Состязания лодок-драконов
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Источник «Золотистой пыли», пью ежедневно из него я.
Мне жить лет тысячу, не меньше, вспоенному водой живою.
Меня дракон и синий феникс несут, друг другу помогая,
К нефритовому государю, в простор безоблачного края.»

Ван Вэй
Состязания лодок-драконов
Состязания лодок-драконов
Состязания лодок-драконов
Состязания лодок-драконов
Состязания лодок-драконов  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Восточные драконы /
Состязания лодок-драконов
Состязания лодок-драконов
Состязания лодок-драконов
Состязания лодок-драконов

Состязания лодок-драконов

Праздник лодок-драконов (47 kb)
Праздник Драконовых Лодок
Праздник Драконовых Лодок.
Конец 19 — начало 20 века.
52 х 100.
Цветная печать, раскраска.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Исполнен в провинции Янлюцин. Печатня Циндэхоу. В сочинении Цзун Биня "Записи о праздниках в землях Цзин и Чу" (начало 6 века) говорится: "5-го числа 5-го лунного месяца устраиваются состязания на лодках. В народе говорят, что в этот день Цюй Юань бросился в реку Мило. Люди с лодок кинулись спасать его". Речь идет о великом китайском поэте 4 века до н.э. Цюй Юане, который, оклеветанный, покончил с собой в волнах реки Мило. Из источников известно, что в период Северной Сун (960-1127) на Пруду Золотого Сияния в парке, называвшемся Яшмовый Лес — Цюнлиньюань, с 1-го дня 3-й луны по 8-й день 4-й луны устраивались выступления актеров на больших и малых драконьих лодках. В эпоху Мин (1368-1644) эти состязания стали все чаще приурочиваться к Празднику Начала Лета — 5-му дню 5-й луны, как и в описанные Цзун Бинем времена. [Искусство Китая: Примечания, С. 132. Искусство Китая, С. 2507]

Одним из самых интересных и ярких летних праздников в Китае был праздник, который проводился в честь состязаний на лодках-драконах в пятый день пятого месяца по лунному календарю на юге Китая. Традиции, связанные с этим праздником уходят корнями в глубокую древность и имеют уже почти двухтысячелетнюю историю. Проводился этот праздник для того, чтобы вызвать обильные дожди и богатый урожай, а также для того, чтобы «очистить людей от вредных поветрий», «изгнать нечисть», «приветствовать богов и отводить недуги». Обычно, строительство лодки, предназначенной для участия в празднике, представляло совой целое ритуальное действо с освящением лодки даосским или другими монахами. Интересно, что женщинам было запрещено появляться в том месте, где строили лодки, потому что считалось, что от женского взгляда лодки могут перевернуться. непосредственно перед началом состязаний в воду бросали ветки персикового дерева и бамбуковые стволы, заполненные рисом и соевыми бобами. Делалось это для того, чтобы отогнать от лодок нечисть и злых духов.

Вот как описывает эти соревнования очевидец, Российский Генеральный консул на Филлипинских островах Петр Добель, живший в Китае в тридцатых годах девятнадцатого века:

«Пятый месяцъ именуется унг-юить и въ ономъ бываетъ праэдникъ въ честь бога Чай-конгъ, Истребившаго великого дракона, называемого Гокъ-юй, весьма подобного крокодилу, и пожравшаго множество людей. Герой, или богъ сей приготовилъ огромный рисовый шаръ для приманки чудовища, а внутрь шара положилъ острые куски железа. Чудовище, проглотивъ оный, издохло. Пятый день сего месяца празднуютъ на воде въ лодках, называемых лонг-чу, т.е. драконовы шлюбки. Каждый из ботовъ сихъ вмещаетъ отъ 40 до 80 человекъ и устроенъ такимъ образомъ, что только двое могутъ сидеть рядомъ. Снаружи суда сии имеютъ видъ змеи; носъ и корма, возвышаясь на 4 или 6 футовъ надъ водой, красиво расписаны, вызолочены и разсвечены флагами. В центре находится огромный барабанъ, по звуку которого весла приводятся въ движение. Главная забава состоитъ въ томъ, чтобы перегонять другъ друга на реке въ сихъ судахъ.

Множество народа собирается на берегу и несчетное число шлюбокъ и ботовъ, наполненных зрителями, покрываетъ поверхность реки, — зрелище удивительное! Для иностранца праздникъ сей изъ всехъ прочихъ китайскихъ забавъ есть самый занимательный: ибо здесь можно увидеть всякого рода и всехъ сословий мужчин и женщинъ, приезжающихъ въ своихъ лодкахъ на праздникъ. Китайскимъ женщинамъ всехъ сословий только дважды въ году дозволяется являтся на публику: въ сей день, да еще въ праздникъ, случающийся въ феврале, въ садахъ Фаши, на правой стороне выше Кантона. Часто случается, что гребцы драконовыхъ шлюбокъ, желая обогнать, круто поворачиваются и тотчасъ опрокидываются. но какъ почти все китайца умеютъ хорошо плавать, то они скоро поднимаютъ шлюбку и, отряхнувшись продолжают плавание.»

Праздник лодок-драконов заканчивается в полнолуние обрядом проводов лодки, который также проводится очень красочно и при большом стечении народа.

Более подробно познакомиться с традицией проведения этого и других китайских праздников можно в книге «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл» М.наука 1989 г.

Распознано по изданию: «Китайская гимнастика ушу», информационный бюллетень, вып. # 2, М., 1989 Автор текста — Г.В.Куликов


Электрнная газета «Владивосток» от 08 июля 1998 года сообщала: «Неподалеку от китайского города Юяна на берегу Нанху прошли соревнования на Кубок мира по гребле на старинных восточных многовесельных лодках «дракон». В соревнованиях приняли участие ветераны гребли из 20 стран мира. Впервые на старт вышли российские гонщики...

Приморцы в упорной борьбе сумели завоевать бронзовые медали на дистанции 500 метров. На закрытии команде Приморья был вручен специальный кубок. Организаторы отметили, что никогда еще гребцы, впервые севшие в «драконы», не оказывали столь серьезной конкуренции ведущим «драконистам» мира».