Энциклопедии о драконах
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Великий муж хранит в себе дао и ждет своего часа. Когда время наступит, он превращается в дракона в облаках, ... свободный, сильный, взмывает ввысь. Когда же его время не пришло, он подобен барсу, скрывающемуся в тумане, ... тихий, безмолвный, скрывается в уединении. Почему не от нас зависит, когда прийти, когда уйти? »

Бо Цзюйи «Письмо к Юань Чжэню» (IX в.)
Энциклопедии о драконах
Энциклопедии о драконах
Энциклопедии о драконах
Энциклопедии о драконах
Энциклопедии о драконах  Dragon's Nest / Находки и исследования / Книги /
Энциклопедии о драконах
Энциклопедии о драконах
Энциклопедии о драконах
Энциклопедии о драконах

Энциклопедии о драконах

Всемирная история. Энциклопедический словарь

Левиафан. Врата ада в виде пасти левиафана. Фрагмент картины Эль Греко Сон Филиппа II. 1579. Эскориал (Испания).

Дракон в мифах многих народов крылатый (иногда многоголовый) огнедышащий змей, туловище которого состояло из частей тела змеи, крокодила, птицы, рыбы, льва, собаки и т.д.

Левиафан в Библии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. Предстаёт как пример непостижимости и тайны Божественного творения.

Драконт (Дракон) — в древних Афинах архонт (высшее должностное лицо). Составил в 621 г. до н.э. свод законов (первая кодификация афинского права), отличавшихся крайней жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконовские меры»).

Михаил в иудаизме, христианстве и исламе (Микал) великий ангел, архангел. В Ветхом Завете выступает как «князь» еврейского народа и как архистратиг — предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла. Он сражается с драконом (дьяволом, сатаной). Он спасает Авраама (а также трёх отроков) из огненной печи, выводит Лота из обречённого Содома, спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка в качестве жертвы. Он является «ангелом предстояния», стоящим вместе с Гавриилом перед троном Божьим.


Битва Св. Георгия с драконом. Картина Рафаэля. Около 1502 г. Икона Андрея Рублева Архангел Михаил. Ок. 1400. Третьяковская галерея.  Архангел Михаил, побеждающий дьявола. Картина Рафаэля. Около 1502 г.

Как предводитель и заступник Михаил сливается с образом Метатрона, а как вестник — с Гавриилом. Как предстоящий перед троном, он является одновременно ангелом-писцом, заносящим имена праведников в книгу. Михаил выступает также в роли проводника душ к воротам небесного Иерусалима, помогая им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход праведникам. В христианской традиции Михаил несёт в облаках тело усопшей Богоматери. В православии Михаил играет гармонирующую с исконной ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству и ремёслам; считается покровителем князей и ратной славы.

 Геракл и аргонавты. Фрагмент росписи краснофигурного кратера художника Ниобид. Ок. 460 до н.э. Лувр.

