Западные драконы | Египет и Африка
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Светлые дхармы усмиряют и бешеного слона,
Туманными словами вопрошаю старого дракона.
Кто ж из людей пройдет тропинкой в полыни?..»

Ван Вэй
Западные драконы | Египет и Африка
Западные драконы | Египет и Африка
Западные драконы | Египет и Африка
Западные драконы | Египет и Африка
Западные драконы | Египет и Африка  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Западные драконы /
Западные драконы | Египет и Африка
Западные драконы | Египет и Африка
Западные драконы | Египет и Африка
Западные драконы | Египет и Африка

Египет и Африка


Египетские Драконы

Artwork by Kinuko Y. Craft (60kb) Западные драконы | Египет и Африка

Упоминание о Драконах можно встретить и в Древнем Египте.

Из многочисленных катакомб в Египте и Халдее самыми известными были подземные крипты Фив и Мемфиса. Первые начинались на западном берегу Нила и тянулись в сторону Фиванской пустыни, и были известны как катакомбы змиев (Посвященных Адептов). Тут проходили Священные Мистерии Куклос Анагкес ((Греч.) Букв., «Неизбежный Цикл» или «Круговорот Необходимости»), и кандидатов знакомили с неизбежными законами, которым подчинена каждая развоплощенная душа от начала времен. Эти законы указывали, что каждая перевоплощающаяся Сущность, сбросив свое тело, должна перейти от этой жизни на земле к другой жизни на более субъективном плане, к состоянию блаженства, если только грехи этой личности не вызвали полное отделение высших «принципов» от низших; что «круговорот необходимости» или неизбежный цикл должен длиться определенный период (от одного до даже трех тысячелетий в некоторых случаях), и что, по окончании его, Сущность должна вернуться к своей мумии, т.е. к новой инкарнации. Учение египтян и халдеев — это учение «Тайной Доктрины» теософов. Мексиканцы имели такие же. В «Попол Вух» (труд де Бурбура) их полу-бог, Вотан, представлен описывающим ahugero de colubra, что идентично с «Катакомбами (или проходом) Змия», и добавляющим, что он шел под землей и «кончался у корня небес», и в эту змеиную нору Вотана впустили потому, что он сам был «сыном Змиев», или Драконом Мудрости, то есть Посвященным. По всему миру жрецы-адепты именовали себя «Сынами Дракона» и «Сынами Бога-Змия».

Е.Блаватская, Тайная доктрина.

Апоп
Сакральное  небо Древнего Египта

Он же Апофис, Апеп, Апофис (греч.), Апепи, Аапеп — египетский дракон тьмы, а также гроз, молний, смерчей. В египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца.

Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плаванье по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть всю воду обратно. В древнем мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею Апопу. В поздний период Апопа сближали с Сетом.

«Символический Змий Зла. Солнечная Ладья вместе с Солнцем являются великими Умертвителями Апапа в «Книге Мертвых». Это Тифон, который, убив Озириса, воплощается в Апапа, желая убить Гора. Подобно Taoer (или Та-ап-оэр), женскому аспекту Тифона, Апап назван «пожирателем Душ», и это верно, поскольку Апап символизирует животное тело, как материю, оставленную без души и предоставленную самой себе. Озирис, также как и все другие Солнечные боги, является прообразом Высшего Я (Христос); Гор (его сын) — это низший Манам или личное Эго. На многих памятниках можно увидеть Гора — с помощью множества собакоголовых богов, вооруженных крестами и копьями — убивающего Апапа. Некий востоковед говорит: «Бога Гора, стоящего, как победителя, на Змие Зла, можно считать самой ранней формой нашей известной группы — Св. Георгия (который есть Михаил) и Дракона, или святости, попирающей грех. «Драконизм не ушел вместе с древними религиями, но целиком перешел в позднейшую христианскую форму поклонения. «

Указатель (теософских) понятий к «Тайной доктрине». Составлен Дж. Мидом Перевод с английского А.П. Хейдока)

Амфиптер
Амфиптер

Крылатый, но безногий змей амфиптер обитал в долине Нила и в Аравии, где охранял ладаноносные деревья, нападая на всякого, кто пытался собирать их драгоценную смолу.

Тифон.

В Египетской легенде говорится, что дракон будет преследовать Изиз, тогда как она будет пытаться защищать своего сына. Похожая легенда есть в христианстве.

