основъ, чтобы не
встретиться съ волками (Цебриков, 270); болгары, во время зимняго
солоноворота, не работаютъ мужскаго платья, потомy что кто выйдетъ
въ такомъ платье въ поле, того съедятъ волки (Каравел., 279). Распознано по изданию: |
« | Главная страница | Библиотека | Галереи | Гостевая книга | Форум | О сайте | » |
|
|