«Вода и луна охвачены чаньским спокойствием, Драконы и рыбы слушают ваши молитвы. Люблю я ученья буддийского свет На десять тысяч ли им все озарено.» Цянь Ци
|
Драконы, драконы и снова драконы!Драконы неотделимая часть культуры Китая, Кореи и Японии с
самых древних времен. В Китае ими помечались лестницы, по которым мог
передвигаться только император. В Японии их изображения можно встретить в
большом количестве в буддийских храмах. Драконы часто изображаются вместе с
фениксом, что символизирует долгую и счастливую жизнь. Альтернативные вариантыКак известно, китайские императоры считаются потомками драконов. Так вот, Отец-дракон, установив порядок в Поднебесной, отправился осматривать окресности. Хаос царил на территории нынешней Кореи, и просили его жители и им оставить в императоры своего наследника. Но Отец-дракон ответил, что, дабы избежать вражды между своими потомками, они будут царствовать лишь в Поднебесной. «Но тогда они завоюют нас и будут угнетать!» испугались аборигены. Тогда Дракон отрубил свой палец, и оставил им, сказав: «Если пойдут мои потомки на вас войной, покажите им мой палец, и отступят они, вспомнив о моих заветах». Корейский дракон с чтырьмя пальцами не отдельный вид, или инвалид, а напоминание, про которое, как обычно, люди забыли. И издревле четыре пальца рисуются на всех, а не на одной лапе, по той же причине, по какой забывчивые люди оставляют себе по нескольку памяток в разных местах о необходимости одного действия.Далее тоже происходит в Японии, и пальцев остается три. До монгольского завоевания китайский дракон имел на каждой лапе по три (число Ян) когтя, а общее их число составляло 12, по аналогии со знаками зодиака также составлявшее число Неба (то есть Ян). Монголы, по существующей гипотезе, в попытках самоутвердиться сделали своего дракона "сильнее" китайского, наделив его каждую лапу четырьмя когтями (уничтожив при этом традиционную символику их числа). После победы китайцев над монголами и создания империи Мин дракон вновь претерпел метаморфозы - он стал пятикоготным, то есть, во-первых, "сильнее" монгольского и, во-вторых, все же более "янским", поскольку 5 число нечетное. В империи Цин под управлением маньчжуров существовали две разновидности драконов - о пяти и о четырех когтях, называвшиеся соответственно лун 龍 и ман 蟒. Первый был по статусу старше второго и по правилам (которые иногда тем не менее нарушались) был атрибутом императора и его ближайших родственников и предназначенных для них предметов. Правда существовали и пятикоготные маны, младшие по отношению к лунам, но внешне ничем от них не отличающиеся. (Особо стоит вопрос о так называемой "летающей рыбе 飛 魚", изображение которой очень трудно отличить от дракона.) Как бы то ни было, представляется возможным говорить о том, что любое изображение четырехкоготного дракона не может датироваться ранее Юаньского, а пятикоготного - ранее Цинского времени. Из этого следует вывод о том, что если некий предмет с трехкоготным драконом по другим признакам безошибочно датируется временем не ранее Юань, то он не китайского происхождения, а, например, создан в Японии. В качестве примера можно привести деревянный резной шкафчик в собрании Государственного музея Востока, который на протяжении многих десятилетий числился китайским, но на основании изложенной схемы был обследован одним из лучших отечественных экспертов по прикладному искусству Японии В.А.Друзь (ГМВ) и ныне украшает музейную постоянную экспозицию японского искусства. Существуют правда исключения, связанные с тем, что в начале 20 в. в Китае для удовлетворения вкусов европейцев изготовлялись в некотором количестве произведения прикладного и изобразительного искусства в японском стиле. Надеюсь, с одной стороны, что изложенное выше поможет для датировки китайских произведений искусства лицам, не очень в этом искушенным, а с другой - получить данные от более опытных коллег, опровергающие или уточняющие набросанную схему. |
« | Главная страница | Библиотека | Галереи | Гостевая книга | Форум | О сайте | » |
|
|