Серапис

Великий солнечный бог, который в народном поклонении заменял Озириса, и в честь которого пелись семь гласных. В его изображениях он часто представлен как змий, «Дракон Мудрости». Высочайший бог Египта в течение первых столетий Христианства.

Шаи

Первоначальное божество доброй судьбы, удачи и богатства, покровитель и хранитель человека — изображался в виде змеи и человека. Позже его стали связывать с загробным миром.

Рененутет

Рененутет(егип.), Термутис (греч), в египетской мифологии богиня, охраняющая собранный урожай. Воплощалась в образе змеи, изображалась в виде змеи или женщины со змеёй на голове. Эпитеты Рененутет — «владычица плодородия», «правительница закромов». Сын Р. — бог зерна Непери (иногда их обоих оттождествляли с Исидой и Гором). Считалось, что змея-Р. появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах. Впоследствии она, как и бог урожая винограда Шаи, стала почитаться как богиня судьбы. Рененутет, часто вместе с Шаи, упоминается в добрых пожеланиях.

Уто

Уто, Уáджит («зелёная»), в египетской мифологии богиня — Хранительница Ра и фараона. Воплощалась в образе кобры, её второе священное животное — ихневмон. Уто — покровительница города Буто (центр её культа) и Нижнего Египта. Символ Уто — стебель папируса — эмблема Нижнего Египта. Имя Уто, как и имя богини Верхнего Египта Нехбету вошло в титулатуру фараонов объединённого Египта. Уто и Нехбет, змея и коршун, изображались как хранительницы царя на его короне. Иногда, отождествляя с Нехбет, Уто изображали в виде коршуна со змеиной головой. Огнедышащая змея, Уто обладает колдовской силой, она считалась солнечным Оком, сжигающим своим огнём врагов Ра и фараона, Уреем, извергающей яд и пламя первозданной змеёй, изображение которой укреплялось на лбу царя в знак его власти на небе и на земле. В ряде текстов Уто — богиня, творящая добро: она даёт мази для бальзамирования, огнём своего дыхания удлиняет жизнь, как «зелёная» способствует произрастанию растений, охраняет укрытого Исидой в зарослях папируса младенца Гора от козней Сета. Как Око Ра рано стала отождествляться с Сехмет и Тефнут (также считавшимися его Оком и почитавшимися в образе львицы). В поздний период Уто изображалась львиноголовой женщиной с солнечным диском на голове. Как богиня-мать отождествлялась с Мут. С Уто отождествлялись также Баcт, Кебхут, Мехит. Уто близка Таит.

Мехен

В народных египетских мифах — великий змий, представляющий низшую атмосферу. В Оккультизме — мир Астрального света, во время определенных практических деяний магии, символически названный Космическим Драконом и «великим вводящему в заблуждение Змием» (Майе). (См. труды Элифаса Леви, который называл этот свет le Serрent du Mal, и другими именами, приписывая ему все злые воздействия на землю. В «Каббале» — Нехашим)

Нехебкáу

Нехебкау(«подающий души»), в египетской мифологии бог в образе змея. Почитался как бог времени, плодородия и податель пищи. Связан с загробным культом, считалось, что Нехебкау стоит у входа в подземное царство. Обычно в источниках выступает помощникам Ра. В «текстах пирамид» упоминается, что он был связан Атумом при подавлении последствий мятежа в Гермополе.

Акер

Акер — в египетской мифологии бог земли, покровитель мёртвых, одно из древнейших божеств. Назывался также Акеру (множ. ч. от «А.») и считался воплощением «духов земли» — змей. Иногда изображался в виде льва. В «Текстах пирамид» имя А. пишется с детерминативом "полоски земли"

Африканские драконы

Сказания об источниках, охраняемых змеями, также широко распространены в фольклоре Африки: в существование таких змеев верят и ваньяруанда, и готтентоты нама, и живущие в дельте Нигера ийо.

И подобно тому как в сказаниях о змеях — поглотителях воды солярный герой, убивая змею — радугу, возвращает похищенную ею воду, так в ряде сказаний о змеях — хранителях источников герой (безразлично, человек, бог или зверь) убивает такого змея и добывает хранимую им воду для своего племени.

