Практические советы для оформления текста в столбик ;)

(1/3) > >>

Ex tenebris:
Цитировать

По мотивам темы http://dragons-nest.ru/forum/index.php/topic,8044.0.html
     

Буду злобствовать, потому что уже надоело объяснять всем изобретателям - то, что они почему-то называют стихами, никакого отношения к стихотворчеству не имеет. Это просто текст, отформатированный в столбик, что даже для стихотворения не обязательно, зато обязательным для него, горемычного, является наличие ритма и рифмы. Не говоря уже о содержании. Конечно, если ты, например, И.Бродский, или хотя бы С.Есенин, то имеешь право свободнее распоряжаться ритмом стиха, однако тогда довольно сильно возрастают требования к стилю и содержанию, чего в вышеприведённых текстах не наблюдается.

      Выше я уже упомянул про рассказывание о строении Вселенной в двух словах; так и в стихоплётстве - в двух словах не получится. Прежде чем начинать изобретать стихотворный велосипед, стоит почитать стихи других поэтов, а заодно почитать учебники о стихоплётстве. Это помогает даже гениям-самородкам, да и обычным людям поэтам не мешает.

Orixenus:

Тут Орикс вспомнила, что она тоже модератор раздела Творчество.

Цитата: Kassandra Devera

Я читала не мало стихов поэтов. Я вполне отличаю ямб от хорея, если хотите знать, и вполне знаю правила стихосложения.

Неважно, знаешь ли ты названия размеров. Важно, осознаешь ли ты суть размера и вообще структуру ритма стихотворения.

В качестве примера предлагаю тебе нарисовать слоговые схемки пары твоих стихотворений (целиком). Напомню, U - безударный слог, ' - ударный.

Например:
Мой смерти день давно забыт,
Лишь помню вкус я мёртвой крови,
U'U'U'U'
U'U'U'U'U

Это нехитрое упражнение, во-первых, поможет тебе на практике понять суть стихотворного ритма, а во-вторых, увидеть, что именно в ритме твоих стихов неладно. Потому что там многое неладно. Каждое стихотворение состоит из строк с разными размерами - тут пара в одном ритме, там четыре в другом, и т.д. Перестраиваться с одного размера на другой непросто - привыкаешь к одному, пытаешься ставить ударения по привычке, а там хлоп! - уже не совпадает схема, спотыкаешься, давишься словами. Некоторые строки вообще с нарушенным ритмом.
Вот поэтому опытные специалисты по поэзии уже высказались по этому поводу. Потому что без ритма стихотворение - не стихотворение.

Ellery:
Цитата: Kassandra Devera

Я читала не мало стихов поэтов. Я вполне отличаю ямб от хорея, если хотите знать, и вполне знаю правила стихосложения.
Вот снова внезапно: поэзия - это не просто текст, впихнутый в канонический стихотворный размер, который - совсем внезапно! - может и отсутствовать. А рифма так и вовсе к числу основных качеств не относится, являясь признаком формальным и необязательным. Посему отличать ямб от хорея и писать хорошие стихи - это две большие разницы. Говорю со всей ответственностью, основанной на филологическом образовании выше высшего.  :smartass:

Цитата: Kassandra Devera
За конструктивное замечание я приму лишь конкретные указания что не так
Конкретные указания на кривой ритм, хромающую на обе ноги грамматику, неблагозвучность, примитивность образного строя и обилие ненужных слов могли бы занять пару страниц по каждому опусу - но каков КПД такого разбора?
Внимание, сравнение! Если платье сшито кривой строчкой, нитками неправильного цвета, да и скроено криво, и карманы не на месте, и воротник наизнанку, то его надо либо распороть и  полностью переделать, либо - если все безнадежно - выкинуть. А тыкать пальцем в каждый корявый стежок - только время терять.

Orixenus:
Ладно, пока у меня есть время, пожалуй, еще немного скажу.

Цитата: Kassandra Devera

Мне конечно, всё это очень обидно читать, потому что здесь не "конструктивное замечание", а просто осведомление автора о том, что "Мне это не нравится". Поясню это тем, что ничего конкретного в его словах не было указано.
Я читала не мало стихов поэтов. Я вполне отличаю ямб от хорея, если хотите знать, и вполне знаю правила стихосложения.
Если вам просто не нравится, то так и пишите либо вообще не комментируйте. За конструктивное замечание я приму лишь конкретные указания что не так.

