Вавилонские драконы
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Здесь ты видишь все измерения.
Свет подобен радуге, видимой на небе;
Звук подобен дракону гаруде, он звучит как гром;
Лучи же подобны разноцветному шелку.»

«Жанг Жунг Ньян Гьюд»
Вавилонские драконы
Вавилонские драконы
Вавилонские драконы
Вавилонские драконы
Вавилонские драконы  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Западные драконы /
Вавилонские драконы
Вавилонские драконы
Вавилонские драконы
Вавилонские драконы

Вавилонские драконы

См. также Вавилонский дракон

Тиамат
Фрагменты из вавилонской космогонической поэмы «Энума элиш»

В 1920 году немецкий ассириолог Ф. Делич (см. § 10,3) в книге "Великий обман" пытался доказать, что все основные идеи Ветхого Завета заимствованы из Вавилона и что учение Библии о творении целиком зависит от вавилонской космогонии. Справедливо ли это мнение, можно заключить из приводимых ниже текстов:

Когда наверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали.
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Тростниковых зарослей видно не было,
Ничто не названо, судьбой не отмечено.

Далее повествуется, как мировой Океан (Апсу и Тиамат, пресные и соленые воды) породил богов. Их шум смутил покой прародителей. И они вняли совету — уничтожить молоых богов. Тогда бог мудрости Эйа усыпил и убил Апсу. Потом он возвел себе чертог, где зачал из вод убитого Апсу бога весеннего солнца Мардука. Бог неба Ану стал тревожить праматерь Тиамат своими ветрами. Она решила отомстить за своего супруга Апсу. Но Мардук обещал богам одолеть ее при условии, если они признают его царем. Получив согласие богов, Мардук вышел на бой с Тиамат.

Когда это услыхала Тиамат,
В мыслях помутилась, потеряла рассудок.
Взревела, вверх взвиваясь, Тиамат,
От подножья до верха сотряслась ее туша.

Собрала она армию чудовищ.

Ужасные чудовища Тиамат
Остры их зубы, их клыки беспощадны!
Она ядом, как кровью, их тела напитала,
В Ужас драконов свирепых одела,
Окружила нимбами, к богам приравняла.
Если в битву пойдут, то уже не отступят!
 	(Перевод В.Афанасьевой)

Однако битву выиграть ей не удалось. Мардук опутал ее сетями и наполнил ее водное чрево буйными ветрами.

Ее тело раздулось, ее пасть раскрылась,
Он пустил стрелу и рассек ее чрево,
Он нутро ей взрезал, завладел ее сердцем,
Он ее осилил, ей жизнь оборвал он.
Труп ее бросил, на него наступил он. 

Были повержены и соратники Тиамат. А Мардук задумал создать из трупа дракона благоустроенное жилище для богов.

Рассек ее тушу, хитроумное создал,
Разрубил пополам ее, словно ракушку,
Взял половину — покрыл ею небо,
Сделал запоры, поставил стражей,
Пусть следят, чтобы воды не просочились…
Он устроил стоянки богам великим,
Звезды-планеты, подобья богов, он сделал…
Истеченье слюны Тиамат
Мардук собрал и согнал ее в тучи,
Сгрудил в облака кучевые…
Он поставил главу Тиамат, он на ней гору насыпал,
Он бездну открыл — устремились потоки.
Тигр и Евфрат пропустил он сквозь ее очи…
Так создавал он небо и землю,
Связь небес и земли скрепил он прочно,
Затем он назначил свои ритуалы, установил свои обряды…

Боги прославляли Мардука за мудрость, и тогда он задумал сделать для них слуг.

«Кровь соберу я, скреплю костями,
Создам существо, назову человеком,
Воистину я сотворю человеков.
Пусть богам послужат, чтоб те отдохнули».

Мардук взял кровь убитого бога Кингуи и сделал из нее человека. Боги воздвигли себе из кирпича величественные жилища-храмы. Такие же храмы должны строить и люди.

Подобье того, что на небе он создал, на земле да сделано будет!
Да помнят люди, да взывают к богу!
По словам уст его да чтят богиню!
Божествам да приносят хлебные жертвы!
Без небреженья богов да содержат!