Айдо Хведо

Áйдо-Хвéдо — Радужная змея из Дагомейской мифологии (старинное название Бенина, теперь в составе совр. Нигерии). Согласно мифам появилась первой, раньше земли и неба. А.-Х. в ранних мифах демиург. Передвигаясь по земле, она создала поверхность земли. Горы — это ее экскременты. Она поддерживает землю, свернувшись кольцом и закусив свой хвост; когда шевелится, чтобы устроиться поудобнее, происходят землетрясения. Живёт в море. Когда А.-Х. всплывает на поверхность воды, то отражается в небе радугой. В некоторых мифах существуют две А.-Х. (по одному вариант — близнецы): одна из них живет в море, а другая на небе (радуга). В древнем государстве фон (особено в городе Вида) А.-Х. почитали как предка правящего рода; в Вида существовало святилище А.-Х. Включенная в пантеон богов фон А.-Х. уступет свои первоночальные функции демиургу Маву-Лиза, становится его слугой, сопровождает его, носит в пасти и т.п. А.-Х. называют "набедренными повязки Маву, разложенными для просушки". Громовнику Хевиозо А.-Х. помогает приходить на землю. По другой версии, Хевиозо передал её своему младшему сыну Гбаде, чтобы она переносила его на землю. Согласно неоторым мифам, А.-Х. — одна из ипостасей Дана, сына близнецов Маву и Лиза, рожденных Нана-Булуку. Дан проявляется в различных формах, в частности в радуге, символом которой является змея,кусающая свой хвост.

Когда создание мира было завершено, оказалось, что мир слишком тяжел и может рухнуть. И тогда Маву попросил Айдо Хведо свернуться кольцом вокруг мира под морем, чтобы поддерживать мир. И она сделала так, и море вокруг стало горячим. Айдо Хведо ест железные столбы, которые под морем. И когда столбы кончатся, она съест свой собственный хвост, и море поглотит мир. Айдо Хведо живет в религии вуду в Суринаме и на Гаити под именем Айдо Ведо.

К востоку от Центральной Америки, на острове Гаити, сохранились легенды о змеях, восходящие ко времени начала творения. Туземные вудуистские племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который изображается в виде змея. Дамбалла Ведо почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли. Согласно любопытной легенде вуду о Потопе, Змей залил Землю водой, но затем появилась Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под именем Айида Ведо (А.Элфорд, Боги нового тысячелетия).

Аборигены Австралии бережно хранят легенды о змеях в своих мифах Сновидений, где рассказывается о сотворении мира. В центральных районах Австралии можно найти изображения Змеи-Радуги, которая проходила легендарным маршрутом от северного побережья и по пути создавала реки, горы и людей.

Байда

Западно-африканский дракон, который описан в большой эпопее Доуси. Умирающий король Динга послал за своим старшим сыном, чтобы сообщить ему секрет царствования. Но самый старший сын не захотел прийти, а явился лишь самый младший сын — Лэггарр. И отец сказал ему, чтоб он нашел девять банок воды, которые обладали чудесным свойством: если кто-либо омывался из этих банок, то становился королем. Затем ему надо было пойти в северную пустыню, найти там барабан Тэйбил и постучать в него.

Когда молодой Лэггарр сделал все, как велел ему отец, из песка поднялся город, окруженный драконом Байдой. Это был город Вагаду. И Лэггарр заключил сделку с драконом, чтобы получить возможность войти в город. Каждый год дракону должна быть пожертвована девушка, а дракон, пролетая над городом, должен извергать золото. И это продолжалось на протяжении трех поколений, пока жених одной обреченной девушки не убил Байду. Звали этого храброго юношу Мамади. Когда Байда выходил из своего озера, Мамади отрубил ему голову. Голова дракона осталась лежать на Золотом берегу, и вот почему до сих пор там часто находят золото.

г. Силен, Ливия
Как говорит легенда, в первые века нашей эры, в эпоху владычества римлян, Св. Георгий победил дракона, который прямо-таки осаждал город, так что жителям приходилось платить ему дань девушками.
Озерный дракон

Этот дракон жил в огромном озере в Африке, с городом на берегу. Каждый год город давал девственницу на съедение дракону, а взамен дракон позволял вытаскивать воду из озера в течение только одного дня. Эта вода должна быть сохранена в баках, чтобы ее можно было использовать весь год. Пришло время, и предложить дракону смогли только принцессу Фатуму.

Принц по имени Хаммади пришел в город и услышал об участи, ожидающей принцессу. Пошел он на берег озера и освободил принцессу. А когда дракон вышел на берег, чтобы съесть принцессу, то Хаммади убил его. Позже Хаммади женился на принцессе.