Конструктивное замечание по стихам - это не всегда просто. Когда у даровитого поэта где-то одно слово выбилось из ритма или просто плохо подходит, режет слух, тут легко сказать "вот это слово бы заменить". А вот что сказать, когда в стихе много ошибок? Да еще когда автор их сам не видит. Ну скажет Эллери или Тенебрис, что в третьей строке ритм уплыл, и поймешь ты, о чем речь?
Поэтому я проделала небольшую работу и попробую пояснить наглядно.

Итак (строки пронумерованы для удобства объяснений):

1 Дракончик-малютка идёт по тропинке,
2 Ему вдруг на носик спустилась снежинка.
3 Чих! И растает снежинка в горячей волне.
4 Дракошка подумал, что это во сне.
5 Но нет, то не сон, то пришла к нам зима,
6 Посмотри, как снежинок летит кутерьма,
7 Как белеет земля, как окутает лёд
8 Все озёра и реки, метель запоёт.
9 Ледяной красотой весь покроется мир,
10 Зима начинает морозный свой пир.
11 Снегом и льдом украшает всю землю,
12 Приглашает на танец девчонок-метелей.
13 Дракончик, очнись! Тебя мама зовёт.
14 Иди осторожней, под лапками лёд...

Слоговая схема:

1 U'UU'UU'UU'U
2 U'UU'UU'UU'U
3 'UU'UU'UU'UU'
4 U'UU'UU'UU'
5 U'UU'UU'UU'
6 UU'UU'UU'UU'
7 UU'UU'UU'UU'
8 UU'UU'UU'UU'
9 UU'UU'UU'UU'
10 U'UU'UU'UU'
11 'UU'UU'UU'U
12 UU'UU'UU'UU'U
13 U'UU'UU'UU'
14 U'UU'UU'UU'

Что мы видим? Первые 2 строки в одном ритме. 3 почему-то начинается с ударного слога и вообще отличается по ритму, здесь мы получаем первую зуботычину. 4 и 5 возвращаются в первоначальный ритм (ну, отпавшие безударные слоги принимать во внимание не будем). 6, 7, 8 и 9 в одном ритме, но не в том, что 1, 2, 4 и 5. 10 возвращается к первому ритму (сюрприз!). 11 снова дает нам по зубам другим ритмом с ударным началом. 12 продолжает звучать в тон 6-9 строкам. 13 и 14 вернулись к первоначальному ритму. Как итог - чехарда ритмов, две сильные зуботычины и горстка мелких при переходе с одного ритма на другой. Что еще? А, да, у нас рифмуются строки 1 и 2, 3 и 4 и т.д. То есть хоть строки 4 и 5 одинаковы по ритму, толку с этого мало, т.к. 5 рифмуется с 6, которая уже совсем из другой оперы. И 9 рифмуется с 10, которая в другом ритме.
И это только конкретные пояснения к ритму, лексику я не трогаю, т.к. не филолог и вообще в стихах не эксперт.

Провести анализ ритма других стихов ты можешь уже самостоятельно.

Orixenus:
Цитата: Kassandra Devera

Ведь эти неровности созданы умышленно.

Я не понимаю, нарушения ритма были созданы специально? Зачем? И как оно звучало бы без этих специальных добавок, есть вариант?

Цитата: Kassandra Devera
Вы же не спотыкаетесь о каждый корень на земле, когда идёте, ведь у вас есть глаза.

Плохая аналогия. Когда я иду в лес, я знаю, что там корни, это ведь не газон на футбольном поле. Корень на футбольном поле - это уже повод для разбирательств. Так и стих - когда я его читаю, я не ожидаю, что там будут зуботычины, это же стих!

Цитата: Kassandra Devera
А для чтения стихов нужны уши. Вы слышали, как они читаются? Если бы я прочитала вам их вслух, никаких колдобин вы, вероятно, не заметили бы. Просто нужно знать, как читать их.

 О_о
Я читаю буковки глазами, и там, где я их читаю, нет авторских пояснений, КАК их надо читать, я читаю и воспроизвожу мысленно их звучание по правилам своего языка, который учила в школе и которым пользуюсь как основным рабочим инструментом в своей корреспондентской работе. Ты знаешь, как их читать? Прекрасно! А мы тут при чем?

P.S. я могу понять, когда текст песни имеет огрехи - там музыкальный ритм его дополняет. Но тут-то просто стих...

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница