Превращайся вместе со временем. Не желай никогда быть кем-нибудь.
Будь — то вверху, то внизу. Согласие — вот твоя мера».
«Постигший жизнь». Чжуан-Цзы.
Лев
Лев — как и орел, животное, символизирующее господство, часто фигурирует в геральдике и характеризуется в баснях как «царь зверей». Астрологически связанные в качестве созвездия с «планетами» Солнца, его символические черты также имеют солнечный характер. Основанием этого, вероятно, является сила зверя, а также его золотисто-коричневая окраска и напоминающая лучи грива самца. Как и об орле, о льве говорят, что он может смотреть на Солнце, не мигая. Мужское обозначение льва позволяет ему также появляться в качестве контрастного дополнения к великим богиням (Кибеле, Артемиде, Фортуне — однако также и в виде львицы). В Египте львица была обликом богини войны Сехмет, в то время как лев с солнечным диском на голове представлял бога Ра. По-видимому, и небо в ранние времена, пока его символизация не осуществлялась богиней неба Нут или коровой, олицетворялось львом, который ежевечерне проглатывает Солнце. В античности боги и герои мифических времен, например Геракл, нередко изображались как победители львов, чтобы представить победу человеческого духа над животной природой.
В христианской символике образ льва имеет двойственный характер, с одной стороны, как символ силы иудейского племени, но затем также как образ пожирающего дьявола, от которого может защитить только сам Бог.
Раннехристианский текст «Физиологус» содержит символические сюжеты о льве: так, например, во время странствий он хвостом заметает свои следы («Так и Христос, мой Спаситель, Победитель из иудейского племени… посланный невидимым Отцом, стирает свои духовные следы, т.е. свою божественность»); в своей пещере лев спит с открытыми глазами («Так почиет тело моего Господа на кресте, но его божественность бодрствует по правую руку Бога-Отца»). Наконец, рассказывается об удивительных обстоятельствах его рождения: «Когда львица производит на свет детеныша, то она рождает его мертвым и бодрствует у тела до тех пор, пока на третий день не приходит отец и не начинает дуть ему в физиономию… (львица) сидит напротив него целых три дня напролет и смотрит на него (на детеныша). Но если она отведет взгляд, то он не будет оживлен». Лев-самец пробуждает его, вдувая ему в ноздри жизненное дыхание. «Так и неверные язычники во время трехдневного могильного покоя и воскресения нашего Господа Иисуса Христа взирали (на него) и делались (духовно) живыми… Когда пришел лев-самец, т. е. оживляющее слово, он (Святой Дух) дунул на них и сделал их живыми». Следует негативное толкование: пусть человек пребывает в ощущении Бога, чтобы не впасть в искушение льва, «это значит — дьявола. Так как он, даже если не показывает себя людям, домогается своего посредством искушений, с помощью которых он проглатывает, как лев…»
В образном мире алхимии лев частично является символом первовещества серы, но в другом отношении как «красный лев» — готового философского камня. Зеленый лев означает растворитель с большой разрушительной силой.
Большей частью лев представляет крайности: или в позитивном смысле как образец героического человека, или в негативном — как символ дьявольского мира (1 Пет 5:8).
Христос часто изображается победителем над животными персонификациями, такими как львы, драконы или василиски. Его прообраз в Ветхом завете в этом смысле — Самсон, который растерзал льва.
В Восточной Азии львы были известны только из далеких преданий, и имя льва (ших) производится от персидского «сир». Поэтому львы, изображенные на картинах и в скульптурах, имеют мало общего с натуральным прообразом. В качестве фигур стражей у ворот представлены два стилизованных льва, которые охраняют вход в священные места. Правый воспринимается как представитель мужского пола и держит под лапой шар или жемчужину, левый (женского пола) — детеныш. Во время львиного танца, который празднично исполняется 15-го числа 1-го лунного месяца, находит применение львиная маска с золотыми глазами и серебряными зубами, причем «лев» может быть умиротворен только небольшими денежными пожертвованиями. Скачущие на львах мужчины являются символами божественной силы.
В Японии лев (львиная собака) еще больше утерял свой натуральный вид; его называют «собака Будды» и он в качестве «караши-ши» также охраняет здесь вход в храмовые места.
В европейской геральдике лев, наряду с орлом, — чаще всего встречающееся гербовое животное, в большинстве случаев стоящее (поднимающееся) на задних лапах или «впавшее в ярость» (с открытой пастью, ощетинившейся гривой, высунутым языком и поднятыми передними лапами), с очень стройным телом и косматым туловищем, по большей части красной или золотистой окраски, с когтями и языком, выкрашенными в другой цвет. Ввиду того, что лев, как «царь зверей», олицетворял воинскую доблесть и силу, он уже в средние века часто включался в гербы.
В астрологической символике «огненный знак» льва подчиняется Солнцу и золоту, как символ, образующий «королевский» знак для родившихся между 23 июля и 23 августа. Им приписываются такие качества, как любовь к роскоши и богатству, тщеславие, склонность к властолюбию и тирании, а также прирожденный авторитет и величие духа, причем выразительное действие образа, очевидно, зависит от символики пятого знака зодиака, носящего имя «льва».
Глубинно-психологическая версия символа содержит иное его толкование и рассматривает льва как существо большой, но сдерживаемой энергии, спокойно и без усилий господствующее, неудержимое в нападении и неуклонно уничтожающее в борьбе. Когда он в сновидении, согласно Эрнсту Эппли, затрагивается символом осознания влечений, настолько завораживается большой и опасной силой, что даже знаток-толкователь смутно чувствует, что эта большая, дикая энергия требует прорыва к новой, устойчивой в своих влечениях личности».
Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»