По другому мифу боги, желая взвалить на кого-нибудь тяжелую работу, задумали создать людей.

«Премудрого» — бога, что имеет разум,
Они убили в своем собранье.
Из его тела, из его крови
Намесила богиня Нинту глины.
Чтобы вечно слышали стуки сердца,
Разум живет во плоти бога,
Знает живущий знак своей жизни…
Позвала Ануннаков богов великих…
Так говорит богам великим:
«Вы приказали —
Я совершила…
Я вас избавила от работы,
Ваши корзины дала человеку».
		(Пер. В. К. Афанасьевой)
		

В месопотамской поэме о сотворении мира рассказывается: В стародавние времена, когда все еще было лишено формы, записано в табличках, возникли два первозданных существа. Одно из них, мужского пола, назвалось Апсу и стало править пресными водами и пустотой, другое же, женского пола, по имени Тиамат, стало править солеными водами и хаосом.

От союза этих двух существ произошли боги, один из которых убил своего отца, Апсу. В неистовом гневе Тиамат произвела на свет новое потомство, ужасных чудовищ, желая, чтобы они уничтожали богов.

Отразить неприятеля небожители поручили богу Мардуку, ставшему впоследствии государем вселенной.

«Повсюду искал он свою мать Тиамат. Наконец, изловчился Мардук изловить ее в свою раскинутую в бездне сеть. Тогда он приказал четырем ветрам дуть ей в пасть, чтобы она не могла закрыть рот, а сам, прицелившись, поразил ее стрелой, которая, пролетев меж ее отверстых челюстей, вонзилась в сердце.»

Тим Аппензеллер «Драконы».

ТЬМА (евр. х`ошех) и БЕЗДНА (евр. те`ом, множ. те`омот). Примечательно, что Божие одобрение получает не тьма Хаоса, а только свет (1,4, ср. 1 Ин 1,5: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»). Русский богослов В. Н. Ильин замечает в связи с этим: «С полной уверенностью можно утверждать, что началу творения нашего космоса, его «первому дню» предшествовала какая-то домирная, метаматериальная и метафизическая трагедия, страшным эпилогом которой явились тьма и хаос» (Шесть дней творения, Париж, 1930, с.67). Слово «теом» (бездна) созвучно с именем вавилонской богини Океана Ти`амат (см. § 11, 3). Тиамат изображалась в виде дракона. Аналогичные чудовища Хаоса встречаются и в мифах других народов (египтян, хананеев, китайцев). Боги-драконы олицетворяли водную стихию (см. приложение, а также В. Топоров. Хаос. — В кн.: Мифы народов мира. т. 2. М., 1982, с.581-582). Хотя в Шестодневе «бездна» лишена всяких мифологических черт, в других частях Ветхого Завета мы находим образ водного чудовища, или Дракона, которое, однако, рассматривается как тварь (Левиафан, Раав, Дракон: Иов 9,13, где имя Раав в синод. пер. заменено словом «гордыня»; Пс 73,13-14; 88,11; Ис 51,9-10; ср. Лк 8,31). Это существо воплощает в себе сопротивление божественной воле, которое возникло в лоне духовного тварного мира (падение Сатаны, ср. Ин 8,44; 1 Ин 3,8; Откр 12,9; 20,2). В конце времен эти демонические силы будут повержены (Ис 27,1; ср. Ин 12,31).

«В самых ранних Космогониях Мира не встречается ни Творения тьмы, ни Дракона Зла, побежденного Солнечным Богом. Даже у аккадийцев Великая Глубь — водная Бездна или Пространство — было месторождением и обителью Эа, Мудрости, непознаваемого беспредельного Божества. Но у семитов и позднейших халдеев бездонная глубь Мудрости становится грубой Материей, греховной субстанцией, и Эа превращается в Тиамат, Дракона, сраженного Меродахом (Мардуком), или в Сатану в астральных волнах.»

Е.Блаватская, Тайная доктрина.

Зарпаниту

Богиня, которая являлась предполагаемой матерью Нэбо, бога Мудрости, отцом которого был Меродах. Одна из женских «Змиев Мудрости».

Тхели

Большой Дракон, который, как утверждается у халдеев, символически обнимает вселенную. Еврейскими буквами это TLI = 400 + 30 + 10 = 440; когда «его холка (первая буква) обуздана», говорят раввины, — остается 40, или эквивалент Мем; M = Вода, воды над твердью.

Иллуянка

Миф об Иллуянке читался во время праздника Пурулли, на котором чествовали бога грозы, в хеттском священном городе Нерик в древней Месопотамии.

 Так говорит Келла, жрец бога грозы:
 «Пусть страна благоденствует
 		и процветает!»
 И если затем она благоденствует
 		и процветает,
 Люди празднуют праздник Пурулли.
Миф, видимо, испытал влияние мифологии хатти (хотя сам термин «Иллуянка» может быть и индоевропейского происхождения). Миф об Иллуянке пренадлежит к числу распространенных в Восточном Средеземноморье мифов о драконе-змее и его противнике — змееборце.

Изображение мифа сохранилось на хетто-лувийском барельефе из Малатьи.

В хеттских текстах упоминается так же «морской Иллуянка».

То, что к чествованию бога грозы приурочена легенда об Иллуянке, не случайно. Всей истории мы не знаем, часть древнего текста, записанного на глиняных табличках, не сохранилась, часть — не расшифрована, но вот что известно...

Мушхуш
Мухшуш (Сируш), украшавший городские ворота, посвященные богине Иштар в древнем Вавилоне. Мозаичный глазурованный рельеф, 580 г. до н.э.
Мухшуш (Сируш), украшавший городские ворота, посвященные богине Иштар в древнем Вавилоне. Мозаичный глазурованный рельеф, 580 г. до н.э.

Аккад. — «огненно-красный дракон», Мy'шруш, Си'руш, в аккадской мифологии дракон, одно из чудовищ, созданных Тиамат; эмблема бога Мардука. Сочетал в себе черты льва, орла, змеи, скорпиона.

Мифы народов мира, Энциклопедия (в 2-х тт.), М., 1982

Среди прочих чудовищ, созданных Тиамат, был и дракон Мушхуш. Он изображался с длинной птичьей шеей, змеиным жалом, с хвостом-змеей, львиными передними и птичьими задними лапами, был рогат и покрыт чешуей.

Но даже Мушхуш не помог Тиамат в битве с мудрым Мардухом, богом света: она потерпела поражение.

Встречается и другое название дракона Мушхуша — Сируш. При раскопках древнего Вавилона археологу Роберту Кольдевею посчастливилось найти огромные ворота, выложенные разноцветными изразцами с изображениями и реально существующих, и мифических животных. Есть среди них и чудовищные драконы. В основании ворот (они, как выяснилось, были посвящены богине Иштар) высечена надпись: «Сирушами я украсил стены… чтобы все люди смотрели на них и удивлялись». Царю Навуходоносору, которому приписывается этот текст, удалось достичь цели: дракон удивляет.

Великий змей (Шумерская легенда)

Вождем клана (шумерского бога) Энлиля был бог Нинурта, первенец Энлиля, который руководил сражением… При поддержке своего брата Ишкура и племянницы Инанны, он атаковал силы неприятеля, возглавлявшиеся Великим Змеем. В летописях описывается эта война, которая, вероятно, вышла далеко за пределы первоначальных целей и привела к истреблению целых армий людей…

А.Элфорд, Боги нового тысячелетия.

Во времена шумеров богом — победителем дракона был Энлиль; затем, во времена гегемонии аккадцев, эта роль перешла к Мардуку; в эпоху гегемонии ассирийцев высшим божеством стал Ашур, и тогда имя Мардука на табличках было стерто, а место его в официальной летописи геройских свершений занял Ашур. На палестинской почве с чудовищным змеем Иллуянки дрался бог грозы, и, как полагают, Яхве является прямым наследником этих героев, вступившим в битву с чудовищным Левиафаном

В.Синельченко, М.Борисов,
«В мире мифов и легенд».

(Интересно, что довольно конкретный способ — хорошенько напоить дракона вином и уж тогда, доведя его до беспомощного состояния, убить — прослеживается от мифологии хеттов до берегов Японских островов…)

Хумбабу (Шумерская легенда)
…Гильгамеш со своим другом Энкиду отправился в кедровый лес, чтобы сразить чудовищного великана Хумбабу, не дававшего проходу всем древним шумерам. Хумбаба — существо с семью «шейными одеяниями», семью ужасами, каждое из которых — самостоятельное полубожественное существо, а вместе они составляли подобие гигантского дракона.
Лотан

Лотан — злобный дракон о семи головах из мифологии Древней Месопотамии. В древних текстах упоминания о нем постоянно сопровождаются эпитетами «извивающийся», «вредоносный».

Справиться с Лотаном смогла только богиня Анат. В некоторых вариантах мифа, впрочем, эта победа числится за бесстрашным героем Баалом (Ваалом).

В мифе о богине-воительнице Анат повествуется о ее борьбе против морского бога смерти Ямма и его Дракона. Анат говорит:

Не сгубила ли я Ямма, любимца Эла,
Не уничтожила ли бога Реку?
Не поразила ли я Дракона,
Не победила ли гибкого Змея,
Могучее чудовище с семью головами?
     (Мифология древнего мира)

Эта битва с Драконом символизирует борьбу богов растительности и жизни против Хаоса и смерти. Литературное отражение ее сохранилось в библейской письменности (Пс 73,14; Ис 27,1; ср. Откр 12,3). Но в Библии Дракон есть образ Сатаны, твари, восстающей против Бога.

Асаг

В древней Месопотамии, в подземной стране Кур, обитало страшное чудовище — крылатый дракон Асаг. Часто выходил он из преисподней и вихрем носился по земле, распространяя недуги и немощи, отравляя воздух своим тлетворным дыханием.

Долгое время боги не решались выступить против свирепого дракона. Даже самый смелый из богов — Нинурта опасался вступать в бой с чудовищем.

И вот однажды божественная булава, называемая Шарур, заговорила человеческим голосом и обратилась к своему хозяину: «О великий Нинурта! Неужели и ты боишься подземного демона, насылающего на землю бедствия и скорбь?»

Устыдился Нинурта и ринулся в бой против Асага, но тот взглянул на него своими страшными, мертвящими глазами, и великий бог смутился и умчался прочь, подобно птице.

Вновь обратилась Шарур к своему господину: «Не бойся и не страшись. Метни меня в свирепого дракона, и я уничтожу его».

Ободрился Нинурта, вернулся на поле битвы и не раздумывая метнул во врага свое божественное оружие. И свалился дракон обратно в Кур.

Но тут произошло ужасное: из распоротого дракона хлынули горькосоленые воды и стали заполнять реки, озера, впадины и овраги. Не осталось на земле свежей воды. Люди и животные страдали от жажды, нечем было орошать поля и сады.

«Жесток был голод, ничего не произрастало. Поля не орошались. Никто не копал канавы. Во всех странах исчезла свежая зелень, только сорняки произрастали повсюду».

Но мудрый Нинурта нашел выход. Он стал швырять камни, нагроможденные у входа в Кур, и преградил ими путь горько-соленым водам.

Так был побежден дракон Асаг; так были побеждены и посмертные его злодеяния.

«И вот поля в изобилии произвели зерно, виноградники и сады — фрукты. Плоды земные громоздились в амбарах подобно холмам. Владыка удалил скорбь с лица земли, он вселил ликование в сердца богов»

по Д. Редеру.

Нирах

Нирах (апеллятив к шумер. слову «гадюка»), в шумерской мифологии божество, олицетворяющее змею. Почитался в городе Дер как посол бога Сатарана. В староаккадийское время (23-22 вв до н.э.) на цилиндрических печатях встречается изображение бога со змеиной нижней частью тела, не исключено, что это Нирах. На одном из штандартов это божество обозначено знаками «Дангир-Муш», т.е. «бог-змея». Более всего с образом Нираха связывается изображение змеи возле символа бога на средневавилонских межевых камнях «кудурру».

При составлении описаний использовался «Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила», Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.
«Мифологический словарь» 1990 г. изд. «Советская Энциклопедия» гл. редактор Е. М. Мелетинский.