Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Если же в битве жена одолеет когда-либо мужа <…>,
Скажет тогда кто-нибудь из грядущих потомков [аргосских]:
«Страшный в извивах дракон погиб, копием прободенный»».
Геродот. «История»

Химера

Химера (греч. Chimaira) — в современном речевом обиходе всего лишь символ сказок и поговорок типа: «Все это химера» (несбыточная фантазия).

Первое упоминание о Химере находится в шестой песне «Илиады». Там написано, что она была божественного происхождения — перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь, и убил ее, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка, скачущий на крылатом коне Пегасе.

Так, о рождении Химеры написал Гесиод в «Теогонии»:

Также еще разрешилась она изрыгающей пламя,
Мощной большой быстроногой Химерой с тремя головами:
Первою — огнеокого льва, ужасного видом,
Козьей другою, а третьей — могучего змея-дракона.
Спереди лев, позади же дракон, а коза в середине;
Яркое, жгучее пламя все пасти ее извергали.
Беллерофонт благородный с Пегасом ее умертвили.

В VI Книге Илиады Гомер пишет:

Беллефонт и Химера. Рисунок на вазе
Беллефонт и Химера. Рисунок на вазе
Юноше Беллефонту убить
 	заповедал Химеру
 Лютую, коей порода была
 	от богов, не от смертных:
 Лев головою, задом дракон
 	и коза серединой,
 Страшно дыхала она
 	пожирающим пламенем бурным.
 Грозную он поразил,
 	чудесами богов ободренный.

Беллерофонт стал благодаря этому дохристианским прототипом «умертвителей» дракона, как, например, св.Георгий и св. Михаил.

Химера из Ареццо(Arezzo) около 480г. до н.э.
Химера из Ареццо(Arezzo) около 480г. до н.э.

Голова льва, брюхо козы и хвост змеи — таково самое естественное ее описание, содержащееся у Гомера, однако «Теогония» Гесиода приписывает ей три головы, и так она представлена в знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо, датируемом V веком. Посредине хребта у нее козья голова, на одном конце змеиная, на другом — львиная.

Химеры иногда изображаются на средневековых мозаиках и капителях как воплощение сатанинских сил. В античное время это наводящее ужас существо изображалось на гербах многих городов, например Коринфа и Кизика.

Химера считалась дочерью Ехидны, самки змеи, и чудовища из преисподней Тифона, ее братом был адский пес Кербер (Цербер). Ее тройственное изображение воспринимается также как символ трех времен года, причем лев обозначает весну, коза — лето, а змея — зиму (Р. фон Ранке-Гравес).

Рационалистическое толкование сделало это тройственное существо воплощением опасностей на суше и на море, но прежде всего — символом вулканических сил в недрах Земли.

В шестой песне «Энеиды» снова появляется «огнедышащая Химера»; комментатор Сервий Гонорат отмечает, что, по мнению всех авторитетных ученых, чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера — метафора этой необычной горы. Когда-то Плутарх высказал предположение, что Химера — это имя некоего капитана с пиратскими наклонностями, приказавшего нарисовать на своем корабле льва, козу и змею.

Эти нелепые догадки показывают, что Химера уже давно будоражит умы. Чем ее воображать, казалось, удобней отождествить ее с чем ни попало. Слишком она гетерогенна: лев, коза и змея (в некоторых текстах дракон) сопротивлялись, не желая образовать одно животное. Со временем Химера превращается в понятие «химерического». Нескладный образ исчезает, а слово остается для обозначения невозможного.

Ганс Бидерман
«Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес
«Книга вымышленных существ»