Аргонавты («плывущие на «Арго»») — в мифах древних греков участники плавания на корабле «Арго» за золотым руном в страну колхов Эю (или Колхиду). Корабль был построен с помощью богини Афины. Лес на постройку был взят с Пелиона или Оссы; на носу корабля укрепили кусок древесины додонского дуба, благодаря которой корабль сам давал прорицания. Ясон собрал для участия в походе славнейших героев со всей Эллады (до шестидесяти семи человек). Аргонавты просили Геракла, принимавшего участие в походе, возглавить его, но он отказался в пользу Ясона. Сначала аргонавты приплыли на остров Лемнос, здесь царица Гипсипила, став возлюбленной Ясона, стала уговаривать Ясона остаться вместе со спутниками на острове. Только Гераклу, оставшемуся на корабле, удалось убедить аргонавтов двинуться дальше в плавание. Проплыв через Геллеспонт в Пропонтиду, аргонавты были радушно приняты долионами — жителями города Кизика (во Фригии). В это время на корабль напали шестирукие чудовища, и аргонавтам пришлось выдержать с ними схватку. Отправившись дальше, аргонавты стали соревноваться в гребле, и у Геракла сломалось весло. На месте следующей стоянки у острова Кеос он отправился в лес, чтобы сделать себе новое весло. Тем временем аргонавты с попутным ветром отчалили, но вскоре заметили отсутствие Геракла. Во время спора о том, что надо вернуться за Гераклом, додонский дуб на корабле открыл аргонавтам, что Гераклу по воле Зевса не суждено участвовать в походе. Войдя в Боспор, аргонавты приплыли к жилищу слепого прорицателя Финея, который рассказал им о пути, который предстояло проделать аргонавтам и дал советы, как избежать опасностей. Приплыв к плавучим скалам Симплегадам, аргонавты, наученные Финеем, выпустили голубку, которая успела пролететь между скалами, только повредив перья хвоста. Кормчий Тифий направил «Арго» между скалами. Благодаря помощи Афины сблизившиеся Симплегады лишь слегка повредили корму «Арго» и затем застыли, оставив узкий проход. Аргонавты направились на восток вдоль южного берега Понта Евксинского. Приблизившись к Кавказу, аргонавты увидели орла, летевшего к Прометею, и услышали стоны титана. «Арго» вошёл в устье реки Фасиса (Риони). Когда Ясон с шестью спутниками явился во дворец царя Ээта, дочь царя волшебница Медея сразу же полюбила его. Узнав, что аргонавты прибыли за золотым руном, Ээт пришёл в ярость. Желая погубить Ясона, предложил ему вспахать поле на медноногих огнедышащих быках Ареса и засеять его зубами дракона, из которых вырастают воины. Ясон запряг быков и, идя за плугом, бросал в борозды зубы дракона, из которых стали вырастать могучие воины. Ясон бросил в них огромный камень. Воины начали сражаться друг с другом, и Ясон смог перебить их. Медея, захватив колдовское зелье, бежала на «Арго» , взяв с Ясона обещание жениться на ней. На рассвете Ясон с Медеей отправились в рощу Ареса, где дракон стерёг золотое руно. Медея усыпила его сладким пением и волшебным снадобьем, и Ясон смог снять с дуба испускавшее сияние золотое руно. С руном аргонавты вышли в море, но Ээт бросился в погоню за ними. Возвращались аргонавты новым путём: не через Пропонтиду, а по Истру (Дунаю). В одной из версий мифа рассказывается, что Медея взяла с собой брата Апсирта на корабль аргонавтов, и когда она увидела, что Ээт их настигает, она убила брата, разрубила его тело на куски и стала бросать их в море. Ээт, собирая части тела сына, отстал и повернул назад, чтобы предать тело земле. Поднявшись по реке Эридан, аргонавты вышли через Родан (Рону) в земли кельтов. В Средиземном море они достигли острова Ээя, где жила волшебница Кирка, она очистила аргонавтов от совершённого ими преступления — убийства Апсирта. От сирен аргонавтов спас Орфей, заглушив их пение своей песней. Богиня Фетида и нереиды помогли аргонавтам проплыть мимо Скиллы и Харибды и блуждающих скал Планкт. Когда аргонавты были уже вблизи Пелопоннеса, буря отнесла корабль к отмелям Ливии. Двенадцать дней они несли корабль на руках до Тритонийского озера. Выплыть из озера им помог Тритон — местное божество, подаривший аргонавтам ком земли. Когда они подплыли к берегам Крита, медный великан Талос, не давая пристать им к берегу, стал швырять в них кусками скалы. Зачарованный Медеей, он повредил пятку (уязвимое место) и истёк кровью. Один из аргонавтов бросил в море подаренный Тритоном ком земли, и из него возник остров Фера. После стольких злоключений аргонавты вернулись в Иолк.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Георгий Победоносец, христианский святой, великомученик. Согласно христианскому преданию, уроженец Каппадокии (на территории современной Турции). Замучен в 303 во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане; день памяти отмечается 23.4(6.5). Покровитель земледелия и скотоводства. На иконах, гербах и других предметах изображается в виде конного воина, поражающего копьем дракона («Чудо Георгия о змие» ). Георгий Победоносец — герой многочисленных сказаний, песен, легенд у христиан (у русских под именем Егория или Юрия) и мусульманских народов.

Дракон. Чудо Георгия о Змии (Георгий поражает копьем дракона). Новгородская икона 14 в. Третьяковская галерея. Георгий Победоносец. Новгородская икона. Чудо Георгия о змие. Нач. 15 в. Изображение Георгия Победоносца на гербе Москвы.

Большая советская энциклопедия

Созвездие Дракона

Дракон (лат. Draco), околополярное созвездие Северного полушария неба; самая яркая звезда — Этамин, 2,2 визуальной звёздной величины. Систематическое определение координат этой звезды привело английского астронома Дж. Брадлея к открытию в 1725 явления аберрации света. Наилучшие условия видимости в марте—мае. Видно на всей территории СССР круглый год.

Дракониды, метеорный поток, связанный с Джакобини — Циннера кометой. 9 октября 1933 и 10 октября 1946 Д. дали особенно обильные метеорные дожди с радиантом в созвездии Дракона.

Драконический период обращения, промежуток времени между двумя последовательными прохождениями планеты (при её движении вокруг Солнца) или Луны (при обращении вокруг Земли) через один и тот же узел орбиты (восходящий или нисходящий). Термин «драконический» связан с представлением древних, согласно которому Солнце и Луна во время затмения пожираются драконом. Д. п. о. Луны (так называемый драконический месяц) имеет важное значение в теории солнечных и лунных затмений.

Кокурюкай (Общество Чёрного дракона. Чёрный дракон — китайское и японское название р. Амур), ультранационалистическая реакционная организация в Японии (1901—46). К. была тесно связана с военщиной и монополистической буржуазией. Возникла как антирусское общество. Во многих странах Азии была создана разветвленная сеть организаций, которая использовалась для разведки, диверсий и пропаганды паназиатизма — главного лозунга К. В Японии К. пропагандировала крайний шовинизм и боролась против прогрессивных, демократических сил. Традиции К. продолжает возникшая в 1961 Кокурю кура-бу (Клуб чёрного дракона).


Драконт, Дракон (греч. Drakon), древнейший афинский законодатель, составивший в 621 до н. э., будучи архонтом, свод законов. См. Драконта законы.

Драконта законы, первая кодификация афинского (аттического) права, осуществлённая архонтом Афин Драконтом в 621 до н. э. Запись обычаев в Д. з. сопровождалась их отбором и пересмотром. Д. з. содержат и уголовные законы, отличавшиеся крайней жестокостью: смертная казнь назначалась не только за кражу, поджог или умышленное убийство, но также и за незначительные проступки.

Сохранился отрывок из Д. з. в надписи 409—408 до н. э., из которого видно, что за непредумышленное убийство назначалось изгнание, но вместе с тем устанавливалась возможность примирения родственников обеих сторон; если таковых не окажется, 10 членов фратрии, к которой принадлежал убитый, могли разрешить невольному убийце доступ в страну. Ограничивая кровную месть, Д. з. запрещали самовольную расправу над убийцей, за исключением тех случаев, когда он будет застигнут на его собственной земле. Не считалось преступлением убийство вора, если оно было совершено для самозащиты или отобрания украденного имущества. Важное значение имели и нормы Д. з., посвящённые организации судебного процесса по уголовным делам.

Д. з. действовали, по-видимому, вплоть до реформ Солона (594 до н. э.), однако нормы, касающиеся непредумышленного убийства и самозащиты, сохранялись в афинском праве дольше. Суровость Д. з. лежит в основе распространённых выражений «драконовские меры», «драконовские законы».

З. М. Черниловский.

Каргалинский клад, женское погребение (возможно, шаманки) с богатым инвентарём 2 в. до н. э. — 2 в. н. э.

Каргалинский клад, женское погребение (возможно, шаманки) с богатым инвентарём 2 в. до н. э. — 2 в. н. э., открытое в 1939 при земляных работах в ущелье р. Каргала близ г. Алма-Ата. В погребении найдено около 300 золотых предметов: перстни, серьга, рельефные бляшки и др. Наиболее интересна диадема в форме прямоугольной ажурной пластины с изображением охотничьей сцены (на фоне растительного орнамента — люди и животные, в том числе фантастический дракон и крылатые кони). Характер головных уборов на человеческих фигурах, некоторые изображения животных, а также особенности ювелирной техники свидетельствуют о местном происхождении вещей К. к.

Лит.: Берпштам А. Н., Золотая диадема из шаманского погребения на р. Карагалинке, в сборнике: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, [в.] 5, М. — Л., 1940; его же. Прошлое района Алма-Ата, А.-А., 1948.

Морские дракончики, морские драконы (Trachinus), род морских рыб отряда окунеобразных

Морские дракончики, морские драконы (Trachinus), род морских рыб отряда окунеобразных. Тело удлинённое (до 40 см), уплощённое с боков. Первый спинной плавник несёт колючие шипы; на каждой жаберной крышке — также по шипу; у основания шипов — ядовитые железы. Укол колючками очень болезнен; известны случаи смерти человека от уколов этих рыб. Один род, включающий 4 (или 5) видов. Икра пелагическая. Питаются М. л. мелкой рыбой и ракообразными. Добычу подстерегают в засаде. Распространены в Средиземном море и восточной части Атлантического океана; в СССР 1 вид — морской дракончик, или змейка (Т. draco), в Чёрном море. Объект местного промысла.

Коломб М. 'Св. Георгий, поражающий дракона'

Коломб (Colombe) Мишель [р. около 1430, Берри (?),—умер около 1513, Тур (?)], французский скульптор. Работал в Туре и Нанте. Произведения: медаль в честь въезда Людовика XII в Тур (бронза, около 1500), надгробие герцога Франциска II Бретонского и Маргариты де Фуа с их портретными фигурами и 4 статуями добродетелей (по рисунку Ж. Перреаля; мрамор, 1502—07, собор в Нанте), рельеф «Святой Георгий, поражающий дракона» с пейзажным фоном (мрамор, 1508—09, Лувр, Париж). К. приписывается также группа «Положение во гроб» (мрамор, 1496, аббатство г. Солем). Используя традиции готики и элементы итальянской ренессансной пластики (прежде всего в орнаменте), К. положил начало скульптуре французского Возрождения.

Лит.: Pradel P., Michel Colombe, P., 1953.

Хара-Балгас Карабалгасун, развалины г. Орду-Балык — столицы (8—9 вв.) Уйгурского каганата, разрушенной енисейскими кыргызами в 840. Расположены на левом берегу р. Орхон, в 15 км к С. от монастыря Эрдэни-дзу (МНР). Описаны Н. М. Ядринцевым (1889), В. В. Радловым (1891), исследованы советско-монгольской историко-этнографической экспедицией под руководством С. В. Киселева (1949). Вокруг Х.-Б. прослежены остатки пригородов, усадеб, каналов и следы пашен. Город имел строгую планировку; центральная часть окружена валами, частично сохранились сырцовые стены, донжон цитадели и крепость. Открыты остатки дворца, храмовой комплекс, ремесленная мастерская, гранитная стела, увенчанная изображением дракона с надписями в честь каганов 9 в.

Лит.: Киселев С. В., Древние города Монголии, «Советская археология» , 1957, № 2.

Вишапы (слово иранского происхождения), каменные изваяния (до 5 м высотой), изображающие рыб или столбы с растянутой на них шкурой быка. Время их изготовления не установлено; вероятнее всего, В. относятся ко 2-му тысячелетию до н. э. Впервые открыты в 1909 в Армении, в районе Гегамского хребта В. находились около русел древних каналов и озёр, использовавшихся для водопоя скота. В древности эти статуи, видимо, были связаны с культом божеств плодородия и воды. Позже армяне считали эти колоссальные статуи изображениями злых духов и называли их В., т. е. драконами, змиями. В. обнаружены также в Грузии, на Северном Кавказе и в Монголии.

Ханой (Нa Noi), столица Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Поселение на месте современного города известно с 3 в. Город основан, по-видимому, в 5 в. (по др. данным — в 8 в.). В 9—11 вв. назывался Дайла, в 11 в. — 1833 Тханглаунг (Город парящего дракона), или Донгкинь (Восточная столица).

Амур (у монголов Хара-Мурэн — чёрная река, у китайцев Хэйлун-цзян — река чёрного дракона).

Истоки корейской литературы восходят к древне-корейскому фольклору начала нашей эры. До конца 19 в. она была двуязычной и создавалась как на официальном литературном языке ханмуне — кореизираильской форме китайского литературного языка вэньяня (см. Китайский язык), так и на корейском языке. Первым произведением на корейском алфавите была «Ода дракону, летящему в небеса» (1445).

