Четыре духа-хранителя
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Я верю в существование драконов, мужчин и других фантастических существ.»

Автор неизвестен
Четыре духа-хранителя
Четыре духа-хранителя
Четыре духа-хранителя
Четыре духа-хранителя
Четыре духа-хранителя  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Восточные драконы /
Четыре духа-хранителя
Четыре духа-хранителя
Четыре духа-хранителя
Четыре духа-хранителя

Четыре духа-хранителя

Четыре духа-хранителя
Белый дракон (Пэхко). Фрагменты настенной живописи
в когурёнской гробнице Тэмё.
VI в. Уезд Кансо (провинция Пхёман-Намдо, КНДР)
Четыре духа-хранителя
Покровитель севера в корейской мифологии: черепаха, обвитая змеёй — ХёнмуФрагменты настенной живописи
в когурёнской гробнице Тэмё.
VI в. Уезд Кансо (провинция Пхёман-Намдо, КНДР)

Сасин, Сасу — в корейской мифологии четыре священных животных, духи-хранители сторон света: Чхоннён («зелёный дракон», кит. Цин-лун) — Востока; Пэкхо («белый тигр», кит. Бай-ху) — Запада; Чуджак («красная птица», кит. Чжу-цяо) — Юга; Хёнму («чёрный воин», кит. Сюань-у).

Генетически восходят к китайским Сы-шэнь, или Сы-шоу. Их символика возникла под влиянием древнекитайского натурфилософского учения об инь и ян и пяти первоэлементах или стихиях (у син), с которыми ассоциировались и стороны света. Они являлись соответственно символами духов Юпитера, Венеры, Марса и Луны, у каждого из которых в подчинении были стихии: дерево, металл, огонь, вода. Чхоннён имел длинное тело, подобное пресмыкающемуся, с четырьмя конечностями с острыми когтями, с пастью, изрыгающей пламя; Пэкхо похож на дракона, но голова у него круглая; Чуджак своим видом напоминает красного петуха или феникса с высоким хохолком, распластанными крыльями и пышным хвостом; Хёнму имел облик черепахи, обвитой змеёй, с противостоящими друг другу головами с высунутыми языками.

Барельефные фигуры Сасин в Китае известны с периода правления династий Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) и Вэй (220-264). Изображения Сасин сохранились в настенной живописи гробниц 5-7 вв. на территории древнекорейских государств Когурё и Пэкче. Драконы и птицы, похожие на фениксов, часто встречаются на изразцах и черепице периода Объединённого Силла (7-10 вв.). В Коре (10-14 вв.) и начале династии Ли при захоронении государей было принято, как и в Китае при династии Северная Вэй (386-535), наносить барельефы Сасин по бокам каменных гробов.

Из Сасин черепаха и тигр были наиболее популярными персонажами в народной живописи в старой Корее. Черепаха выступала как один из четырёх духов — священных животных (сарён) приносивших удачу. Тигр, будучи связан с силой ян, почитался как царь зверей. Он был вершителем добрым и злых дел. В Корее тигр нередко выступал вестником духа гор (сансин) и считался также символом удачи. В XIX в. Сасин изображались на больших военных знамёнах.


Литература: 1. Концевич Л.  Сасин.//
Мифы народов мира.



Четыре духа-хранителя
Зелёный дракон — цин-лун (символ востока).
Рельеф на каменном гробе, найденном у горы Лушань
в провинции Сычуань. Рубеж нашей эры.

Цин-лун, Цинлун, Цанлун («зелёный дракон, лазурный дракон, синий дракон») — в китайской мифологии: дух — символ Востока. Поскольку Восток ассоциировался с весной, то и символом его был дракон цвета зелёной весенней травы. Ц.-л. — также название созвездия (по некоторым версиям — другое название планеты Тай-суй, Юпитера), имеющего на древних рельефах особое графическое изображение, которое напоминает дракона (звёзды обозначались кружками и входили в контур дракона).

Четыре духа-хранителя

Изображение Цин-Луна с древности имело благопожелательный смысл, появление Цин-Луна считалось счастливым предзнаменованием. Цин-Луна изображали в древности на знамёнах, при этом во время следования войска знамя с изображением Чжуняо — символом Юга несли спереди, Сюань-у — символом Севера — сзади, Цин-Луна — слева, а Бай-ху — символом Запада — справа. Изображения Цин-Луна (одновременно с символами трёх других сторон света) находят на могильных рельефах рубежа н.э. В средние века Цин-Лун в паре с Бай-ху почитается как дух — страж дверей.

В астрологии Цин-Луна считается управителем Восточного небесного «дворца», состоящего из 7 стоянок Луны.



