Сань Хунн
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«В развалинах обманчивого мира не была добыта ни одна дивная сокровищница
без раны, нанесенной ядовитым драконом»

Ходжа Самандар Термези «Назидание Государям»
Сань Хунн
Сань Хунн
Сань Хунн
Сань Хунн
Сань Хунн  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Восточные драконы /
Сань Хунн
Сань Хунн
Сань Хунн
Сань Хунн

Сань Хунн

Сань Хунн («три государя», «три властителя»). В древнекитайской мифологии — три мифических правителя. Представление о Сань Хунн сложилось примерно к 4 в. до н. э. и, видимо, связано с троичной классификацией в древнем Китае (небо, земля, человек; небо, горы, воды; дерево, огонь, вода и т.п.). По одной версии, это первопредок Фуси, изобретатель огня Суйжэнь и покровитель земледелия Шэнь-нун; по другой, — Фуси, прародительница Нюйва, Шэнь-нун; по третьей, — Фуси, бог огня Чжужун и Шэнь-нун; в некоторых памятниках вместо Чжу-жуна упоминается бог вод Гунгун.

Апокрифические сочинения рубежа и первых веков н. э. описывают Тянь-хуана («властитель неба») с 13 головами, Ди-хуана («властитель земли») с 11 головами и Жэнь-хуана («властитель людей») с 9 головами. В сочинении «Дун шэнь ба ди мяо цзин цзин» («Сокровенная книга о восьми государях — пещерных духах») описываются уже не три, а девять владык. Маленькие владыки древнейшего периода: Чу тянь хуан цзюнь («первый владыка — государь неба»), в зелёного (тёмно-синего?) цвета парчовой накидке и юбке, в украшенном нефритом головном уборе и с нефритовой пластиной (для записей) в руках; Чу ди хуан цзюнь («первый владыка — государь земли») и Чу жэнь хуан цзюнь («первый владыка — государь людей»), одетые соответственно во всё белое и жёлтое. Затем идут Сань Хунн среднего периода: Чжун тянь хуан цзюнь («средний владыка — небесный государь»)со змеиным телом и тринадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 миллионов 9 тысяч небесных воинов, спускающихся с тёмных туч, он правит 120 злыми облачными духами, 1200 бродячими неприкаянными душами — гуй, 12 000 демонами; Чжун ди хуан цзюнь («средний владыка — государь земли») — змей с одиннадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 миллионов 9 тысяч горных воинов с пяти священных пиков, он правит всеми драконами, змеями, крокодилами и черепахами, живущими в восьми пустошах, у четырёх пределов земли, в трёх великих реках, четырёх морях, в горах, реках и долинах; Чжун жэнь хуан цзюнь («средний владыка — государь людей») с туловищем дракона и девятью человечьими головами, ему подчинены три чиновника (см. Сань гуанъ) и 100 миллионов 9 тысяч воинов, он правит душами всех предков семи поколений, бесами и добрыми духами, душами убитых и погибших от хищных зверей и птиц, убитых палицей или камнями, казнённых в тюрьме или погибших от меча на войне. Последний разряд — поздние Сань Хунн: Хоу тянь хуан цзюнь («поздний владыка — государь неба») — с телом змеи, но человечьей головой по фамилии Фэн и по имени Паоси (т. е. отождествляемый с мифическим первопредком Фуси); Хоу ди хуан цзюнь («поздний владыка — государь земли»), отождествляемый с богиней-прародительницей Нюйва, называемый ещё Нюйхуан («женщина-владыка») и описываемый как существо со змеиным телом и человечьей головой, и, наконец, Хоу жэнь хуан цзюнь («поздний владыка — государь людей»), отождествляемый с Шэнь-нуном и изображаемый существом с телом человека, но с головой быка.

В поздней официальной, а также народной традиции начиная с конца 13 в. Сань Хунн — обычно три мифических государя: Фуси, Шэньнун и Хуанди, рассматриваемые не как первопредки и культурные герои, а как покровители лекарского искусства. Причины зачисления в эту триаду Фуси не очень ясны, хотя в народе его зачисление в покровители медицины объясняют тем, что Фуси научил людей варить мясо и тем самым избавил от болезней живота. Храмы этих покровителей медицины были широко распространены в старом Китае, с соответствующими скульптурными изображениями Сань Хунн