Айза-Беа

Жил на горах в Африке. Этот дракон выпил всю воду с реки Нигер, что стало причиной сильнейшей засухи. Король Самба собрался на битву с Айза-Беа, взяв с собой только своего певца Тафа. Борьба продолжалась в течение восьми лет, король истратил 800 копьев. И убил дракона длинной саблей ударом в сердце, и освободил воды Нигера.

Африканская Гидра

Водное чудовище с семью головами. Люди обращаются к ней с просьбами, чтобы она не остановила течение реки.

Известна такая легенда о Гидре: Когда некая женщина была беременна, она попросила помощи Гидры в обмен на своего ребенка. Ей потребовалась помощь Гидры, потому что ее резервуар для воды стоял пустой и забитый грязью. Гидра согласилась с условиями сделки, очистила резервуар и заполнила его водой. Вскоре родился ребенок, девочка, назвали ее Джинди Сайринд. Когда она стала достаточно взрослой, мать стала отправлять ее на реку за водой. И однажды гидра пришла и забрала девушку.

Джинди попросила Гидру, чтобы та отпустила ее домой попрощаться с родителями. Гидра отпустила ее на один день с условием, что если она не вернется, то Гидра придет за ней в поселение.

Джинди бросилась в родительский дом, но там никто не захотел ей помочь из страха перед Гидрой. И тогда девушка бросилась в дом своего возлюбленного. Храбрый юноша взял саблю и убил чудовище, отрубив все семь голов.

Номмó

Номмо, в мифах догон божества воды, близнецы (обоего пола). В древнейших мифах ассоциировались, по-видимому, с рыбами. Номмо порождены землей от второго соития с ней Амма. Номмо — это вода морей, рек, дождей, а так же и свет (солнечные лучи). Номмо — полулюди-полузмеи. У них красные глаза и раздвоенные языки, гибкие конечности, без суставов, а их тела гладкие и сияющие, как поверхность воды, покрытые короткими зелеными волокнами. У Номмо — восемь верхних и нижних конечностей. Увидив с неба мать-землю нагой и лишенной речи, Номмо из десяти пучков (по числе своих пальцев) волокон небесных растений сделали своей матери юбку (положили начало растительности земли). Номмо передали земле речь, первый язык мира. Номмо воплощают порядок, плодовитость, воду, свет, жизнь. В мифах противопоставляются Йуругу, олицетворяющему беспорядок и хаос; для нормального течения жизни нужны и Номмо и Йуругу.

Дипса

Дипса (Dipsa) — «Есть сие змея не в пример другим малая, но зело ядовитая. Ежели укусит, человек умрет прежде, нежели укус почует, а на лице усопшего заместо боли и тревоги удивление только великое и печаль отражаются. Что подтверждает Лукан в “Фарсалиях”, описывая приключения некоего военачальника невеликого, коий на дилсу наступил, а дипса в пятку его укусила. (“…signiferum iuventem caput retro dipsa calcata mpmordit. Vix dolor aut semus dentisfuit”)»

Бестиарий А.Сапковского в переводе Е.Вайсброта

Идрус
Идрус — убийца крокодилов
www.bestiary.ca

Идрус (лат. Hydrus , другие названия: Enhydros, Enidros, Hydra, Idra, Idres, Ydre, Ydrus) — змея преопасная, живет в Ниле, в воде, отсюда и называют ее по-гречески, ибо слово “hydor” воду означает. По-латыни же зовется Aquatilis serpens, змея водная. Укушенные ею страшно опухают, раздуваются и умирают в муках, а единственным противоядием супротив яду есть буйволиное дерьмо, отсюда и другое называние идруса — “боа” от “bos” — буйвол.

Идрус в большой живет неприязни с крокодилом. Ежели узрит такового на берегу спящего, то измазывается идрус в грязи для лучшей скользливости и выжидает, когда Kpoкoдил зевнет и тут же — ему в разверстую пасть сигает и через горло в живот вскальзывает, а выбирается оттуда, внутренности крокодильи разрывая и тем жизни его лишая, а сам остается целым, невредимым и веселым.

Бестиарий А.Сапковского в переводе Е.Вайсброта

Drakensberg

Буквально — «Гора Дракона», крупная горная система на юге Африки.

При составлении описаний использовался «Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила»,
Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.
«Мифологический словарь» 1990 г. изд. «Советская Энциклопедия» гл. редактор Е. М. Мелетинский.