Четыре духа-хранителя

Бай-ху, Бо-ху (кит. «Белый тигр») — в древнекитайской мифологии: один из духов четырёх стран света (наряду с Цин-луном, Чжуняо, Сюань-у), зверь — покровитель Запада, где находится страна мёртвых.

Бай-ху также называлось одно из созвездий (из семи звёзд). Появление Бай-ху устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса мирных наук. Бай-ху часто изображали на стенах погребальных сооружений, на знамёнах, которые в походах несли посреди войска (впереди несли знамя с зелёным драконом — Цин-луном). В средневековом Китае Бай-ху рисовали наряду с Цин-луном на воротах даосских храмов в функции стража. Как дух созвездия из семи звёзд Бай-ху выведен в фантастическом романе XVI в. «Фэн шэнь яньи» («Возведение в ранг духов») под именем Инь Чэн-сю.

Четыре духа-хранителя

В астрологии Бай-ху считается управителем Западного небесного «дворца», состоящего из 7 стоянок Луны (Куй, Лоу, Вэй, Мао, Би, Цзуй, Шэнь), которые соответствуют части созвездий Андромеды, Рыб, Овна, Тельца и Ориона.



Четыре духа-хранителя

Чжуняо, Чжуцяо, Чжу-цяо («Красная птица») — в древнекитайских мифологических представлениях: символ Юга, связанный с аналогичным названием созвездия из семи звёзд, расположенного в южной части неба. Существуют многочисленные изображения Ч. на могильных рельефах рубежа и начала н.э. в виде птицы, напоминающей фэнхуана. Ч. входила в четвёрку зооморфных символов сторон света наряду с Цин-луном, Бай-ху и Сюань-у. Ч. в древности изображалась на знамёнах, которые несли впереди войска (Юг считался наиболее почётной стороной света).

В астрологии Ч. считается управителем Южного небесного «дворца», состоящего из 7 стоянок Луны. См. Сю.

Четыре духа-хранителя

Сюань-у («тёмная воинственность»), Сюань-у чжэнь-ди, Сюань-у шэнцзюнь, Бэйцзи юшэнь чжэньцзюнь — в китайской мифологии: повелитель Севера. В астрологии Сюань-у — созвездие из семи звёзд в северной части неба. Первоначально, видимо, Сюань-у представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света — черепаха, обвитая змеёй (совокупляющаяся с ней); ср. Бай-ху. Предположительно, этот образ связан с древними натурфилософскими представлениями о брачном союзе Земли и Неба. В старинных комментариях поясняется, что понятие «Сюань-у» сложилось в связи с представлением о цвете сюань (цвет неба — чёрный с красным оттенком) и о черепахе как существе с панцирем-бронёй (отсюда «у» — «воинственность»). Черепаха, перевитая змеёй, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (на рубеже эр), а в более ранние времена — на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска. По-видимому, постепенно произошла контаминация образа повелителя Севера Хэй-ди древнекитайской мифологии с Сюань-у. С конца X в.

Сюань-у стал именоваться также Чжэнь-у («истинная воинственность»), поскольку знак «сюань» был табуирован, т.к. входил в личное имя государя. Поскольку Север в соответствии с учением о пяти стихиях связан с водой, то Сюань-у стал считаться одновременно божеством воды. По некоторым источникам, Сюань-у — это воплощение духа Хэй-ди. Владыку Севера обычно считали также правителем воды. В средние века Сюань-у представляли таким, каким он будто бы явился сунскому императору Хуэй-цзуну: с важным прекрасным лицом, с распущенными волосами, ниспадающими на плечи, в чёрном халате, с золотой кольчугой и поясом, украшенным нефритом, с мечом в руке, но босым. Над головой — нимб. Обычно позади него рисовали оруженосца, держащего чёрный стяг, сам он стоит на черепахе, обвитой змеёй, которая плывёт по воде. В некоторых местностях Сюань-у почтительно называли Бэй-е («дедушка Севера», «господин Севера»), а змею и черепаху — гэ («братишки»). Грозный обликом Сюань-у считался в народной традиции также изгонителем злых духов.

Сюань-у был включён в даосский пантеон. Согласно одному из даосских преданий, Сюань-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости») после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию и служению Юй-ди, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. После 42 лет отшельнической жизни он среди бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать Севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. Сюань-у спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.

Культ Сюань-у был весьма популярен у даосов, храмы, посвящённые ему, существовали в Китае, Корее, Вьетнаме.

    Литература:
  • Рифтин Б.  Мифы народов мира.
  • Жэнь Инцю. Базовая теория китайской медицины: Пять вращений, шесть энергий.
  • Волгин А. Лунная астрология.
  • Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Том IV.