«Словарь русского языка XVIII века»,
вып. 6, Ленинград,1991

ДРАКОН, а и ДРАКО, нескл., м. 1. Миф. Крылатый огпедышащий змей. Геркулов и Тезесов, которые в том старание имЭнциклопедии о драконахли, да бы искоренить Драконов и Гидров <на поле: летучих змиев земных и водяных> болЭнциклопедии о драконах не находится. Оказ. миру 16. [Рыцарь: Златое чести руно трудно доставати, аки Геркул с звЭнциклопедии о драконахрми на брань ся вдавати, ЗдЭнциклопедии о драконах драко, здЭнциклопедии о драконах Минотавр предстои высоки. ИШД (3) 191. При СвятославичЭнциклопедии о драконах Добрыня Убил дракона в облаках. Держ[авин]. Соч. II 289. |
Уподобит. От сего единаго <поединков гладнаторов>, коликое людей оных является безчеловЭнциклопедии о драконахчие, кто не видит? звЭнциклопедии о драконахриныя воистинну, а не человЭнциклопедии о драконахческия утробы были. Парды нЭнциклопедии о драконахкия и Драконы, а не человЭнциклопедии о драконахцы. Пркп СР II 28. |
Образно. О врагах —неверных, мусульманах. Еще отроческою рукою разори <Петр Великий> Казикермень, разруши Азов, и дракона асийского устраши. Пркп. Рожд. ПП 6. Колико-крат орлы отважны Терзали злобных тЭнциклопедии о драконахх драконов,.. Чесма тЭнциклопедии о драконах раны вспоминает, Что в ней произвели они. Бобр. Херс. 188. |
Образно. О неусыпном свирепом страже. Какой способ можно было выдумать молодой женщинЭнциклопедии о драконах, стрегомой денно и ночно своим драконом, и которому кашель не позволял заснуть ни на минуту? Оберон 130.

2. Церк.-слав. Сатана, дъявол. Дракон.. В священном писании название сие взято в преносном смыслЭнциклопедии о драконах и означает Диавола. САР1 II 743.

3. Вид ящерицы (лат. XVIII Draco volans, Draco praepos). Дракон, маленькая Африканская крылатая пщерица, питающаяся насЭнциклопедии о драконахкомыми, и взлетающая на деревья помощию своих кожаных, находящихся между ног с боков, перепонок. Сл. нат. ист. I 120.

4. Морская рыба (лат. XVIII TracЭнциклопедии о драконахinus draco). Под названием Дракона . . разумЭнциклопедии о драконахют морскую так называемую Петрову рыбу. САР1 II 743.

5. Дерево (лат. XVIII Dracaena draco). Дракон, кровавое древо. Сл. бот. 28.

ДРАКОНЕЦ, н ц а, м. (Един.) То же, что дракункул. НасЭнциклопедии о драконахкомое, которое находится в Невских водах, и садится у ребят на ногах и на руках, немало сходства имЭнциклопедии о драконахет . . с драконцами Гвинейскими. ИЭ III 102.

ДРАКО'НОВ, а, о. 1. Отн. к дракону (1). Без грому молния из ясности блистая, В драконовы главы и в сердце ударяя, Смутила горду кровь, пронзила грозный взор. Лом[оносов]. СС I 173. Вертеп драконов. Оберон 10. 2. Бот. Д. к р о в ь (лат. XVIII Sanguis draconis). Южное дерево, а также еыделяющийся из него сок, гумми. Драконовою кровию называется гумми, собираемая с нЭнциклопедии о драконахкоторых дерев ростущих в Индии . . Употребляют ее аптекари; также служит она для лаку и для живописи. Приб. МВ 1783 211. / Д. голова (лат. XVIII Dracocephalum). Камские и других рЭнциклопедии о драконахчек берега изобиловали привольными лугами, на которых росли кокушкины слезы, петушки, драконова голова, колокольчики. Пут. Леп. III 192.

ДРАКУНКУЛ 1767, а, м. Лат. dracunculus. Круглый глист, паразитирующий в подкожной клетчатке. Дракункул, или драконец, есть слово Медицинское, и употребляется для названия маленьких волосу подобных черьвей. ПЭ III 102. |
Болезнъ, вызываемая этим глистом. Младенцы, которые не могут дракункулом или волосатиком, обыкновенно бывают весьма сухи. ПЭ III 103. - Ср. волосатик.

Информация с сайта www.rubricon.com